О виноградарстве и винных складах древней Габалы (ФОТО)

У.Гейдарова

Изучение истории возникновения Кавказской Албании, развития ее материальной и духовной культуры неразрывно связаны с археологическими раскопками исторической Габалы (Габалинский район Азербайджана). Ценный материал, накопленный многолетними археологическими раскопками, позволяет осветить ряд вопросов, касающихся развития виноградарства и виноделия в античный период.

Развалины античной Габалы, упомянутой в трудах Плиния Старшего (I в. н.э.) и Птолемея (II в. н.э.), были обнаружены в свое время в долине между реками Карачай и Гочаланчай.

Археологические раскопки данного городища, занимавшего площадь более 50 га, дали богатый материал античной эпохи (IV в. до н.э. — I в. н.э.): различного типа гончарные сосуды, строительная керамика (обожженные кирпичи и черепица), разнообразные украшения, металлические изделия, оружие и орудия труда, клады монет, остатки крупных общественных зданий и других построек и т.д. Античные слои были скрыты и изучены также на двух других участках древней Габалы — Сельбире и Гале (территория села Чухур Габала в 20 км от современной Габалы).

Раскопками было установлено, что античная Габала как город выросла из довольно крупного поселения, существовавшего в период поздней бронзы-раннего железа (конец II тыс. до н.э. — начало I тыс. до н.э.).

Хозяйство столицы Кавказской Албании, расположенной в живописных районах на южных склонах Большого Кавказа с плодородной почвой и обильными запасами воды из рек и многочисленных родников базировалось, прежде всего, на земледелии, наряду с традиционными для города ремесленным производством и торговлей. Основу земледельческого хозяйства города составляло выращивание зерновых культур, таких как ячмень, пшеница и просо, обугленные остатки которых были выявлены в помещениях общественных зданий, хозяйственных ямах, в составе кирпичей и т.д. Из бобовых культур были выявлены остатки гороха и чечевицы.

На территории античного городища были обнаружены расположенные рядами круглые и овальные по форме хозяйственные ямы, позволявшие хранить тонны зерновых, что свидетельствует о высоком уровне развития земледельческой культуры с использованием передовых орудий труда и тягловой силы.

Помимо хлебопашества было развито бахчеводство, садоводство и виноградарство, о чем свидетельствуют археологические находки обуглившихся косточек различных плодовых культур и винограда. Например в ходе раскопок удалось обнаружить обуглившуюся ягоду винограда.

Кроме того, на территории Галы, на дне керамического сосуда из культурного слоя античного периода были обнаружены косточки винограда, айвы и груши. Подобные находки, относящиеся к периоду античности, помимо Габалы, были известны из археологических раскопок в Мингячевире (кувшинные погребения IV-I вв. до н.э.), Узерликтепе (Агдамский район, IV-I вв. до н.э.), Каратепе (Бейлаганский район, V-I вв. до н.э.).

Согласно результатам палеоботанических анализов остатков винограда, проведенных А.М.Негрулем, было установлено, что селекция винных и столовых сортов в Азербайджане успешно развивалась уже в период античности, то есть намного раньше арабского владычества, и не была связана с запретом на потребление вина, введенное арабами, как предполагалось ранее.

Виноградари Габалы, Шемахи и других областей Кавказской Албании обладали глубокими познаниями в этой области и пользовались совершенными для своей эпохи орудиями труда, позволявшими им выращивать богатые урожаи. Среди обнаруженных археологами орудий и инструментов, используемых в виноградарстве в античную эпоху, были мотыги, лопаты, различные ножи, секаторы и секачи.

В «Географии» Страбона (I в. до н.э. — I в. н.э.) можно прочитать следующее: «Молодые лозы плодоносят уже на второй год, а, достигнув зрелости, дают так много гроздей, что значительную часть их приходиться оставлять на ветвях».

Страбон отмечал, что «албаны никогда не окапывают до конца виноградные лозы, а только раз в 5 лет подрезают их».

А.Ш.Ахвердиев связывал это с локальными климатическими условиями, отмечая, что действительно, несмотря на редкую обрезку, виноградари Азербайджана в начале XX в. собирали богатый урожай с виноградных лоз, возделанных чердачным способом. В работе на виноградниках помогали различные по форме ножи и секачи. Чаще всего с садоводством и виноградарством связывали серповидные ножи, имевшие вогнутое лезвие и выпуклую спинку, конец их клинка был закруглен.

1 — Мингячевир. 2 — Узунбойлар. 3 — Габала

Ареал распространения этих ножей включает почти всю территорию Южного и Северного Кавказа, известны они из грунтовых и кувшинных погребений Азербайджана и Грузии.

По определению Ф.Османова, из раскопок в Азербайджане известны также несколько видов секачей. Один из них — «дехре», широко применяли и в более позднее время в регионах Азербайджана во время садовых работ: при рубке веток деревьев, кустарников, обрезании лоз винограда. Более современные образцы отличались от древних массивностью.

На территории средневековой части древней Габалы — Гале, в катакомбных и кувшинных погребениях в Ялойлутепе, Мингечауре и Исмаилинском районе было выявлено несколько экземпляров секачей.

Дехре

Другой вид секачей, имевший оригинальную форму характерен лишь для территории Кавказской Албании, и в отечественной археологии получил название «коленчатого секача». Этот вид секача имел плоскую коленчатую рукоять и дугообразное изогнутое лезвие, рабочей частью которого служила выпуклая сторона. Подобные орудия виноградарей были выявлены в грунтовой могиле на античном городище Габалы, грунтовых погребениях Нюди, Узунбойлар.

1 — Габала. 2 — Нюди. 3 — Узунбойлар

Благодаря своим вкусовым и питательным качествам виноград был широко представлен в рационе населения Азербайджана во все времена. Его употребляли в пищу в свежем и в сушеном виде, из листьев готовили долму. Этнографические сведения показывают, что в Азербайджане из винограда помимо вина, готовили большое количество разнообразных напитков.

О развитии виноделия в древней Габале свидетельствуют и остатки большого продовольственного склада, обнаруженного в 2008 г. под строительными остатками второго овального сооружения. Были расчищены углубления со следами днища и тулова более чем 200 кувшинов, вкопанных по плечи в землю в 11 рядов.

Винный склад древней Габалы (IV-III в. до н.э.)

Кувшины были светло-красного цвета, толстостенные, с широкой, короткой горловиной, венчики которой были отогнуты наружу. Снаружи сосуды были покрыты ангобом. Корпус некоторых из них был украшен рядами параллельных друг другу узких, выпуклых линий. В качестве крышек использовались плоские расслаивающиеся камни.

Согласно результатам палинологического анализа содержимого одного из кувшинов, первоначально в нем хранили вино. О целевом предназначении склада свидетельствуют также фрагменты керамического сосуда — ойнохойи, обнаруженные возле и внутри одного из кувшинов продовольственного склада. Кроме того, из-за вина, стекавшего из трещин или проливавшегося во время его черпания из кувшинов, земля вокруг них приобрела голубовато-зеленый цвет. По-видимому, емкости, ставшие не пригодными для хранения вина, впоследствии, использовали для хранения других продуктов — зерна, грецких и мелких орехов. Продовольственный склад, функционировавший более 100 лет, относится к IV-III вв. до н.э.

Возможно, склад в Габале, был связан с податной системой царя или одной из «храмовых областей» древней Албании, о которых сообщает Страбон. Известно о налогах, выплачиваемых различными сословиями в пользу церкви из канонов Агуенского Собора Албанской церкви, состоявшегося в конце V в. Среди этих податей, были подати выплачиваемые натурой, в частности вином.

Древняя Габала. Ямы с остатками кюпов

Масштабы этого склада говорят в пользу развитости не только производственных сил и отношений, но также о ресурсах и возможностях страны. Наличие на этом участке античного городища крупных, общественных овальных зданий, одно из которых существовало одновременно со складом, говорит об особой роли этой части древней Габалы в жизни города, а масштабы построек говорят о силе и могуществе столицы Кавказской Албании.

Еще один винный склад был обнаружен на другом участке древней Габалы, в Гале в 1980-е годы в ходе археологических раскопок под руководством Г.Ахмедова. Целым оказался лишь один из семи обнаруженных хозяйственных кувшинов, зарытых по горло в землю. В качестве крышки опять же была использована круглая каменная плита. Сосуды были изготовлены из хорошо отмученной глины с примесью песка, хорошо обожжены и ангобированы с внешней стороны. Обнаруженные внутри некоторых сосудов целые ойнохои и фрагменты от них, лишь подтверждают мысль о хранении вина в этих хозяйственных кувшинах. По времени этот амбар относился к периоду поздней античности — II-III вв. н.э., т.е. около 600 лет после амбара на античном городище.

Все это подтверждает, мысль о том, что в Габале в античный период в бытность ее столицей Кавказской Албании, виноградарство и виноделие являлось составной частью хозяйственной жизни и достигло высокого уровня развития. Подобные процессы наблюдались и в других античных городах Албании, например, в древней Шемахе, где археологами были выявлены остатки производственных сооружений, связанных с виноделием.

Многочисленные находки связанные с виноделием на территории Азербайджана не оставляют сомнений в том, что виноделие носило здесь промышленный характер, преодолев черту домашнего производства. По мнению Дж.Халилова продукция виноделов Кавказской Албании продавалась не только на местных рынках, но и возможно экспортировалась.

По материалам сборника «Этнокультурное наследие Кавказской Албании»

Античность и средневековье: наследие дневней Габалы из альбома 1985 г. (ФОТО)
Из истории Габалы — древней столицы Кавказской Албании (в трудах А.Крымского)
Древний город Габала в III в. до н.э. — III в. н.э.