Земфира Абдуллаева
Говорить о Тофике Кулиеве (1917-2000) композиторе, пианисте, дирижере, видном музыкально-общественном деятеле – задача сложная. Сложная потому, что в его чрезвычайно насыщенной событиями творческой жизни тесно сплелись разные сферы деятельности, между которыми он долгие годы делил свое время.
Творчество композитора, дирижерская работа в кино, в театре, в консерватории, работа пианиста в джаз-оркестре, аккомпаниатора певца – каждый из этих родов деятельности мог бы стать главным, но не стал, ибо над всеми ими стояла Песня. Песне он посвятил жизнь, на службу ей отдал свой редкий талант пианиста, дирижера.
Автор симфонических произведений, кантат, фортепианных сочинений, музыки к драматическим спектаклям, Тофик Кулиев внес весомый вклад и в национальную киномузыку, обогатил интересными образцами азербайджанскую музыкальную комедию.
Однако именно песня, выражаясь метким неологизмом выдающегося композитора Кара Караева, оказалась «лейтжанром его творчества». Тофик Кулиев был одним из тех, кто хорошо понимал, сколь в действительности труден этот «легкий жанр», и он своим подвижническим трудом поднял песню на уровень подлинно высокого искусства.
Он достиг этого посредством присущих ему мобильности, гибкости музыкального мышления, изобретательности, художественной выдумки, которые рождали неожиданные жанровые сплавы, не предусмотренные эффекты в мелодии и гармонии, фактуре и ритме, колористические находки в оркестровке. С ней, с песней, нередко сплеталась его музыкально–общественная деятельность, также отнимавшая у композитора немало времени. Она же помогала ему преодолевать тяжелые испытания на жизненном пути.
Достаточно просто назвать песни, с первого же дня полюбившиеся народу «Песня о нефтяниках», «Зибейда», «Не гордись», «Кавказская застольная», «Азербайджан», «Песня о Баку», «Пой, море, пой», «Встреча у моря», «Золото ветвистое», «Вечерняя песня». Эти и многие другие песни навсегда вошли в сокровищницу азербайджанской музыкальной культуры. Как трудно представить Баку без Каспия, без знойного летнего солнца и ветров, без нефтяных вышек, без дворца Ширваншахов и «Бешмертебе», так не представляешь себе Баку без песен Тофика Кулиева.
*****
19 ноября 1997 года. Многолюдно у бакинского Дворца республики, сюда непрерывным потоком продолжают стекаться люди. Вокруг царит праздничное оживление, на лицах радостные улыбки. Ведь это памятный день для всей азербайджанской культуры, всего музыкального искусства – общественность Баку отмечала 80-летие любимого композитора.
Огромный зал дворца переполнен, не вместив тем не менее всех желающих попасть на юбилейный вечер. Артисты, хорошо знающие композитора или знакомые с ним по его творчеству, выступали с огромным энтузиазмом, превратив концерт в великолепный праздник искусства, посвященный Мастеру.
В приветственных речах, обращенных к юбиляру, отражалась признательность творцу и человеку, отдавшему всю жизнь служению народу, родному искусству. Эти чувства любви и признательности получили отражение и в обращении к юбиляру присутствовавшего на концерте президента Азербайджана Гейдара Алиева, который выразил уверенность в том, что музыка Тофика Кулиева будет звучать в веках.
Тофику Кулиеву, 100-летие которого торжественно, на официальном уровне отмечалось в Азербайджане в конце 2017-го, принадлежит историческая заслуга создания качественно новой по образно-интонационному строю азербайджанской песни, рожденной органичным синтезом многих слагаемых: народной музыки, традиций массовой песни, эстрады, джаза.
Жанрово многообразные песни Т.Кулиева определили наиболее характерные черты современного национального песенного стиля, став отправной точкой для композиторов последующих поколений.
Он обладал редчайшим даром мелодиста. Его мелодии рельефные, яркие, отмечены, как правило, редкой теплотой, доверительностью художественного высказывания. Они легко запоминаются, как-то сразу же западая в душу. Не случайно многие кулиевские мелодии с годами стали почти народными, без них трудно представить себе современный музыкальный мир азербайджанцев.
Главный секрет такой широкой популярности песен Кулиева заключается в том, что он умел в своем творчестве говорить о самом важном в жизни человека, о том, что волновало его современников, причем говорить просто и вместе с тем возвышенно. Его искусство пронизано каким-то удивительным романтизмом.
Как говорил сам композитор: «Моя музыка в той или иной степени исповедальная, и она расскажет обо мне больше, чем любое интервью. Надо просто уметь слушать».
Музыкант высокой квалификации, выпускник бакинской и московской консерваторий, учившийся в аспирантуре, Тофик Кулиев творчески сформировался в период становления национальной профессиональной композиторской школы.
Наряду с Кара Караевым, Джовдетом Гаджиевым, Фикретом Амировым и Ниязи он принял эстафету у великого Узеира Гаджибекова, став одним из тех, кто сыграл основополагающую роль в создании национального жанра массовой песни. Надо сказать, что дар воздействия на слушателя, которым Тофик Кулиев обладал как композитор-песенник, общительность интонаций его музыки всегда шли как бы параллельно с даром пианиста.
В его пианизме ощущаются те же качества, что и в песнях: мягкий лиризм, культура выражения, такт, чувство стиля. Т.Кулиев мог сесть за рояль в любой аудитории, и можно было только удивляться гибкости пальцев, бегущих по клавишам, словно он упражнялся долгими часами, хотя известно, что композитор никогда не оттачивал свою технику игры на фортепиано, она была у него от природы.
*****
В 1935 году по предложению У.Гаджибекова азербайджанский наркомпрос направил Тофика Кулиева для продолжения учебы в Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского. Во время приемного экзамена на дирижерский факультет молодой Тофик игрой на фортепиано обратил на себя внимание ректора консерватории, великого пианиста и педагога Генриха Нейгауза, одного из создателей современной пианистической школы. Нейгауз предложил ему поступить на фортепианный факультет.
Это была высокая честь: великий мастер дал оценку пианистического таланта Т.Кулиева, этой яркой грани его грандиозного дарования. Вспомним, что в классе Г.Нейгауза учились такие мировые величины, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Станислав Нейгауз. Однако Кулиев, увлеченный мечтой о дирижировании, а еще более джазом, от этого лестного предложения отказался.
В период учебы в Московской консерватории Тофик Кулиев одновременно работал в кафе гостиницы «Националь». Это было богемное заведение, где вечерами имели обыкновение собираться музыканты, артисты, писатели.
Тофик Кулиев играл в оркестре на фортепиано, привлекая слушателей ярким исполнением сольных фрагментов, в которые всегда вклинивал национальные мелодии. На его игру обратил внимание один из частых посетителей кафе-клуба, известный пианист, руководитель Всесоюзного джаз-оркестра А.Н.Цфасман. Он пригласил молодого пианиста в свой оркестр, где обычно сам сидел за роялем. Оркестр Цфасмана был в ту пору широко известен и, естественно, играть с таким коллективом было очень ответственно и интересно, не говоря уже о чисто материальной стороне.
Работа в этом оркестре оживила давно зревшее в душе желание создать свой национальный джаз. Загоревшись этой мыслью, в 1939 году Т.Кулиев возвращается в Баку и совместно с Ниязи создает первый азербайджанский эстрадный оркестр. 7 сентября 1941 года оркестр под управлением Тофика Кулиева дал первый концерт в зале Бакинской филармонии, ознаменовав рождение национального джаза, а его руководитель вошел в историю азербайджанской музыки как основоположник эстрадного джаза.
Солистами первого джазоркестра были певица Диляра Багирбекова (будущая жена композитора) и певец Салман Дадашев. Эстрада, джаз – все это было ново для того времени, требовалось фактически создавать стиль новой национальной музыкальной ветви. Заслуга создания в республике первых произведений джазовой музыки по праву принадлежит Тофику Кулиеву.
В годы войны оркестр Тофика Кулиева жил активной концертной жизнью, часто выступая на передовой перед бойцами. В этот период композитор делает переложения, обработки народных песен и танцев, создает на их основе оригинальные фантазии для оркестра, одновременно и сам сочиняет, в основном песни и фортепианные композиции.
Начиная с 40-х годов, у Т.Кулиева завязываются тесные контакты с кино, очень скоро ставшим важной сферой его деятельности композитора и дирижера. Первый опыт работы молодого композитора в фильме «Сабухи» оказался удачным. В разные годы он писал музыку к таким популярным фильмам как «Любимая песня», «Мачеха», «Под знойным небом», «Встреча», «Можно ли его простить?», «Телефонистка», «Есть такой остров», «Насими», «Свекровь».
Интересно, что некоторые фильмы, озвученные его музыкой, уже сошли с экрана, а песни остались, живут самостоятельной жизнью. Песни «Золотое кольцо», «Вечерние встречи», «Девушки Баку», «Встреча у моря», «Милый не пришел», «Зибейда», «Песня о нефтяниках» сохранили в памяти фильмы, где они прозвучали впервые.
В песнях Тофика Кулиева обрели новую жизнь произведения Низами, Хагани, Самеда Вургуна, Расула Рзы, Назыма Хикмета, Михаила Светлова, Наби Хазри и многих других поэтов. Композитор умел создавать красивые мелодии с яркой, сугубо национальной интонацией. В тоже время благодаря тонкому ощущению пульса современной жизни ему удалось создать тот самый «кулиевский» стиль, который ни с каким другим не спутаешь. Не спутаешь еще и потому, что песни Тофика Кулиева создают удивительную атмосферу сопричастности – слушателю кажется, что песня обращена к нему лично. Вот почему кулиевские песни быстро становились хитами, причем не только в Азербайджане, но и далеко за его пределами.
Памятны многим любителям музыки выступления Рашида Бейбутова с Тофиком Кулиевым в тандеме. Выдающийся певец, взыскательный художник, чуткий интерпретатор песен, любимец публики Рашид Бейбутов составлял с Кулиевым-пианистом редкий по органичности ансамбль. Совершенство исполнения у этого дуэта, умевшего донести до слушателя художественное содержание и дух произведений, не могло оставить равнодушным никого – оно покоряло.
Многие очевидцы старшего поколения помнили, как выстраивались длинные очереди к билетным кассам концертных залов в Москве, Ленинграде, Риге, Киеве и других городах СССР в дни концертов Рашида Бейбутова, как затем часто на улицах, в клубах, на студенческих собраниях, площадях звучали песни его репертуара песни Тофика Кулиева.
Т.Кулиев преподавал в Азербайджанской государственной консерватории (позднее- Бакинская музыкальная академия), возглавляя в разное время классы оркестровый, оперной подготовки, инструментоведения. Он также был главным редактором киностудии «Азербайджанфильм», музыкальным оформителем Азербайджанского государственного драматического театра, Русского драматического театра имени С.Вургуна, главным художественным руководителем и директором филармонии.
Долгие годы, до конца жизни Кулиев возглавлял Союз композиторов Азербайджана, немало помогая вставать на ноги молодым исполнителям. Он успевал повсюду: присутствовать на прослушиваниях и обсуждениях в Союзе композиторов, на радио, телевидении, в Министерстве культуры, в редакциях журналов и газет, выезжал на фестивали и праздники музыки в разные города Союза и в зарубежные страны, объезжал и республику в поисках талантливых юных певцов.
Его неоднократно приглашали для участия в жюри различных конкурсов, где его оценки всегда были объективны, мудры, доброжелательны, точны. Человек высокой культуры, он обладал редким даром общения с людьми, при этом собеседники всегда чувствовали движение живой мысли, отсутствие догматизма. Отнюдь не случайны столь характерные для кулиевской музыки общительность, доброта и человечность они отражают характер автора. Будучи простым, доступным, он все время заботился о людях: поддержать одного, похлопотать за другого, вступиться за третьего, вернуть веру в добро и справедливость четвертому…
Кулиев безгранично любил Баку, и как он сам сказал о родном городе: «Он вдохновлял меня на творчество на протяжении всей моей жизни. Я родился и вырос в Баку, который для меня всегда был и останется самым любимым и красивым городом в мире».
В памяти современников, друзей и коллег Тофик Кулиев остался человеком бесконечно влюбленным в музыку, искренним, увлеченным, располагающим к себе с первого же мгновения.
Он щедро делился с окружающими своим искусством, своим музыкальным даром. Сегодня, спустя много лет совершенно очевидно, что Тофик Кулиев сохранился в благодарной памяти народной и занял достойное место в истории азербайджанской музыки как явление неповторимое – подобно всякому большому явлению.
По материалам журнала IRS Наследие