…Как обычно, Головинский проспект старого Тифлиса был многолюден. Вдруг на нем появился всадник в черкеске, атласном архалуке, серебристой папахе, с берданкой за плечами, с соколом на руке.
Люди, остановившись, с удивлением смотрели на него. Тонконогий карабахский конь и красивый всадник изумили всех. Кто это? Как он посмел проскакать по главному проспекту, право проезда по которому имеют лишь кавказский наместник и его приближенные?
Всадник этот был азербайджанский ханенде Абдул-Баги Бюльбюльджан.
Происшедшее событие имеет весьма любопытную историю. Русский царь Александр III осенью 1888 года вместе со своей семьей путешествовал по Кавказу. По случаю приезда царя в Тифлис в самом красивом уголке города — парке «Муштехид» было устроено большое празднество. Ханенде Абдул-Баги Бюльбюльджан также участвовал в этом торжестве.
Как писал Джаббар Карягды оглы, когда в парке в честь царя подняли бокалы, Бюльбюльджан залился такими трелями, что Александр III и его жена были в изумлении. Певец стал постоянным участником приемов в честь царя.
Перед возвращением в Россию царь поручил наместнику выполнить любое желание Абдул-Баги. Когда Абдул-Баги объявили о воле царя, тот попросил, чтобы ему подарили берданку и позволили проехать на коне по Головинскому проспекту. Бюльбюльджан обладал не только редким талантом ханенде, но был прекрасным всадником и хорошим охотником. Просьба его была выполнена.
Абдул-Баги Бюльбюльджан Кербалаи Али оглы Зулалов родился в 1841 году в городе Шуше. Как и для других ханенде, в творческом формировании Абдул-Баги решающукх роль сыграла музыкальная жизнь Шуши, недаром называемой «консерваторией Кавказа».
Он учился в городской школе, где изучал фарсидский, а позднее русский языки. Первое музыкальное образование он получил в школе Харрата Кули, после окончания которой он вместе с таристом Садыхджаном выступал на меджлисах Карабаха, Шеки, Ширвана и Гянджи и народных празднествах.
Этот прекрасный мастер обладал изумительным голосом, красивой внешностью, высокой сценической культурой. Ни один из певцов того времени не мог сравниться с Абдул-Баги. Его неоднократно приглашали в Иран, где он участвовал в музыкальных конкурсах и неизменно завоевывал первое место.
Мастерство ханенде привлекло внимание поэтессы Натаван. Абдул-Баги неоднократно посещал меджлисы ханской дочери, принимал участие в народном торжестве по случаю проведения водыв Шушу (18 августа 1873 года).
По приглашению Махмуда Ага он неоднократно бывал в Шемахе, где участвовал в музыкальных конкурсах и всегда завоевывал первое место.
В конце 1875 года Абдул-Баги переезжает в Тифлис, который был музыкальным и культурным центром Кавказа. Там было множество кружков, которые часто организовывали вечера и народные гуляния, на которых выступали лучшие музыканты Кавказа, в том числе и знаменитый Саттар.
Абдул-Баги был очень доброжелательно встречен тифлисской публикой. Здесь он впервые выступил вместе с таристом Садыхджаном. Вскоре имена этих двух видных азербайджанских мастеров становятся известными не только в Тифлисе, но и во всей Грузии. Изучив грузинский язык, Абдул-Баги исполнял на нем тексты мугамов, чем приводил в восторг грузинских слушателей.
Современники справедливо назвали Абдул-Баги «певцом любви и красоты». Любовь — вдохновляющее начало в творчестве Абдул-Баги. Сквозь призму любви он воспринимает и воспринимает окружающий мир, воспевает красоту природы, свою родину, свой народ и все лучшее, что есть в человеке.
За короткое время Абдул-Баги завоевывает огромную популярность. Его называют «Боз Бюльбюль» или «Бюльбюльджан» («Соловушка»).
Во время жизни в Тифлисе (1876—1905) Бюльбюльджан создал несколько музыкальных групп сазандаров. Обычно в такую группу входило три или четыре музыканта, игравших на различных инструментах. Но в организованных Бюльбюльджаном ансамблях участвовало по шесть человек в каждом. В ансамбле выдающегося ханенде выступали Авак Тарханов (тар), Чипри (кеманча), Гетран (балабан), Алеко (бубен), Гусейнбала (гоша нагара).
Абдул-Баги со своим музыкальным ансамблем выступал в антрактах любительских спектаклей, на различных приемах, вместе со своим земляком Садыхом участвовал в концертах, устраиваемых в пользу мусульманских бедняков Тифлиса.
Выходящая в то время в Тифлисе газета «Зия» («Свет») заранее помещала объявления о концертах с участием Абдул-Баги и Садыха.
В одном из таких объявлений читаем: «В ближайшем времени с целью помощи строительству иранской больницы, предусмотренной для тифлисской бедноты, 8-го сего месяца в театре Тифлиса состоится большое представление. Будет звучать европейская и восточная музыка, мугамы в исполнении ханенде, выступят также любимцы Тифлиса Абдул-Баги и Садых.»
Бюльбюльджан обладал редким талантом. Его репертуар отличался необыкновенной широтой и разнообразием. Он пел не только на азербайджанском, но и на грузинском, армянском, лезгинском и фарсидском языках. Его часто приглашали в армянские, грузинские и даже русские компании.
Особенно славился Абдул-Баги своим искусством выводить трели. Джаббар Карягдыоглы не раз признавался, что искусству пения с переливами в голосе он научился у Абдул-Баги.
В своих воспоминаниях «Прошлое азербайджанской музыки» он писал: «Ученик Харрата Кули и известный на всем Кавказе певец Абдул-Баги Зулалов великолепно исполнял комплекс музыкальных мелодий «Забул», а когда переходил на исполнение «Хасара», пел с таким вдохновением, что никто не мог с ним состязаться, потому что «Хасар» требует большого искусства пения переливами. Абдул-Баги был мастером трелей, он прекрасно исполнял этот мугам.»
После установления Советской власти в Азербайджане Бюльбюльджан возвращается в Баку. Здесь он преподает в Восточной консерватории. В 1921 году группа артистов Азербайджана выехала с агитбригадой в районы республики. В составе этой группы были А.Зулалов (Бюльбюльджан) и тарист Курбан Примов.
В 1923 году Бюльбюльджана приглашают преподавать мугамат в Азербайджанскую Государственную тюркскую музыкальную школу, созданную Узеиром Гаджибековым. Несмотря на преклонный возраст (82 года), Абдул-Баги продолжает свою деятельность ханенде. Он отдает много сил н энергии воспитанию молодых певцов.
Абдул-Баги был одним из самых ярких и любимых певцов на Кавказе. Его творчество привлекало внимание многих известных музыковедов. Узеир Гаджибеков в одной из своих статей, отмечая Абдул-Баги как признанного певца народов Кавказа и музыканта-организатора интернациональной труппы, писал: «...имена тариста Садыха, певца Абдул-Баги и наполняемые ими мелодии были известны во всех уголках Кавказа. Их искусство интернационально.»
Абдул-Баги воспитал немало учеников. Многому у него научились знаменитые певцы Джаббар Карягдыоглы, Муса Шушинский, Мешади Мамед Фарзалиев, Шекили Алескер, Сеид Шушинский.
Дочь, внучка и племянники Абдул-Баги— Азиза ханум, Сона ханум, Али и Гамбар Зулаловы — обладали прекрасными голосами и исполнительским талантом. Они достойно продолжали славные традиции Бюльбюльджана, и семья Зулаловых стала известна в истории азербайджанского искусства как питомник музыкальных талантов.
Отмечая большие заслуги Абдул-Баги Зулалова в развитии азербайджанской музыки, в связи с семидесятилетием «его творческой деятельности Советское правительство присвоило ему высокое звание Героя Труда и назначило персональную пенсию.
Великий мастер умер в августе 1927 года в Баку, в возрасте 86 лет.
По материалам книги Ф.Шушинского “Народные певцы и музыканты Азербайджана”