«Дамские пальчики», «лисий хвост» и тд.: виноградарство Ордубада в конце XIX – нач. XX вв.

Виноградарство, как отрасль селського хозяйства, являлась одним из основных и древних занятий населения Ордубада. Виноград на протяжении столетий играл существенную роль в хозяйстве и быту местных жителей и занимал важное место в экономической жизни города.

Анонимный автор начала XIII в. сообщает, что такого винограда, как в Нахчыване, «нет нигде, и, сколько бы его ни съели, он не приносит вреда, плоды его приятные; говорять во всем мире нет лучше и полезнее винограда, чем в Нахичеване.»

Персидский географ и историк XIX в. Хамдаллах Казвини в своем сочинении «Нуэхат ал-кулуб» («Услада сердец») пишет, что в городах Ордубад и Азад растет «прекрасный виноград», они славятся хорошими урожаями зерна, хлопка и винограда«.

Европейский путешественник XVII в. Адам Олеарий, рассказывая о зоне Ордубада, отмечает многие сорта возделываемого здесь винограда и получаемую из него разнообразную продукцию.

Полевые этнографические материалы и письменные источники свидетельствуют, что культура винограда занимала в хозяйстве Ордубада в XIX — начале XX вв. одно из основных мест. Развитию виноградарства здесь благоприятствовали несколько факторов: пригодная почва и обилие воды, географические и естественно-климатические условия. Не меньшее значение в формировании этой отрасли местного сельского хозяйства имели социально-экономические отношения и традиции хозяйственной жизни.

Виноград принадлежал к числу важнейших продуктов питания: местное население употребляло его в свежем виде; в сушеном — кишмиш (бескосточковый сушеный виноград), изюм (сушеный косточковый виноград); в виде различных варений — мюреббе; кушаний — халва, терек (сладкое блюдо из поджаренной на масле муки, сахара и винограда; приправ — сирке (виноградный уксус), абгора (сок незрелого винограда); сладостей — через (смесь сушеных и сухих фруктов), дошаб (густой вареный виноградный сок), суджук или бастыг (фруктовые колбаски с ореховой начинкой).

Ордубад получил известность как место, где выращивают вкусные и ароматные сорта винограда, славящиеся на весь Кавказ и Ближний Восток.

Для XIX в. имеются сообщения И.Шопена, который писал, что в его время лучшими виноградниками считались ордубадские. В самом городе и его окрестностях имелось 587 садов, занимавшие площадь в 300 десятин (327 га). Часть из них была под виноградом. Во второй половине XIX в. в самом Ордубаде имелось 473 сада, 70 из них—виноградники. Эту культуру разводили также на приусадебных участках, устраивали талвар (навесы из виноградной лозы).

По рассказам старожилов Ордубада, урожая зерновых хватало, в лучшем случае, только на полгода. Поэтому ордубадцы, собрав урожай винограда, часть его оставляли для себя, часть же обменивали в селениях Нахчывана, где занимались хлебопашеством, на зерно и рис, а в горных селениях, где разводили скот, обменивали виноград на скотоводческую продукцию. Еще часть урожая в виде кишмиша, изюма, дошаба, суджука везли на продажу в Нахчыван и другие города Закавказья.

«По этой причине, привозная торговля в Ордубаде преимущественно заключалась в покупке хлебопродуктов как в Нахичеванском, так и Эриванском, Шушинском и других соседних уездах,» — отмечал один из местных старожилов.

После вхождения Азербайджана в состав России виноградство, как в целом сельское хозяйство исследуемой зоны, стало утрачивать былую замкнутость, бывшую следствием господствовавших здесь патриархально-феодальных порядков. Виноград стал поступать на рынки Москвы, Нижнего Новгорода, Эривани, Тифлиса и других городов Российской империи. Прибыли от этой отрасли достигли самого высокого уровня по сравнению с предшествующим временем.

Таким образом, в в конце XIX — начале XX века виноградство, как и в целом садоводство исследуемой зоны, носило товарный характер. Продажей сушеного и свежего винограда занимались жители Ордубада и, частично, купцы Айлиса. В 1865 г. только в Нахчыван было вывезено почти 10,000 пудов винограда.

Ордубадский виноград был представлен большим количеством разнообразных сортов. В зависимости от микроклимата здесь в разных местах культивировали различный виноград и с определенной целью: для длительного хранения, на вино (технический), для стола, для сушки (на кишмиш и изюм).

Специалисты в XIX в. отмечали, что в Ордубаде, как и вообще в Нахичеванском крае, выращивали десятки сортов. Но порой они писали об одном и том же винограде, который в разных селениях имел локальные наименования. Однако, несмотря на такие погрешности, эти специалисты установили до 60-ти его сортов, дали их аттестацию, местные названия, значения каждого и экономике Ордубада, а где возможно — определили роль в хозяйстве и быту населения, а также указали, как использовался урожай.

Ряд названий сортов, характерных для Ордубада, связан с его топонимкой. Как в Нахчыванской, так и в ее составной части — Ордубадской историко-этнографической зоне со временем появились такие наименования, из которых сложились топонимы, например, «ордубади», «аразбары», «ханагырна»; в некоторых—антропоморфные имена: «аскери», «халили», «хусейни», «неби»; или зооморфные: «пишик» (кошачий), «кечи эмджейи» (козье вымя), «инек эмджейи» (коровье вымя), «тулагезю» (собачий глаз).

Виноград, что культивировался в Ордубаде в ХIХ-начале XX вв., можно разделить на две группы: местный и завозной. Некоторые местные сорта из-за локальных климатических условий не получили широкого распространения или вовсе исчезли. Вместе с тем, имелись и такие, которые в отличие от других местных, культивируемых в других зонах, выращивались только в Ордубаде, например «ордубади», «нахшаби», «шафейи», «аразбары», «тайфы». Однако немаловажную роль в развитии виноградарства сыграли и завозные сорта.

Культивируемый в Нахичевано-Ордубадской зоне виноград делили на две группы и по другим показателям и признакам: на столовый и технический. Полевые этнографические материалы позволили выделить еще третью группу, также имеющую немаловажное значение: это виноград, наиболее пригодный для сушки. В целом же, все его сорта годились и для стола. В Ордубаде гораздо больше был распространен столовый и кишмишный виноград, нежели технический.

Традиционными для данной зоны являлись следующие сорта:

а) столовые: халили (по имени собств.), хусейни (по имени собств.), гюлаби (розовая вода), сабахы (утренний, зоревый), тайфы (племенной), неби (по имени собств.), хатын или ханым бармагы (дамские пальчики), кечи эмджейи (козье вымя), аскери (по имени собств.), шафейи (целебный), шаангир (царский), риши баба (борода старца), сахабы (господский), амбары (амбарный), гызыл дюйме (золотая застежка), теберзи (секира), ширшире (двойной сладости), аг шаны (белый царский), тара шаны (черный царский), молла (муллинский), дана гезю (телячий глаз), лалы бедана (круглый бескосточковый), эльван тара (чернопестрый), йеддиверен (сам-сюмь), мелейи (ангельский), шах (шахский), шекери (сахарный), шахтахты (по назв. селения), агагермез (вольный), гызыл (золотой), нахшаби (красивый сочный), аг (белый), бардайи (бардийский), хастейи (для больных), сары (желтый), аразбары (аракский, по р.Араке).

б) кишмишные, они же столовые: аг (белый), гырмызы (красный), гара (черный), сары (желтый), денели (букв, «с ядрышками»), тебриз (тебризский);

в) технические: харджи (мелкий), этхарджи (мясистый мелкий), мискалы (золотниковый), тюлькю гуйругу (лисий хвост), кахети (кахетинский), эльдере (по назв. селения), хазани (осенний), тара хазани (черный осенний), тара (черный), бозгара (черносерый).

Для длительного хранения в свежем виде или для сушки предназначались только столовые сорта. Часть их годилась для обеих целей, например—риши-баба, теберзе, хатын бармагы, тайфы, шафейи. Нижеперечисленные сорта можно было хранить длительное время: хача баш (раздвоенная голова), эльван мискалы (пестрый золотниковый), ханым гебейи (женский пупок), аллахки (божественный), амрахи (по имени собств.), дербенди (дербендский), даглы (горный), гырмызы (красный). Для зимнего стола запасали сушеный виноград сортов кишмиши — бескосточковые и мовуджи — изюмные, косточковые.

Нужно отметить, что сорта кишмиши в других зонах Азербайджана возделывались в незначительных количествах, или вообще не культивировались. В отличие от них, в Ордубаде они были представлены в большом разнообразии и давали хороший урожай, и из них получали разный сушеный виноград: гей себзе (голубой), тара кишмиш (черный), йашыл себзе (зеленый).

Виноградство развивалось в Ордубаде независимо от садоводства, хотя известны случаи смешанного, совмещанного выращивания плодовых деревьев и виноградной лозы. Оно составляло в этой зоне самостоятельную отрасль сельского хозяйства, хотя нередко исследователи в прошлом рассматривали его как часть садоводства, объединяя данные по обеим отраслям.

По этнографическим данным установлено, что в исследуемой зоне виноград сажали двояким способом: стелющимся (баг узюмю) и штамбовым (талвар). Второй способ был принят преимущественно в самом городе: для защиты от жаркого солнца и для экономии земельного пространства на приусадебном участке. Поэтому талвар обычно устраивали у степы, огораживающий двор, перед самим жилым домом или посреди двора. Способ талвар в прошлом широко практиковали в Бакинской, Елисаветпольской, Тифлисской и Эриванской губерниях. Для этого лозу подвязывали на горизонтальных рейках—сересер, прикрепленных к вертикальным столбикам высотой до 2—3 м. Кисти винограда висели довольно высоко.

Вместе с тем в городе, на приусадебном участке, где разбивали виноградник, лозу выращивали и стелющимся способом на искуственных земляных валиках (тум). Правильный процесс закладки выращивания винограда во многом зависел от ряда условий: выбора земельного участка, его расчистки, огораживания от посадки самой лозы, ее последующей обрезки, вскапывания, орошения и удобрения.

При выборе участка под виноградник учитывали естественную влажность почвы, его месторасположение, условия для полива, интенсивность солнечной радиации, аэрацию, удобство для транспортировки урожая. Для предохранения от селя виноградников, расположенных в окрестностях Ордубада на горных склонах, в соответствующих местах устраивали специальные «ловушки» — каменные заборы (керез). Около них каждый садовладелец ставил небольшое однокомнатное строение караул-хана (строжка), где отдыхал и ночевал. Для предохранения виноградника от ветра и пыли вокруг него устраивали ограду, высаживая различные плодовые деревья, преимущественно шелковицу.

Одной из важнейших забот являлась обрезка виноградной лозы. Эту ответственную операцию обычно проводили в марте-апреле и ее поручали, как правило, тем, кто обладал специальными знаниями и навыками. Лозу на талваре отрабатывали следующим способом: чтобы она шла в рост в длину, в первые годы ее вручную освобождали от боковых отростков, а основные ветви обрезали садовыми ножницами. Во время первой обрезки на каждом кусте оставляли по 2—3 основные ветви.

Одним из важных процессов было омоложение и расширение старых посадок. Он осуществлялся двумя способами: а) высаживание новых чубуков (чубуг), гелем и отводка лозины от материнского куста (кюдара); б) прививка (джалаг, пейвас). При «чубуковании» в начале весны, в марте-начале апреля, во время весенней обрезки у кустов отрезали заранее намеченные 2—3 летние ветки и в течение нескольких дней выдерживали в воде, давая им «досыта» напиться. На участке, отведенном под новый виноградник, рыли на растоянии 1— 1,5 м один от другого ровики глубиной и шириной 30—40 см. На десятину (1,09 га) приходилось примерно 4000 таких ровиков, в каждый из которых закладывали по 3—4 чубука и присыпали землей, перемешанной с перепревшим навозом. Для того, чтобы чубуки хорошо принялись, их через день и часто поливали. Когда чубуки, по мнению виноградаря, уже пускали корешки, в каждом ровике оставляли по одному.

Сохранились сведения и о другом методе закладки виноградников в Ордубаде при помощи чубуков.

С.Зелинский писал: «Виноградные насаждения обновляют посредством и «джуджары» (отводков). Этот способ состоит в том, что на кусте оставляют необрезанную одну лозу, которая в продолжении двух-трех лет достаточно удлиняется так, что возможно бывает укоренить ее на том месте, где недостает куста. Через года два отводку дают самостоятельную жизнь, т.е. отделяют его от того куста, от которого он был взят.»

Полевые этнографические наблюдения свидетельствуют, что иногда на один и тот же куст прививали чубуки разных сортов винограда. Для этого на его стволе делали два поперечных надреза, в которые вживляли чубуки.

Орудия труда, характерные для виноградства в Азербайджане, были в прошлом однотипны для всех его историко-этнографических зон. Как правило, отличия были только в названиях. Инвентарь виноградаря и садовода (багбаи) включал бель — лопату; тепчекли бель — лопату, в черенке которой имелась поперечина для облегчения вскапывания почвы; баг гайчысы — садовые ножницы; пейве бычагы или геме — окулировочный нож; наджах — секиру; пушку — небольшую пилу; севере — плетенную из ветвей вяза или ивы корзиночку, которую обычно использовали для сушки винограда; арха себет — заплечную плетеную корзину для переноски винограда.

По материалам книги А.Пашаева

Все о развитии виноградарства и виноделия в Азербайджане (XIX в.)

Развитие виноградарства и виноделия в Азербайджане (IV в. до н.э. — III в. н.э.)