Нариман Нариманов (1870-1925) является довольно противоречивой фигурой в контексте истории Азербайджана. Это был талантливый государственный деятель, чья жизнь проходила в сложных общественно-политических условиях. Определенные решения, которые он принимал, в дальнейшем обернулись против него.
До революции Нариманов был известен как один из зачинателей реалистической и революционно-демократической литературы в Азербайджане, основоположник жанра исторической трагедии, прозаик, талантливый публицист, педагог и врач. Все его литературное и научно-теоретическое творчество, общественная деятельность тесно были связаны с судьбой родного народа.
Нариманов родился 14 апреля 1870 года в Тифлисе. С 1885 года Нариманов учился в начальной школе при Горийской учительской семинарии. В то время он самостоятельно изучал литературу и культуру своего народа, знакомился с философией и культурой развитых стран Европы.
Преподавательская деятельность Нариманова началась 1 сентября 1890 года в селе Кызыл-Аджили Борчалинского уезда Тифлисской губернии. В селе этом, оторванном от политических событий, царили обычаи и традиции феодальной жизни. Желая привлечь в школу крестьянских детей, он пропагандировал науку и просвещение, пытался просветить неграмотных.
Местные беки преследовали молодого учителя, добивались закрытия школы. В результате Нариманов был вынужден покинуть село Кызыл-Аджили. И все же позже он признавал, что идея служения народу укрепилась в нем, молодом учителе, именно в селе Кызыл-Аджили.
В 1891 году Нариманов переезжает в Баку и начинает учительствовать в частной прогимназии. Он работает также штатным помощником классного воспитателя в реальной школе, а с 1896 года — в Бакинской мужской гимназии, преподавая здесь азербайджанский язык. Нариманов вскоре стал известен как один из добросовестных и способных педагогов.
Отсутствие учебников на родном языке, забота о культурном развитии своего народа направляли Нариманова, когда он на основе своего педагогического опыта и знаний, создает и печатает в 1899—1900 годах — «Краткую морфологию и синтаксис тюркско-азербайджанского языка», «Самоучитель русского языка для мусульман», «Самоучитель татарского языка для русских», которые долгое время были едва ли не единственными учебными пособиями по языку в азербайджанской школе.
В то время единственным периодическим органом мусульман, живших на территории Российской империи, была газета «Терджуман» («Переводчик»), издаваемая в Крыму. Нариманов печатался в этой газете. Его статьи посвящались проблемам школы, театра, работе благотворительных обществ. В них он пробуждал в трудящихся массах интерес к культуре и просвещению, духовную потребность в газетах и журналах.
Нариманов стремился также создать печатный орган на азербайджанском языке. Совместно с С.Гани-заде Нариманов пытается издать иллюстрированный детский журнал под названием «Совгат» («Подарок») и в январе 1896 года обращается с прошением к бакинскому губернатору. Царские чиновники отнеслись к просьбе равнодушно. Но Нариманов не пал духом. В октябре 1899 г. он вновь просит Управление по делам печати разрешить издание на азербайджанском языке (с русским переводом) еженедельной газеты «Таза хабарлар» («Новые вести»). Нариманов намеревался освещать в газете важные общественные и культурные события, происходящие в Закавказье и России, пропагандировать произведения азербайджанских писателей.
4 декабря 1900 года Нариманов обращается с новым прошением в Управление по делам печати. Он пишет о необходимости распространения среди мусульман Закавказья русского языка и культуры, обосновывает важность издания на азербайджанском языке журнала «Мектеб» («Школа»). В этом ежемесячном журнале Нариманов предполагал освещать состояние педагогической науки и школьного дела в России и Закавказье, давать краткие сведения о содержании русских педагогических журналов.
В 1897—1900 гг. царское правительство всячески препятствовало изданию на азербайджанском языке газет и журналов. Царизм сознательно тормозил национальное развитие окраин. Невзирая на это, Нариманов не жалел сил и знаний для культурного подъема азербайджанского народа.
В апреле 1894 года Нариманов добился открытия в Баку первой массовой народной читальни. «Читальня Нариманова» была сочувственно встречена не только в Закавказье и центральной России, но и в странах Востока. Передовые, просветительски настроенные интеллигенты искренне приветствовали открытие этого нового очага культуры. Благотворительные общества Калькутты, Стамбула, Софии, Каира, Тегерана, Табриза и других городов посылали в читальню газеты, журналы, книги. «Читальня Нариманова» стала подлинным интернациональным клубом. Там встречались передовые люди различных народов.
Число посетителей читальни росло с каждым днем, оно уже не умещалось в тесном старом здании. В феврале 1895 года Нариманов добился разрешения перенести читальню в новое здание.
С благотворительной целью Нариманов проводил вечера, организовывал театральные представления и литературно-музыкальные встречи. Эти мероприятия в определенной мере удовлетворяли материальные нужды читальни и в то же время являлись событиями в культурной жизни Азербайджана.
Опасаясь тесного сплочения юношества вокруг читальни, рассматривая ее как опасный политический очаг, царские чиновники в октябре 1898 года добились ее закрытия. Но «Читальня Нариманова», стала новой страницей в развитии общественной мысли азербайджанского народа.
В эти же годы Н. Нариманов уделяет серьезное внимание литературному творчеству. В 1892 году он переводит на азербайджанский язык «Ревизора» Н.В.Гоголя, в 1894—1899 гг. создает комедии «Невежество» и «Шамдан-бек», публикует часть повести «Бахадур и Сона» и трагедию «Надир-шах».
Нариманов также имеет большие заслуги в развитии национального театра. С первых дней приезда в Баку он стремился превратить театр в настоящую народную трибуну. Еще в начале 1890-х годов по инициативе и под руководством Нариманова в Баку была создана актерская труппа из юношей-интеллигентов. Нариманов ставил на сцене пьесы, имеющие воспитательное значение. В проводимых им «мусульманских вечерах» нередко показывались сценки из нескольких пьес. Нариманов участвовал в качестве актера, режиссера и организатора во всех концертах и представлениях.
В мае—июне 1902 года Нариманов сдал экстерном экзамены в одной из бакинских мужских гимназий и получил аттестат. В июле того же года он поступил на медицинский факультет Новороссийского императорского университета в Одессе.
Когда Нариманов учился на I курсе университета, ему было 32 года. Целеустремленный, серьезный и мягкий в обхождении с окружающими, Нариманов с первых дней учебы завоевал уважение товарищей и его избрали старостой курса.
Он был инициатором создания в Одессе землячества мусульманских студентов. Члены землячества часто собирались в квартире в Сретенском переулке. Их беседы, нередко затягивающиеся до поздней ночи, часто переходили от проблем медицины, литературы и искусства к вопросам общественно-политической жизни, международным событиям.
Все это отразилось на мировоззрении Нариманова. Он примкнул к революционному движению и в скором времени стал одним из руководителей тайных студенческих кружков, активным участником демонстраций и забастовок. В частности, Нариманов готовил портовых рабочих Одессы к революционной борьбе.
В октябре 1905 года революционное движение охватило всю страну, вылившись во всероссийскую политическую стачку. В том же году, в результате политической стачки, был закрыт Новороссийский университет.
В 1906 году Нариманов вернулся в Баку. С первых же дней он выступает в периодической печати, объясняя трудящимся требования общественно-политического положения, подготавливая их к революционной борьбе. В статьях, публикуемых в газетах «Иршад» («Направление») и «Хаят» («Жизнь»), он затрагивает актуальные вопросы современности, обличает реакционную политику самодержавия.
Нариманов использовал благотворительное общество «Ниджат» («Освобождение») для подпольной революционной деятельности и открытой политической пропаганды. В эти годы большевистская организация «Гуммет» уделяла большое значение политической пропаганде. Нариманов, входивший в эту организацию Бакинского комитета большевиков, помогал национально-освободительному движению в Иране.
В августе 1906 года по инициативе передовых интеллигентов открылся I съезд азербайджанских преподавателей Закавказья. Г.Зардаби и Нариманов были избраны председателями съезда. По предложению делегатов все политические вопросы обсуждались под председательством Нариманова.
На одном из заседаний, когда обсуждался вопрос преподавания в школах азербайджанского языка, Нариманов внес предложение подготовить новые учебные программы и учебники на родном языке. Он призвал делегатов предъявить требования правительству, активно бороться за преодоление отсталости нации. Съезд единогласно принял предложения Нариманова.
В конце 1906 года Нариманов вернулся в Одессу для продолжения учебы в университете. Передовые люди Азербайджана в 1906 — 1908 гг. оказывали ему материальную помощь, чтобы он смог завершить образование.
В 1908 году, получив диплом врача, Нариманов решил открыть клинику в Баку. Такая лечебница могла бы также служить базой для подпольной революционной работы. Но именно в это время Нариманов был срочно направлен в Тифлис для руководства и помощи национально-освободительному движению в Иране.
С первого же дня в Тифлисе Нариманов находился под неусыпным наблюдением. В этот же период реакционные силы Ирана активизировались. Из официальных документов видно, что организация «Гуммет» и Нариманов непосредственно помогали освободительному движению в Иране, направляли туда военное снаряжение, литературу, типографские материалы.
1 марта 1909 года Н. Нариманов был арестован и заточен в Метехскую крепость в Тифлисе. Во время полицейского обыска на квартире у него были найдены конспект рукописи реферата, прочтенного им в 1905 году в Одессе, программа русской социал-демократической партии и другие документы. Жандармское управление Тифлисской губернии обвиняло Нариманова в отправке революционной армии в Иран оружия и взрывчатых веществ.
Нариманов содержался в заточении семь месяцев. Демократическая общественность Закавказья требовала его освобождения. 30 сентября 1909 года в течение 24 часов Нариманов был выслан с территории Тифлисского наместничества в Астрахань сроком на два года. В ссылке он находился под надзором полиции, но это не могло приостановить его бурную литературно-художественную и научную деятельность.
Научно-популярные лекции Нариманова, статьи в газетах «Бурхани-тарагги», «Идель», «Прикаспийский край» оказывали влияние на решение политических, культурно-просветительских и бытовых вопросов местного населения.
В 1909—1910 годах он издает в Астрахани статьи и брошюры «Холера», «Туберкулез», «Медицина и ислам», «Мир женщин» и другие работы, снискавшие ему славу опытнейшего врача, патриота и общественного деятеля.
В Астрахани, в клинике Нариманова, лечились не только азербайджанцы, но и русские, персы, татары, туркмены, киргизы, узбеки. Его маленькая приемная всегда была полна народу. Нариманов часто отказывался брать с больных гонорар, а нередко давал им деньги на лекарство.
В августе 1911 года кончился срок ссылки Нариманова и через пять месяцев ему было разрешено вернуться в Баку. Но Нариманов остается еще некоторое время в Астрахани, продолжая свою общественную и публицистическую деятельность. Короткие фельетоны Нариманова, печатавшиеся в газете «Бурхани-тарагги» под псевдонимом «Ары бек», как по форме, так и по содержанию были новым словом в истории азербайджанской публицистики. В этих сатирических произведениях затрагивались актуальные вопросы современности.
Нариманов руководил в «Бурхани-тарагги» научным отделом, а в «Прикаспийском крае» отделом мусульманской жизни. В мае 1912 года Нариманов был избран председателем «Народного университета», который он превратил в центр политической агитации и пропаганды.
В июле 1913 года Н. Нариманов возвращается в Баку, открывает специализированную клинику, затем работает директором 9-й бесплатной городской больницы в Черном городе, читает в «Народных домах» лекции на научно-популярные темы.
Врачебную практику Нариманов совмещает с подпольной революционной деятельностью, по-прежнему активно работает в области литературы и публицистики. В периодической печати тех лет часто появляются его литературно-критические, научно-теоретические и художественные произведения. В 1915 году он написал рассказ «Приключение одного села», в 1917 году — повесть «Пир», напечатал несколько работ о медицине. Он перевел пьесу «Казнь» Г.Ге, создал сценический вариант своей повести «Бахадур и Сона».
В этот период Нариманов создает различные литературные объединения, вместе с передовой интеллигенцией борется за народность и реализм искусства. Председатель литературного отдела культурно-просветительного благотворительного общества «Ниджат» Нариманов в литературном кружке «Вечера критики» проводил обсуждение художественных и научно-популярных произведений, появляющихся в периодической печати.
Нариманов по-прежнему мечтал о создании печатного органа, который был бы рупором народных масс, готовил их к революционной борьбе. Видный азербайджанский писатель Абдулла Шаиг свидетельствовал, что еще в 1914 году Нариманов задумал издавать журнал «Дан улдузу» («Утренняя звезда»), но вынужден был отказаться от этой мысли в силу сложного общественно-политического положения.
В декабре 1916 года Нариманов обращается к градоначальнику г. Баку с просьбой разрешить издание ежемесячного литературно-научного и политического журнала «Фикир» («Мысль»). В нем он намеревался печатать художественные произведения азербайджанских и русских писателей, научно-теоретические материалы о медицине, природоведении и педагогике, в особом же разделе «Критика» давать обзор ежедневной периодической печати и критику произведений современных писателей. Однако это начинание Нариманова не увенчалось успехом.
По материалам трудов Т.Ахмедова