Террористические акты 11 сентября 2001 года (также именуемые 9/11) — были серией из четырёх координированных террористических актов, совершённых в США.
Утром того дня четыре группы террористов общим количеством 19 человек захватили четыре рейсовых пассажирских самолёта. Захватчики направили два лайнера в башни ВТЦ, расположенные в южной части Манхэттена в Нью-Йорке. Рейс 11 American Airlines врезался в башню ВТЦ-1 (северную), а рейс 175 United Airlines — в башню ВТЦ-2 (южную). В результате этого обе башни обрушились, вызвав серьёзные разрушения прилегающих строений.
Третий самолёт (рейс 77 American Airlines) был направлен в здание Пентагона, расположенное недалеко от Вашингтона. Пассажиры и команда четвёртого авиалайнера (рейс 93 United Airlines) попытались перехватить управление самолётом у террористов, самолёт упал в поле около боро Шанксвилл в штате Пенсильвания.
Террористические акции в Нью-Йорке в башнях Всемирного торгового центра коснулись и азербайджанцев, которые оказались «не в то время, не в том месте».
В частности, как рассказывал в 2001 г. руководитель российской компании “Неттрейдер” Дмитрий Старенко, представители стран СНГ являлись консультантами и сотрудниками многочисленных представительств иностранных банков.
Старенко, который в то время по роду своей деятельности поддерживал тесные контакты с инвестиционными банками за рубежом, утверждал, что особенно много граждан бывшего СССР работало в представительствах банков “Morgan Stanley”, “Deutsche Bank”, “Salomon Brothers”, “Credit Suisse” и некоторых других.
“Всемирный торговый центр – это огромное помещение со своими ресторанами, отелями, магазинами и прочим, его посещают тысячи туристов, так как это одна из главных достопримечательностей Нью-Йорка. Я, правда, знаком только с ситуацией в банковских структурах, находившихся в центре, и здесь речь может идти как минимум о нескольких десятках русскоязычных граждан США и бывшего Союза. Вы представьте себе, только “Morgan Stanley” занимал во Всемирном торговом центре 50 этажей, имея при этом 3,5 тысячи сотрудников. Это интернациональная команда, и в ней были и азербайджанцы”, – рассказывал Старенко.
Первый секретарь посольства Элин Сулейманов рассказывал, что “в самом здании World Trade Center работало два азербайджанца”. В момент теракта они в зданиях центра не находились и не пострадали. Несколько азербайджанцев, работавших в близлежащих зданиях, по информации посольства, также не пострадали во время теракта.
Нескольким азербайджанцам чудом удалось спастись от смерти в башнях центра. Один из них – Джавид (фамилия не указана по просьбе родственников) работал в одной из компаний программистом. В то утро, 11 сентября, 15-минутное опоздание на работу спасло ему жизнь.
Двое других азербайджанцев – Хаган и Афган – были сотрудниками банка “American Express”. Время начала рабочего дня Хагана определялось тем, с какими странами он проводит банковские операции: работа с Европой начинлась с 5.00, а с городами США – с 9.00.
11 сентября Хаган работал с городами США. Чтобы попасть на свое рабочее место, Хаган ежедневно пересекал Гудзонский пролив на пассажирском катере из Нью-Джерси в Нью-Йорк. Причал, к которому подошел к 8.35 утра катер, уже считается территорией ВТЦ. Первый самолет протаранил Всемирный торговый центр на глазах у Хагана, направлявшегося к этому зданию.
Возникла паника, но Хаган, как рассказывал потом его отец, успел попасть на катер, возвращавшийся из Нью-Йорка в Нью-Джерси. Капитан судна, не желая пойти ко дну из-за перегруза пассажиров, дал приказ отчаливать. Последовавшая за этим сцена напоминала кадры из фильма “Титаник”: в панике люди выбрасывались с берега в море, пытаясь доплыть до катера…
Другой сотрудник “American Express” – Афган в момент теракта находился на деловой встрече в Бруклине, и это также спасло ему жизнь.
Еще один азербайджанец – Фуад Насиров (на тот момент ему было 22 года) в момент падения башен торгового центра находился в прилегающем здании и несколько часов провел в подвале, но и ему удалось выбраться целым и невредимым.
Позднее, вернувшись в Баку он рассказывал, что приехал в США в марте 2001 г. занимался в университете английским языком, финансами. Через два месяца завершил занятия и начал искать работу.
«Как-то в газете я прочитал объявление о том, что компании, работающей на Уолл-стрит, требуются специалисты. В итоге я и у них прошел курсы и начал работать. [Занимался] брокерством – покупкой-продажей акций и валют. Наше здание находилось прямо напротив Всемирного торгового центра,» — рассказывал он.
Он вспоминал, что на работу ездил на автобусе из Бруклина, и чтобы попасть в Нью-Йорк, где и находился его офис, надо было проехать под тоннелем. Дорога занимала примерно 45 минут.
«Мы проехали уже большое расстояние, как вдруг наш водитель неожиданно начал громко кричать. Мы увидели, что горит башня ВТЦ. Тогда мы подумали, что это обычный пожар, который быстро потушат. Автобус въехал в тоннель, где по не совсем понятной в тот момент для нас причине простоял около часа. Мимо нас проносились пожарные и полицейские машины. Дело в том, что, когда мы ехали, самолет поразил только одну башню ВТЦ. А пока мы стояли в тоннеле, второй “Боинг” протаранил здание центра,» — вспоминал Ф.Насиров.
Когда им всет-таки удалось выбраться из тоннеля, он направился на работу, несмотря на то, что видел, как люди старались подальше отойти от этого места.
«Несмотря на дым и пожар, никто в тот момент не думал, что катастрофа настолько серьезна, нам казалось, что еще несколько минут и пламя будет потушено. Я вошел в здание, где располагался наш офис, и поднялся на 39-й этаж. Как раз примерно в это время все сотрудники оказались на своих рабочих местах, и тут мы узнали, что на здание Пентагона также упал самолет. Лишь тогда мы поняли, что речь идет о теракте, и всем стало страшно, началась паника,» — рассказывал он.
Он вспоминал, что когда стала падать первая башня ВТЦ, в их здании отключился свет.
«Ощущение было как при сильном землетрясении, все дрожало. Люди в панике и в полной темноте спускались на первый этаж. Когда мы оказались внизу, то нам почудилось, что уже ночь – на улице стояла кромешная тьма, а из разбитых стекол входной двери в здание проникали дым, пыль и сажа. Мы стали задыхаться, но о том, чтобы выскочить на улицу, и речи не было. В полной темноте, по кучам обломков пройти было невозможно,» — вспоминал Ф.Насиров.
«Кроме того, находясь на первом этаже, мы видели и слышали, как люди буквально вваливаются в здание, судорожно хватая ртом воздух, вместо которого на улице были дым, пыль и пепел. В общем мы спустились в подвал. Наше здание – одно из самых высоких в Нью-Йорке, правда, оно уступало ВТЦ, но мы все равно готовились к тому, что сейчас и в нас врежется самолет. Но выбраться в тот момент было просто невозможно,» — рассказывал он.
Он вспоминал, что через разбитые окна и вентиляцию в подвал все-таки проник дым. Стало жарко, и тогда Ф.Насиров и другие решили попытаться выбраться оттуда. С большим трудом им удалось это сделать.
По материалам газеты ЭХО