О переселении армян в азербайджанские ханства

armenian-azerbajan-pereselenie

Р.Абсаттаров (Казахстан), И.Рау (Германия)

Истоки “карабахского  кризиса” уходят своими корнями в еще более далекое прошлое. Он начался с заселением армян на территории Южного  Кавказа. В конце XVIII – начале XIX вв. Российская империя,  стремясь расширить свои владения, взяла курс на  присоединение азербайджанских ханств.

Когда Карабахское ханство вошло в состав России (1806), русское правительство исходило из того, что здесь преобладает мусульманское население, и что местная элита (политическая, социальная,  хозяйственная) и далее будет представлена азербайджанцами.

Так, русский кавказовед,работник Министерства финансов  Н.Шавров, в частности, отмечал: “Местное татаро-азербайджанское  оседлое население издревле селилось вдоль  берегов Куры и Аракса и у Талышских гор”.

В свою очередь, в “Актах Кавказской археографической комиссии” Карабах также считался “мусульманской территорией”. Всего же в главе  18 второго тома документации “Закавказские мусульманские  владения” было указано 13 таких владений (среди них –  Карабах, Эривань, Баку).

В списке, предоставленном русским  министром внутренних дел О.Кузовлевым 18 июля 1811 года,  отмечалось:

“В подвластном Карабахе насчитывается до 12,000  семейств, из них до 2500 армянских семейств, а остальные татары мусульманского вероисповедения” (тогдашнее обозначение азербайджанцев). Однако из 2500 семей, которые в этом списке обозначены как армянские, по мнению ряда историков, большинство следует считать “албанскими”. 

На территориях с чужим по религии и культуре населением, часто ведущим себя “недружественно”, не было гарантий устойчивости новых границ. В этой ситуации постепенно вызрел  план переселения христианского населения из Персии, Османской империи и других регионов Малой Азии (Ливан и др.) на вновь приобретенные территории Закавказья.

Благоприятные условия для реализации проекта создал при этом связанный с процессами колонизации отток части  местного населения из бывших ханств Северного Азербайджана. Показателен “побег” последнего карабахского хана в Персию, когда вместе с ханом бежало и значительное число коренных  жителей, что привело к заметному обезлюдению этой земли. 

Миссия полномочного министра в Персии Александра  Грибоедова особенно показательна и в плане изменения этнической карты Южного Кавказа. Связанные с деятельностью миссии документы являют собой свидетельство “пришлости” большинства армян в Закавказье.

Так, в подготовленном  А.Грибоедовым документе “План создания русско-закавказской компании” он писал о положении “армян, вновь прибывших  из-за Аракса в Россию. Эта массовая эмиграция обусловлена, правда, Туркманчайским договором, но не могла быть  предусмотрена при подписании его… Она последовала в первые четыре месяца после заключения мира; к их приему ничего не  было подготовлено и не могло быть подготовлено”.

Таким образом, в этом документе речь идет об армянах, как этносе-мигранте в азербайджанском Закавказье. Заметки  А.Грибоедова по поводу недостатков переселения армян в азербайджанское Закавказье освещены в работе Е.Зимбаевой. Отметим, что даже армянские авторы подтверждают, что, согласно Туркманчайскому договору, из Персии прибыло не  менее 45000 армян, но полагают, что из них в Карабах попало лишь 400 семей. Трудно объяснить то, как 400 семей, о которых  говорят авторы, могли основать в Карабахе множество армянских сел.

В свою очередь, Авик Исаакян писал: “1828-1829 гг. ознаменовались массовым переездом армянских семей из Персии в Эриванскую, Нахичеванскую, Карабахскую области в  Ширакскую низменность, в бассейн озера Севан. Со временем  число переселенцев перевалило первоначально обозначенное…  и стало значительно больше”. 

Завершение русско-турецкой войны усилило приток в регион армянских переселенцев. Согласно некоторым трактовкам, Андрианопольский договор (14.9.1829) глубоко разочаровал армянский народ, и примерно 90,000 армян вместе с возвращавшейся русской армией перешли в Россию.

Приведем данные известного специалиста: “… с 1828 по 1830 годы в Закавказье жили более 40,000 персидских, более 84,000 турецких  армян на лучших государственных землях в губернаторствах  Елизаветпольского и Ереванского, в которых армянского населения было весьма мало”.

В исследовании Симона Пайасляна “The History of Armenia.  From the Origins to the present” автор упоминает переселение армян  в следующих словах: “Параграф 13 договора  (Андрианопольского договора – авт.) предусматривал свободный обмен населением. Массовая миграция армян в Россию сначала  (октябрь 1829 года) коснулась 7668 семей, позднее прибыли еще  14047 семей”.

И далее, оценка: “… до русского завоевания армяне здесь составляли ровно 20% всего  населения, а мусульмане – 80%; после завоевания было  переселено 57,000 армян. Уже в 1828 году армяне составляли  почти половину населения”.

Эти данные существенно  отличаются от тех, которые приводил Н.Шавров относительно азербайджанского Эриванского ханства. Для сравнения можно привести данные из энциклопедического словаря Брокгауза –  Эфрона: “В Елизаветполе (Гянджа), столице  одноименной губернии к 1911 году подавляющее большинство  жителей – 45,000 от общего числа жителей (59,000) составляли  азербайджанцы. От общего населения губернаторства  азербайджанцы составляли 61%, армяне 33%”. 

Поток армян-переселенцев и просто переезжавших в регион в  XIX столетии неуклонно рос. После каждой войны России с  Османской империей появлялись новые волны переселенцев. Это происходило после Крымской войны 1853-1856 гг., после  войны 1876-1878 гг.  Позднее еще примерно 300,000 армян искали убежища на российском Кавказе.

В начале 1916 года еще 30,000 армян  бежало в Александрополь (Гюмри). Массовый исход армян в азербайджанское Закавказье, в  известной мере организованный русским правительством, привел и к еще одному последствию, которое вряд ли кто-то мог предвидеть. В регионе началась быстрая “арменизация”  кавказских албанцев-христиан, их непосредственных потомков  – удин. К этому времени они были лишены церковной автономии, самостоятельности.

1 марта 1836 года император Николай I  подписал “Определение”, согласно которому албанский  католикат (патриархат Гандзасар) был распущен, а вместо него  были учреждены две епархии, отданные в подчинение армянскому католикату. В дальнейшем  все албанцы в России числились “армянами”.

В вышедшей в  1916 году книге автора Ишаханьяна говорится: “Армяне, живущие в  Горном Карабахе, являются частью потомками древних албанцев, частью беженцами из Турции и Ирана, нашедшими на  азербайджанской земле убежище от преследований”.  Обращаясь к современной литературе, в том числе западной, а  также к массовому историческому сознанию, следует признать,  что о многих документах отдельных государств и  международных организаций, дающих представление о  действительных масштабах переселения и миграции, широкой  общественности мало что известно.

В  некоторых исследованиях и справочной литературе,  касающихся Армении, переселение вообще не упоминается или указывается лишь на часть этого процесса. Так, в неплохом справочнике Handbuchder Geschichte Russlands. Bd.2. 1613-1856  упоминается переселение армян лишь на территорию бывших  азербайджанских ханств Эривань и Нахичевань. Множество карт  в Historical Atlas of Armenia, в AtlashistoriquedeL`Arme`nie…  2001, Paris” и иных изданиях страдают тем же недостатком: в них  или нет азербайджанских ханств, или не указано на массовое переселение армян в Россию.

В некоторых работах не проводится различий между географическими, топографическими, историческими и  политическими терминами. Так, географический и исторический  термин “Восточная Армения” употребляется в смысле реально существующего государственного образования. И получается, что Россия завоевала не реально существовавшие азербайджанские ханства, а “Восточную Армению”.

В качестве  примера можно привести статью В.Ходжабекяна “Население и  самодеятельные в Восточной Армении (XIX – начало XX века)”. Автор пишет: “В Восточной Армении, где господствовала Персия, в первые десятилетия XIX начался процесс  присоединения к России. В результате русско-персидской войны (началась в 1804 году, в 1813 году был заключен Гюлистанский  мирный договор, в соответствии с которым северные районы  Армении, Гугарскаяашхар (земля – авт.) – Пумбак, Лори,  Шамшадин, как и юго-восточные районы – Карабах,  Гардманская ашхар (земля – авт.) вместе с городом Гандзак (Гянджа. – Авт.), Казах, северная часть Товисского и западная  часть Шамхорского районов, позднее переименованные в  Елизаветполь, Зангезур … Мегри, Шорягьял …”

Таким образом,  у автора “исчезли” азербайджанские ханства. Но в договорах  между Российской империей, Османской империей, Персией говорится о переходе к России территорий именно этих ханств, так как никаких иных административно-государственных  образований в этих местах не существовало.

К наиболее важным положениям статьи можно отнести также вывод о необходимости различать стихийную миграцию и планомерное переселение. Важно, указывая действительное количество прибывших армян, различать организованных переселенцев и стихийно прибывших в Россию армян: первые  – были Россией приглашены, зарегистрированы, получали  помощь, вторые прибывали “самостийно” и надлежащего учета  их не было, хотя их число было сравнимо с числом первых.

Следует также обратить внимание на существенные различия в  содержании описаний переселения, в зависимости от времени и  исторических обстоятельств их публикации. В этой связи  напомним, что менялось представление о переселении и у самих армян.

В частности, если в 1978 году 150-летие переселения в  Нагорный Карабах было отмечено сооружением и  торжественным открытием памятника в селении Адгара (Агдере – ред.), то после начала конфликта вокруг  принадлежности Нагорного Карабаха, на который стала  претендовать Армения, в конце 1980-х годов надпись о переселении с памятника исчезла.

Из статьи “Переселение армян в азербайджанские ханства в XIX – начале XX вв.: к истории вопроса”.

*Все фото и изображения принадлежат их законным владельцам. Логотип - мера против несанкционированного использования.