А.Акимова, Р.Гусейнова
Вторая половина I-го тысячелетия до н.э. ознаменовалась важнейшим историческим событием, которое определило дальнейший ход развития Северо-Восточного Кавказа, особенно Дагестана. В этот период начался процесс формирования государственного образования Кавказская Албания. В частности, сведения об образовании Кавказской Албании содержатся в древних письменах Геродота, (425 г. до н. э.), Моисея Калакантуйского и др.
Время формирования албанской государственности обусловлено распадом персидской империи Дария III, в результате поражения в битве при Гавгамелах, в 331 г. до н.э. с Александром Македонским. В это время на исторической арене появляются албаны.
Согласно Страбону, об этом свидетельствует сообщение в IV в. до н.э. о поднесении албанским царем Александру Македонскому подарка – двух собак, способных победить слона и льва.
Албанские племена упоминаются у Геродота в его «Истории» и у Страбона, который писал, что «вследствие отсутствия сношений с другими у албанов имеется 26 племен», такие как албаны, удины, леги, гелы, каспии, гаргары, соды, сильвы, андаки, дидуры и др. Языки и наречия у албанских племен наложили прочный отпечаток на название местностей, рек и т. д.
У Геродота засвидетельствованы племена каспиев, входивших в 11 сатрапию персидского царя Дария. После каспиев ведущее положение на Восточном Кавказе занимали племена албанов, которые объединили местные народы и создали древнейшее политическое объединение.
Некоторые исследователи, говоря о границах Кавказской Албании, считают, что в ее состав входила значительная территория Дагестана. На западе Албания граничила с Иберией. Археологические исследования говорят о сходстве археологических культур на территории Дагестана и Северного Азербайджана, который также входил в Кавказскую Албанию. В состав Кавказской Албании вошло и население приморской части Дагестана. Северная граница доходила до р. Сулак. Однако, следует заметить, что границы Албании менялись в зависимости от внешней обстановки и внутреннего развития.
Лезгиноязычные народы являлись аборигенным народом и играли большую роль в политическом устройстве Кавказа, в его экономическом и культурном развитии.
У древнего населения Кавказской Албании были свои религиозные представления и обряды. Это видно из найденных в древних погребениях сосудов. На них встречаются изображения солнца, луны и животных. Люди считали их священными и поклонялись им, приносили жертвоприношения. Археологические исследования обнаружили керамические фигурки идолов, которые свидетельствуют о религиозном мировоззрении народа.
Кавказская Албания в источниках упоминается как богатая, густонаселенная страна. Племена, которые входили в Кавказскую Албанию, отличались по уровню как экономического, так и социального развития. Часть населения занималась скотоводством, часть земледелием. Те, кто проживал на побережье Каспийского моря, занимались морским промыслом.
О вхождении лезгинских племен в состав Кавказской Албании свидетельствуют археологические раскопки, проведенные недалеко от селения Мамраш (Сулейманстальского района). Там были найдены зернотерка, обломки кремниевых вкладышей, керамика. На одном из холмов Гильяра был обнаружен кувшин с обуглившимся зерном, ячменем, пшеницей и т. д. Это говорит о том, что в тот период было развито земледелие.
Кроме того, раскопки велись близ Магарамкента (Мугерганский могильник), в селении Зильдаг, Куг Хивского района. Был найден Шаракунский могильник времени Албании (местность от Белиджи до Касумкента). Все это говорит о вхождении лезгиноязычных племен в состав Кавказской Албании.
Ученый, археолог А.Кудрявцев, описывая ранний период развития Восточного Кавказа, пишет, что «керамика, широко бытовавшая на памятниках Южного Дагестана, подчеркивает его хронологическое и культурное сходство с синхронными памятниками этих территорий».
Исследуя материалы археологических раскопок, можно сделать вывод, что уже с III тыс. до н. э. лезгинская группа языков выделяkfcm из иберо-кавказской. К лезгинской группе относят – лезгинский, табасаранский, агульский, цахурский, рутульский, арчинский, крызский, будухский, хиналугский, удинский. Также стоит отметить, что лезгинский язык с античных времен до настоящего времени не претерпел больших изменений, поэтому многие старинные названия мест на территории Албании объяснимы на основе лезгинского языка.
Некоторые ученые считают, что в античную эпоху лезгины проживали в долине Кудиала и Самура.
Интересен также вопрос, откуда появился этноним «лезги». Вплоть до X в. в античных средневековых источниках часто встречается этноним «лег».
Профессор А.Агаев связывает этноним «лезги» с захватом Кавказской Албании персами в III в. н. э. В связи с этим он пишет: «В транскрипции фарсидского языка суффикс «з» показывает происхождение. Поэтому иранцы этноним «лек» употребляют с суффиксом «лекз», подвергшийся позже огласовке – «лезг». «Стан» по-фарсидски означает «страна».
Известно, что у албанцев была своя письменность, состоящая из 52 букв. Профессор А.Агаев писал: «Мы знаем удин, которые, с одной стороны были продуктом сегментации лезгиноязычных племен, а с другой – были настолько родственны албанам, что имели с ним одну общую письменность. Отсюда можно сделать вывод, что предки лезгинского народа не были лишены генетического родства с албанами».
Благодаря своим богатейшим природным условиям и выгодному географическому положению эта земля всегда привлекала внимание разных народов. Это привело к тому, что лезгины оказались в гуще политических событий мира и вошли в контакт с другими народами: скифами, хазарами, гуннами и т. д.
Кавказская Албания была крупным торгово-ремесленным, административным и культурным центром, с развитым денежным обращением, высоким уровнем социально-экономической и культурной жизни. С II по IV века в Кавказской Албании стали развиваться феодальные отношения. Государство возглавлялось царской династией, которая имела свою резиденцию, вооруженные силы и царский суд. Религиозные представления у албанов были различными. Они поклонялись солнцу, луне, небу и различным животным.
Страбон пишет, что они почитали богов Гелиоса, Зевса, Селену. Он сообщает, что есть святилище богини Селены было недалеко от Иберии. В 313 г. верхушка Кавказской Албании официальной религией приняла христианство.
Лезгины играли важную роль в развитии и расцвете государства Кавказская Албания, которое просуществовало вплоть до V в. н. э. С VI в. после распада Албании, под ударами хазар часть лезгин вошла в состав Дербентского владения (Чора), управляющегося иранским наместником, а основная часть лезгин была объединена в государство Лакз.
Государство Лакз просуществовало вплоть до XIII в. В XII-XV вв. на территории лезгин не существовало единого государства, а было несколько мелких политических образований: Ахбы, Курах, Кюре.
Объединившись в единый племенной союз еще в глубокой древности, лезгины смогли создать свое государство, развить оригинальную материальную и духовную культуру, имеющую много общего с культурами древнейших закавказских (кути, хурриты) и малоазийских (хатты) цивилизаций. Лезгинам также удалось сохранить свой язык, культуру, вопреки завоевательным походам иноземцев.
По материалам Известий Дагестанского гос. педагогического университета
Из истории появления лезгин в Азербайджане |
Культурное наследие Кавказской Албании из археологического комплекса Наргизтепе (ФОТО) |
О битвах Рима с Кавказской Албанией |