«Царство керосина» без воды, но с телефонами: резкие контрасты Баку (из очерка 1891 г.)

В 1891 году в Тифлисе из печати вышел справочник «Баку и его окрестности», как приложение к справочной книге «Кавказ». Составителем справочника был публицист, журналист Георгий Михайлович Туманов.

Во вступлении книги отмечалось: «Выпуская настоящую книжку, считаем нужным заявить, что она имеет главным образом характер путеводителя по описываемым в ней местностям…»

Источниками для составления справочника послужили несколько исследований, календарей, многие из которых вышли в 1890 году.

В книге, Г.Туманов рассказывает о Баку так, что невольно вспоминается выражение – «Баку — город контрастов», которые, судя по очерку журналиста, уже тогда были видны невооруженным глазом.

«Баку расположен амфитеатром по берегу Каспийского моря. Со станции железной дороги город виднеется сероватой массой неуклюже разбросанных домов, покрытых густым слоем дыма и пыли. Дым поднимается от заводов, расположенных на окраинах города, а пыль стоит от несносных ветров, часто посещающих эту местность», — пишет Туманов.

Он отмечает, что отсутствие всякой растительности и речной воды здесь везде — отчего город кажется сухим, обгорелым и песчаным.

«Это невыгодное впечатление однако сглаживается при въезде в населенные кварталы, так как здесь встречается много новых зданий, и глаз почти вовсе не замечает старинных построек и развалин»,рассказывает он.

Он продолжает: «Лишь достигнув центра города, мы видим пред собой стены старой крепости, тянущейся на большом расстоянии и спускающиеся с возвышенного места к стороне моря и набережной, близ которой, в ограде стены возвышается башня Киз-кала (Гыз галасы — прим.). Эти стены отделяют довольно большую площадь старого города (с мечетями, ханским дворцов, темными рядами и пр.) от новой его части, сравнительно недавно возникшей».

Николаевская улица. Фото около 1890 года

Кроме того, как пишет журналист, этой же новой частью совешенно как-бы отодвинут на задний план один из старых кварталов Баку — Чемберикент, расположенный с южной стороны, по голой и бесплодной горе.

«Многочисленностью мечетей и целой массй чисто азиатских татарских построек, он является резким контрастом новому городу», — пишет Туманов.

Далее он рассказывает о «Парапете» в центре города, который «представляет собой обширную площадь, изведка обсаженную кругом деревьями и окаймленную высоко приподняным тротуаром».

«Вокруг и вблизи Парапета расположены улицы…. где помещаются губернское управление, уездное управление, окружной суд, учебные заведения, библиотека, редакция местной газеты, книжные магазины, гостиницы и пр. От Парапета идет на Александровскую набережную одна из лучших улиц — Михайловская, вымощенная асфальтом, с прекрасным пассажем и со множеством роскошных магазинов, т. называемым Образцовым рядом. Александровская набережная, на которую выходит Михайловская улица, очень широка и длинна, частью вымощена асфальтом, с прекрасными тротуарами. Эта набережная могла бы делать честь по красоте своей лучшим европейским городам», — информирует журналист.

Он сообщает, что набережная служит наиболее любимым местом для гулянья бакинцев, и на ней расположена масса пароходных обществ и торговых фирм — она служит служит сосредоточением деловых людей Баку.

«На набережной находятся дом Губернатора и Михайловский сад. Этот сад с его асфальтовыми дорожками — наилучший из всех бакинских, вообще очень малочисленных и тощих. В нем помещаются летнее Общественное собрание, оранжерея, небольшой бассейн, две ротонды для музыки и изящный павильон», пишет журналист.

Туманов отмечает, что Баку, несмотря на его новые и большие постройки, не отличается с внешней стороны ни изяществом ни чистотой.

«Грандиозные здания нового грода выглядят неуклюжими буро-желтого цвета домищами без всякого намека на стиль и архитектуру. В этом отношении впрочем составляют некоторое исключение несколько построек самого последнего времени: дом Мусы Нагиева, вмещающий в себя Общественное собрание, с весьма оригинальной внутренней архитектурой в стиле ренессанс, помещение женской гимназии…», — пишет он.

Журналист уточняет, что строят здесь из местного ракушечного известняка, неособенно однако прочного, и покрываются плоской крышей из кира, более удобной в жарком климате.

1890. Продажа фруктов в Баку

«Несмотря однако на обилие новых построек, их все же оказывается мало для быстро-растущего города, квартиры стоят в высокой цене и 100, 150 и даже 200 р. считаются здесь заурядной годовой платой за комнату», — с сожалением отмечает он.

Но самой большим недостатком города, как считает Туманов, является отсутствие воды, а поэтому и растительности.

«Баку и его окрестности совершенно оголены и лишены не только реки, но и даже маленькой речонки или родников, в виду чего бакинцам приходится употреблять довольно соленую воду из колодцев. или собирать дождевую воду в цистернах. Впрочем, безводию Баку скоро, вероятно, наступит конец, так как бакинской думой уже решен вопрос о проведении для города воды из Куры, несмотря на то, то последняя стоит от города довольно далеко», — рассказывает он.

По его словам, освещение в городе не очень хорошее, несмотря на то, что Баку представляет собой царство керосина: «Электрический же свет можно увидеть пока только на промыслах, заводах и в некоторых других учреждениях».

Но он тут же отмечает, что другой же атрибут цивилизации нашедший здесь большое применение — это телефон: «Его имеют здесь почти на всех заводах, во всех сколько-нибудь крупных коммерческих конторах и др. учреждениях, и даже на частных квартирах».

Взгляд из Тифлиса: Почему бакинская нефть лучше американской (1891 г.)
Нефтяной кризис конца XIX века: почему в Баку закрылись 70 заводов
Очерк журналиста из Тифлиса: железные дороги и почтовые пути Баку в 1891 г.
Взгляд из Тифлиса: Каспийское пароходство и как Баку «соединяли с миром» (1891 г.)