Айна Султанова о Ленине: «Я его так близко впервые должна была видеть…» (1933 г.)

Айна Султанова (1895-1938) — партийный и государственный деятель Азербайджанской ССР и ЗСФСР, была одной из первых азербайджанских женщин-революционерок.

В 1917 — 1918 г. она познакомилась с видными азербайджанскими большевиками, под влиянием которых включается в революционную борьбу. С первых дней установления Советской власти в Азербайджане Султанова стала в ряды активных участников и организаторов строительства социализма в стране.

Султанова также являлась редактором журнала «Шарк Гадыны» (Женщина Востока), а также заместителем народного комиссара просвещения Азербайджанской СССР. В последние годы жизни Султанова занимала должности председателя Верховного суда и народного комиссара юстиции Азербайджанской ССР.

В июле 1937 года А.Султанова направилась в Москву с намерениями восстановиться в партию, однако почти сразу после приезда была арестована. Из предъявленного обвинения следовало, что Айна Султанова занималась контрреволюционной деятельностью направленной против СССР, принимала участие в контрреволюционных разговорах. Ее направили в Бутырскую тюрьму, а 1-го ноября в полной изоляции от остальных заключенных была перевезена спецконвоем в Баку.

Выездной сессией Военной Коллегии Верховного Суда СССР была приговорена к высшей мере наказания — расстрелу. 3-го июля 1938 года приговор был приведен в исполнение. Султанова была расстреляна вместе со своим братом Газанфаром Мусабековым и мужем Гамидом Султановым как «враги народа».

В 1933 г. Султанова опубликовала свои воспоминания о В.Ленине.

«Я слышала Ильича»

Летом 1919 г. я, согласно моему заявлению, была командирована парторганизацией Астрахани на учебу в Москву. Приехав в Москву, я поступила на работу в Наркоминдел секретарем отдела Ближнего Востока, которым заведовал тов. Нариманов. Вскоре ячейкой Наркоминдела я была выделена от женщин-служащих делегаткой, прикрепленной к районному комитету партии. Работой делегаток руководил выделенный работник райкома, который организовывал делегаток на пошивку и починку белья для Красной Армии, на обследование санитарного состояния больниц, детсадов и столовых.

Я была выбрана на женскую районную конференцию, где с докладом о международном положении и наших задачах выступила тов. Коллонтай.

Пришли Октябрьские дни 1919 года. Вся Москва, покрытая белым снегом, красовалась алыми знаменами. В Большом театре гор. Москвы, битком набитом снизу доверху, с нетерпением ждали тов. Ленина. Я его так близко впервые должна была видеть.

На сцене театра было много товарищей. Появился тов. Ленин, и весь театр превратился в единое живое существо, обращенное к нему с протянутой рукой, спаяное единым чувством восторга к своему великому любимому вождю. Долго не смолкали шумные возгласы.

Тов. Ленин выступил с двухчасовым докладом о нашем внутреннем и международном положении. После доклада и ухода тов. Ленина собравшиеся стали расходиться, распевая революционные песни. Все расходившиеся в театре пели, и долго по улицам Москвы неслись эти песни. Расходившиеся из театра товарищи разносили по всей Москве непобедимый дух революции.

По материалам книги «Воспоминания азербайджанских коммунистов о В.И.Ленине»