Азербайджан – благословенная страна, где издревле пересекались важнейшие торговые пути, а земля всегда изобиловала природными богатствами. Лакомый кусок для завоевателей, необъятный простор для творческой мысли, богатая сокровищница древней культуры…
Чтобы по настоящему любить Родину, нужно проникнуться ее историей. Для этого и существуют архитектурные памятники – молчаливые хранители бесценного наследия. Эти памятники в технике масляной пастели нарисовал один из лучших азербайджанских художников, работавших в книжной графике – Нусрет Гаджиев.
ГАЛЕРЕЯ:
Мавзолей в селении Гарабаглар. На облицованном крупными каменными плитами основании стоит корпус круглого мавзолея, покрытый узорчатым ковром из гирифтового орнамента – повторяющейся надписи из Корана. На двух минаретах, соединенных порталом, были выложенные из кирпича с оригинальным рисунком кладки. Стиль и строительная техника позволяют отнести сам мавзолей к правлению падишаха Абу Саида Бахадур хана (1319-1335), а минареты – к XII веку.
Мост Qanlı Körpü в Гедабеке — был построен недалеко от сёл Дюзюрд и Чалбурун в Гедабеке, месте, которое является одним из древнейших поселений в Азербайджане. На территории также были построены несколько красивых арочных мостов. Один из них – Qanlı Körpü («Кровавый мост»), один из нескольких красивых древних мостов Гедабека, имеет семь арок. В середине XIX века известные германские предприниматели братья Сименс построили здесь мост (проект Н.Белелюбского) и два медеплавильных завода, производившие четвертую часть всей меди, выплавлявшейся в царской России в то время. Считается, что название «кровавый» этот мост получил из-за несчастного случая: в 1865 г. с него рухнул поезд с рабочими, возвращавшимися с медного рудника. Но есть и другое объяснение: мост назван так оттого, что построен из местного камня красного цвета.
Мавзолей Нушабы в Барде. Этот мавзолей, известный также как тюрбе «Аллах-Аллах», считается одним из самых значительных памятников азербайджанской архитектуры Средних веков. Он был сооружен в 1322 г. зодчим Ахмедом ибн Эйюб Аль Хафиз Нахчыванлы, о чем сообщает надпись над северным входом. Стены мавзолея были облицованы фигурно выложенным обычным и глазурованным кирпичом, щедро украшены орнаментальным декором из бирюзовой глазури, образующим многократно повторяющееся слово «Аллах».
Баня в селении Пиршаги. Эта баня под названием «Гум хамамы» была построена хаджи Шахверди, жителем селения Пиршаги, в конце XIX в. Раздевальни и купальный зал освещались через отверстия, расположенными на вершине купола и служившими одновременно для вентиляции. Как и другие старинные азербайджанские бани, «Гум хамамы» была оснащена системами для нагрева воды и отопления, с помощью которых регулировался расход горячей воды.
Мавзолей Момине хатун. Это памятник архитектуры в Нахчыване построил зодчий Аджеми ибн Абубакр Нахчывани, основоположник нахчыванской архитектурной школы. Другое название мавзолея – «Купол Атабека». Историки и архитекторы установили, что изначально мавзолей завершался высоким куполом, напоминавшим шатер; с учетом купола высота мавзолея достигала 34 м, так что он превышал Девичью башню. Мавзолей был декорирован сложным геометрическим орнаментом и окаймлен письменами из Корана. Мавзолей был построен на могиле Момине хатун, именем которой и был назван мавзолей.
Мавзолей Гутлу Муса. Этот ценный памятник архитектуры эпохи Эльханидов является образцом башневидных мавзолеев и был построен в селе Хачин Турбетли Агдамского района. Над входом была нанесена надпись: «Это замок покойного Гутлу Хаджи Муса оглу, нуждающегося в милосердии великого Аллаха. Работа мастера Шахбензера». Согласно ей, строительство мавзолея завершилось 15 июля 1314 г. Строительным материалом послужил известняк с желтоватым оттенком. Высокий уровень художественного и конструктивного выполнения интерьера мавзолея свидетельствует о большом таланте и опыте мастера Шахбензера.
После оккупации Агдама в 1993 г. изображения на стенах мавзолея и надписи на камнях были стерты армянами, а на их месте были выгравированы изображения небольших крестов и армянские надписи.
Красный Мост. Назван по цвету кирпича, из которого был построен, но известен и как «Сломанный мост» («Sınığ körpü»). После распада Советского Союза оказался на нейтральной приграничной полосе между Азербайджаном и Грузией. Некогда мост не просто соединял два берега реки, но и служил постоялым двором, где могли переночевать прибывшие с караваном. Часть ученых считает, что Красный Мост построен в XI-XII вв., а другая – что он более древний. Есть и третья версия: мост возведен в XII в. взамен прежнего, развалины которого были обнаружены вниз по реке.
Крепость Чыраг Гала — была построена в окрестностях утопающего в зелени красивого города Шабран (ранее Дивичи) и входила в мощную систему оборонительных крепостей. Местных жителей предупреждали об угрозе нападения с помощью огней, зажигаемых на башнях. Башни были объединены стеной наподобие Великой Китайской стены. Она начиналась прямо в море, тянулась на сотни километров и, пересекая равнину, поднималась в горы, где заканчивалось на высоте 1246 м величественной сторожевой крепостью Чыраг Гала, которая состояла из 13 башен, со стенами толщиной от 2 до 6 м. Расположение крепости позволяло обозревать большую территорию. Во время неприятельских нападений в крепости могло укрыться до 800 семей.
Мечеть в Шуше Гевхар ага. В 1992 г. мечеть перестала функционировать из-за конфликта между Арменией и Азербайджаном. Согласно сообщению историка Мирзы Джамала, автора «Карабах-наме», ее строительство было начато по распоряжению падишаха Ибрагим хана. Она была достроена только в 1883-1884 гг. зодчим кербалаи Сефи-ханом Гарабаги по распоряжению Гевхар аги, дочери Ибрагим хана.
Замок в селении Нардаран. Это замок был построен в 1301 г. По одной из версий, эта башня является зороастрийским храмом, которые строились на Абшероне и в Средние века.
Сумуг Гала. Эта красивая оборонительная башня была построена в XVII-XVIII вв. на левом берегу реки Кюрмюк, в деревне Илису Гахского района. Другое ее название – «Костяная башня». Рядом когда-то проходила древняя дорога торгового и военного значения, берущая начало в Дагестане. Для строительства башни использовались речной камень, известняк и обожженный кирпич. Вначале башня использовалась исключительно в оборонительных целях, затем стала и жилищем, что доказывает наличие больших окон.
Использованы материалы из книг архитектора Эльчина Алиева
Азербайджанская живопись в открытках 1980 года (ФОТО) |