О.Буланова
Задача полиции во все времена и во всех странах была одной: стоять на страже покоя граждан, обеспечивать их безопасность. Конечно, отдельные полицейские своими отнюдь не благими делами подмочили репутацию полиции, но речь не о них.
В Баку во время АДР тоже была полиция. За свое создание эта служба должна быть благодарна выдающемуся ученому, востоковеду, государственному деятелю, генерал-майору Садых беку Агабекзаде (1865-1944).
К сожалению, за долгие годы советской власти азербайджанские историки были лишены возможности получать истинную информацию об истории своей страны, о ее выдающихся личностях. Совершенно сознательно были вычеркнуты и героические страницы, касающиеся Азербайджанской Демократической Республики — благодаря в том числе и «стараниям» начальника политотдела 11-й Красной армии Панкратова, отдавшего распоряжение уничтожить архивные материалы, доказывающие существование независимого азербайджанского государства и его профессиональных органов власти.
Самым первым актом вандализма было уничтожение ряда важных документов, относящихся к деятельности МВД, которое в АДР было министерством N1. Кроме того, советская власть планомерно вытравливала имена выдающихся деятелей, возглавлявших эти органы. В их числе был и Садых бек Агабекзаде.
Мамед Садых бек Агабекзаде родился в 1865 г. в Гейчае. Окончил Бакинское реальное училище, Константиновское военное пехотное училище в Петербурге, Михайловское военное артиллерийское училище и Петербургский институт восточных языков при Генштабе. В 1913 г. Садых бек вышел в отставку по болезни в чине генерал- майора, но, верный присяге, принимал участие в Первой мировой войне.
В 1918 г. 23 октября решением правительства АДР его назначают на должность вице-министра МВД. В тот период МВД возглавлял выдающийся государственный деятель, известный нефтепромышленник, один из создателей органов национальной полиции Бехбуд ага Джаваншир.
Назначение Садых бека на эту должность было актом неординарным, т.к. в истории полиции Азербайджана, Грузии и других соседних государств, подобный институт в системе государственного управления на практике не применялся.
Полномочия вице-министра практически были идентичными с полномочиями самого министра. Они были предоставлены вице-министру по той причине, что министр был более занят делами государственными — был членом правительства, парламента. А полиция со своими внутренними особенностями требует постоянного, персонального вмешательства и контроля над ее организационной и исполнительской деятельностью. Поэтому Садых бек занимался стратегическими и тактическими вопросами, особенно организационно-мобилизационными, материально-техническими и финансовыми.
Одним из первых шагов в деле преобразования полиции было предложение Садых бека об увеличении финансово-бюджетных средств, выделяемых МВД АДР. Уже в конце сентября — начале октября 1918 г. по его инициативе в старом городе была открыта школа городовых.
Садых бек серьезно занимался созданием региональных структур органов полиции по всему Азербайджану. И когда встал вопрос о выборе нормативно-правовой базы для национальной полиции, то Садых бек, не колеблясь, выступил ярым сторонником использования нормативно-правовой базы бывшей Российской империи, которая в мировой полицейской практике конца ХIХ и начала ХХ в. не имела аналога. Естественно с некоторыми изменениями.
Вплоть до советизации Азербайджана в полиции АДР руководствовались распоряжениями Садых бека «Об организации полицейских учреждений», «О департаменте полиции», «О полиции общей, уездной и городской» и т.д. Он сыграл и большую роль в разработке концепции по реформированию полиции АДР. Концепция предусматривала реформирование полиции в три этапа и подразумевала множества крайне эффективных и продуманных шагов.
В ноябре 1918 г. в связи с прибытием в Баку войск союзных держав Бакинская полиция была переподчинена временному Комиссариату полиции союзных держав. Однако, не смотря на это, Садых бек продолжает проводить в жизнь реформы в полиции и выдвигает ряд дельных предложений, которые были претворены в жизнь. Например, по его инициативе был образован при МВД АДР отдел общественной безопасности, тюрьмы переданы Минюсту, создана Особая Инспекция, осуществляющая надзор за исполнительской и поведенческой деятельностью руководящих кадров полиции.
По инициативе Садых бека была создана система классности полицейских чинов, разработана новая форма одежды со специальными нашивками, указывающими классность, стаж службы и звание. Только за один год — с 7 декабря 1918 г. по 25 декабря 1919 г. Парламентом АДР было обсуждено и принято 24 закона по МВД.
Деятельность Садых бека, ответственного за работу полиции и в период присутствия англичан в Азербайджане, была напряженной. Дело в том, что Бакинское и Балахано-Сабунчинское полицмейстерства были с ноября 1918 по 1919 г. подконтрольны временному Комиссариату полиции союзных держав.
МВД АДР, осуществляя общее руководство, кадровые назначения, дислокации сил, издавая приказы и распоряжения должно было обязательно согласовываться с Комиссаром полиции полковником Ф.Коккерелем. Вмешательство в этой области дошло до того, что даже перемещения и назначения чинов полиции комиссаром полиции требовалось делать лишь через канцелярию английской полиции.
Распоряжения и приказания Коккереля нередко противоречили принятым решениям МВД АДР и не могли не беспокоить Садых бека. В связи с этим он неоднократно письменно выражал свое несогласие с теми или иными действиями со стороны руководства английской полиции.
В марте 1919 г. временный Комиссариат прекратил свою деятельность, Коккерель сложил свои полномочия и отбыл из Баку. Комиссариат полиции по заранее заключенному договору должен был передать все дела по городской полиции представителям МВД АДР, однако министр МВД Х.Хасмамедов подал в отставку. Кресло министра в столь сложное для АДР время пустовало до 16-го апреля и 12 дней одно из самых главных ведомств страны находилось без руководства. И тогда всю ответственность за судьбу МВД взял на себя Садых бек, кандидатура которого уже рассматривалась правительством на предмет перевода его на дипломатическую службу.
Правительство АДР было хорошо информировано о том, что Садых бек был профессионалом в восточных языках, исламской палеографии, эпиграфике и каллиграфии, а также владел немецким и английским языками.
В начале октября 1919 г. правительство АДР дает Садых беку первое и сразу же очень ответственное дипломатическое поручение: встретить в Батуми личного посланника президента США генерала Джеймса Харборта. Примерно с 4 по 10 октября Садых бек находился рядом с Харбортом как сопровождающее лицо и руководитель личной охраны.
Известно, что Харборт по прибытии в Баку остановился в доме Г.З. Тагиева. На одном из банкетов, посвященном визиту Харборта, тот произнес тост лично за Садых бека. Харборт сказал, что Садых бек — человек, наделенный огромными интеллектуальными возможностями, что сам Харборт еще не встречал среди военных такого высокообразованного и интересного человека. В архивы же попали сведения, свидетельствующие о высоком военном профессионализме Садых бека в качестве организатора военного дела.
После ухода англичан из Баку над АДР нависла серьезная опасность. Угроза исходила от вооруженных до зубов активистов крайне левого крыла большевистского подполья, имевших очень сильное влияние в войсках.
Главное управление Генштаба Минобороны, в задачу которого входила борьба с большевизмом в войсках, вынуждено было в октябре 1919 г. выйти с предложением к правительству о создании при МВД республики специального уголовно-розыскного отдела, который играл бы роль политической полиции в войсках. При обсуждении данного вопроса Садых бек был категорически против, т.к. идея создания азербайджанской национальной полиции в демократическом обществе изначально (после Февраля 1917 г.) исключила саму идею о политической полиции.
После падения АДР Садых-бек с семьей эмигрировал в Турцию, затем в Париж, где два года преподавал в Сорбонне персидский и турецкий языки. После смерти супруги он в 1927 г. по приглашению Зигмунта Смогожевского переезжает во Львов, где преподает на философском факультете Львовского университета турецкий (современный и староосманский), персидский и арабский языки, арабскую грамматику, исламоведение, мусульманскую палеографию, каллиграфию и эпиграфику: позже преподает в Львовской высшей торговой школе и изучает польский и украинский.
Садых бек занимался и научной работой: издавал учебники, писал статьи, воспитал целую плеяду учеников. Вместе с З.Смогожевским и В.Котвичем он составил ядро школы востоковедения, которая позднее получит название львовско- петербуржской.
Во время немецко-фашистской оккупации гитлеровцы выселили немолодого уже ученого из его квартиры в плохо отапливаемое помещение. В 1943 г. он тяжело заболел, а 9 октября 1944 г. скончался; похоронен во Львове.
Если резюмировать, то деятельность Садых бека протекала в период великих исторических перемен для азербайджанского народа, он был поистине героем того времени. Судьба свела этого выдающегося человека с видными государственными деятелями Азербайджана, стоявших, как и Садых бек, у истоков создания профессиональной регулярной национальной полиции.
По материалам историка и полковника полиции Т.Бехбудова (журнал «Обозреватель»), востоковеда Я.Полотнюка (Студенческая газета «Ярослов»)