Говоря о военной истории Азербайджана XIX-ХХ вв., необходимо отметить, что азербайджанцы служили в российской армии еще со времен подписания Гюлистанского мирного договора 1813 г., по которому Северный Азербайджан оказался в составе Российской империи.
Так, в русско-персидской войне 1828-1829 гг. участвовали 4 конно-мусульманских полка и Эриванский мусульманский пехотный полк, состоявшие исключительно из азербайджанцев и снискавшие самую высокую репутацию за доблесть и отвагу в боях. В 1830 г. из азербайджанцев был создан Закавказский конно-мусульманский полк.
В Крымской войне 1853-1856 гг. участвовали 4 конно-мусульманских полка, Бекская дружина из кенгерлийских всадников и отряд из 300 конных разведчиков, состоявший из азербайджанцев.
Положение изменилось после Загатальского восстания 1863 г., подавленного царскими властями с большим трудом в значительной мере потому, что многие его участники прошли военную подготовку. Мусульман перестали призывать на военную службу, хотя было разрешено создавать добровольческие части.
В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. участвовали Бакинский, Елисаветпольский, Закатальский, Эриванский конно-иррегулярные полки, причем Закатальский полк был награжден почетным знаменем.
Историк П.Зубов в ХIХ в. отмечал: «Азербайджанцы с большой легкостью владеют оружием, отличные кавалеристы, храбры и неустрашимы, что доказали на опыте в последние войны».
Российский офицерский корпус издавна был многонационален по составу, и видное место в нем занимали азербайджанцы. Достаточно заметить, что еще до Первой мировой войны в русской армии было около 20 генералов-азербайджанцев.
В 1769-1917 гг. высшим военным орденом Российской империи — орденом св. Георгия было награждено 68 мусульман, в том числе 19 азербайджанцев, а 16 азербайджанцев наградили «Золотым оружием», приравниваемым к ордену св. Георгия. Кроме того, генерал от артиллерии Самед бек Мехмандаров был награжден «Бриллиантовым оружием».
В годы Первой мировой высокие должности в русской армии занимали генерал от кавалерии, генерал-адъютант Гусейн хан Нахичеванский — командир гвардейского кавалерийского корпуса, генерал от артиллерии С.Мехмандаров — командир 2-го Кавказского армейского корпуса, генерал-лейтенант Али-ага Шихлинский — командующий 10-й армией.
Во время войны отличился сформированный из азербайджанцев Татарский конный полк в составе Кавказской конной туземной дивизии («Дикая дивизия»). Полк принимал участие в боях на юго-западном и румынском фронтах, в том числе в знаменитой Брусиловской операции.
Октябрьский переворот 1917 г. привел к значительным геополитическим изменениям; Азербайджан стал предметом противоборства стран Антанты и Тройственного союза. В условиях практического отсутствия дееспособной политической власти, усугубившегося послевоенными трудностями, реальная власть находилась у тех, кто имел оружие и умел им пользоваться.
В регионе действовали военные и полувоенные формирования, некоторые из которых представляли опасность для народа в целом. Часть этих формирований получала поддержку из охваченной Гражданской войной России. Провозглашение независимой АДР было чисто политическим актом и на первых порах не внесло существенных изменений в ситуацию. Остро нуждавшаяся в нефти Советская Россия, поддерживавшая созданный большевиками Бакинский совет, отвергала идею государственности Азербайджана.
Имея в своем распоряжении Красную гвардию, Бакинский совет стремился достичь своих целей военным путем. Одновременно армянские национальные партии («Дашнакцутюн», «Гнчак» и др.), проводившие в жизнь идею создания армянского государства через аннексию территорий Азербайджана, опирались на армянские вооруженные дружины, созданные еще царскими властями для использования в Первой мировой и «прославившиеся» массовыми убийствами и погромами на территории Турции в 1915-1916 гг.
Теперь же эти отряды проводили этнические чистки коренного азербайджанского населения Западного Азербайджана (позднее «Армения»), Зангезура, Карабаха и Нахчывана.
В ходе событий конца 1917 — начала 1918 гг. большевики и дашнаки сомкнулись для уничтожения социальной базы партии «Мусават», имевшей поддержку большей части населения Азербайджана, сначала в Баку, а затем и на всей территории республики. В общей сложности погибли около 35 тысяч человек.
После провозглашения 28 мая 1918 г. АДР Баксовет во главе со Степаном Шаумяном, подчинявшиеся которому военные силы насчитывали более 18 тыс. человек с артиллерией, бронепоездами, бронеавтомобилями, флотом и авиацией, повел наступление на южные и западные области Азербайджана. Большевики с дашнаками захватили Лянкяран, Кюрдамир, Уджар, Гейчай и стали продвигаться к Гяндже — первой столице АДР.
Мартовские события и последующее наступление войск Бакинского совета наглядно показали, что отсутствие национальных вооруженных сил ставит под угрозу само существование азербайджанского народа, и 26 июня 1918 г. было объявлено о создании Азербайджанского корпуса, который стал костяком вооруженных сил Азербайджана.
По договору с османским правительством из азербайджанских бойцов (5 тыс. человек) и турецких добровольцев (6 тыс. человек) была сформирована Кавказская исламская армия, во главе которой стояли турецкий генерал Нури паша и азербайджанский генерал А.Шихлинский.
В тяжелых боях летом 1918 г. были разбиты большевистско-дашнакские отряды, затем вытеснены части английского корпуса под командованием генерала Денстервиля, в сентябре был освобожден Баку. Однако в ноябре по условиям Мудросского перемирия территорию Азербайджана покинул последний турецкий солдат, и теперь АДР предстояло самостоятельно защищать свою независимость и территориальную целостность.
Сформированные воинские части достойно проявили себя, хотя с самого начала им приходилось участвовать в упорных боях. Военное министерство во главе с С.Мехмандаровым и А.Шихлинским было вынуждено решать многочисленные вопросы, связанные с формированием, комплектованием, снабжением, обучением воинских частей, и одновременно вести боевые действия.
В мае-июле 1919 г. на северных границах АДР были созданы мощные укрепления, во многом предотвратившие нашествие белой армии Деникина; в августе того же года на Мугани был подавлен большевистский мятеж и восстановлена южная граница республики. В сентябре-ноябре 1918 г., августе-ноябре 1919-го и марте-апреле 1920 г. были предотвращены попытки агрессии со стороны Армении. Наконец, в мае-октябре 1920 г., уже после падения АДР, силами военных был поднят ряд крупных восстаний против оккупационного режима Советов.
Одной из основных проблем, с самого начала вставшей перед руководством АДР, была нехватка национальных офицерских кадров. К июню 1918 г. 65% офицеров составляли русские. Незнание ими языка и местных особенностей, а также отток в Россию к генералу Деникину создавали огромные трудности в обучении солдат в военном строительстве в целом.
Создание Национальной военной школы, действовавшей в марте-ноябре 1918 г. в Гяндже, после чего переведенной в Баку, позволило частично решить проблему. В начале 1919 г. были открыты Инженерная школа, вошедшая затем в состав Национальной военной школы, Военно-железнодорожная школа в Баку и Школа фельдшеров в Шуше.
Работу по созданию армии на уровне требований времени и в то же время с учетом национальных особенностей отмечали иностранные дипломаты и журналисты.
Так, английский журналист Скотланд Лиддел в сентябре 1919 г. писал: «Днем приехал в Баку и на хорошем фаэтоне отправился в отель. Со мной ехал молодой азербайджанский офицер. По пути мы встречали солдат азербайджанской армии, которые, козыряя, отдавали честь. Я был поражен. Это были новые люди… дисциплинированные, молодые, сильные и отважные. Азербайджанская армия быстро создана и стремительно приходит в надлежащий вид. Азербайджан понимает, что без дисциплины армии быть не может. Большинство людей молоды, раньше они не служили и не почувствовали разлагающую пропаганду большевиков, разваливших русскую армию старого режима. В Азербайджане существует железная дисциплина. Такая, какой нет даже в России».
Далее журналист указывает: «При русских царях азербайджанцы на военную службу не призывались… Азербайджанские офицеры учат людей обращаться с оружием, и при необходимости весь народ будет защищать страну. Вечером, после работы можно слышать, как поют национальные песни: «Вперед, вперед, азербайджанский аскер».
В очередной заметке, отправленной в Лондон, Лиддел описывает церемонию похорон девяти азербайджанских солдат, погибших при подавлении большевистского мятежа на Мугани. О серьезности тех событий говорит тот факт, что у мятежников были изъяты 2 аэроплана, 22 пушки, 32 пулемета, 3 грузовика, более 4 тыс. снарядов и огромное количество стрелкового оружия.
Журналист писал: «…Я очень редко встречался с такой внушительной церемонией. В длинной линии идущих за гробами людей были представители всех министерств и общественных организаций… Улицы… полны народу. Такое число людей… объясняется любовью к азербайджанской армии. Если бы не гробы и траурный марш… выправка офицеров и солдат позволила бы предположить, что здесь идет парад».
Первоначально боевым знаменем воинских частей служил трехцветный государственный флаг, а 18 декабря 1919 г. Генштаб утвердил проект специального Боевого знамени, для этого использовались образцы знамен азербайджанских ханств XVIII в. Флаг имел надписи арабской графикой «Азербайджан» и «Помощь от Аллаха и победа близка» (сура из Корана).
С целью поднятия духа населения в дни государственных и народных праздников в Баку и Гяндже было проведено минимум семь военных парадов, в том числе 4 января 1920 г. по случаю признания независимости Азербайджана европейскими странами.
Вот как описывал военный парад Лиддел: «Умение и дисциплина, моральное состояние армии выше всяких похвал. Иностранные послы ошеломлены созданием такой организованной армии в условиях нехватки всего необходимого. Большая часть населения плакала от чувства гордости».
За короткое время в условиях отсутствия необходимых запасов и резервов были созданы вооруженные силы числом в 30 тыс. человек.
К 1920 г. были сформированы две пехотные дивизии, два отдельных пехотных полка и отдельный пехотный батальон. Кавалерия была представлена конной дивизией и отдельным конным дивизионом. Артиллерия состояла из двух бригад, отдельного мортирного дивизиона и отдельной гаубичной. Армия имела три бронепоезда, автоброневой взвод (6 бронеавтомобилей), несколько гидропланов и аэропланов. Морской флот состоял из двух канонерских кораблей, трех посыльных катеров и инфраструктуры военного порта.
В создании армии АДР неоспорима заслуга выдающихся полководцев — военного министра генерала от артиллерии С.Мехмандарова, его заместителя, генерала от артиллерии А.Шихлинского, начальника Общего штаба генерал-майора Г.Салимова, начальника Генерального штаба генерал-лейтенанта М.Сулькевича, командиров дивизий Т.Новрузова, Дж.Шихлинского, И.Усубова и многих других.
По материалам историка Сабухи Ахмедова