Произведения М.Ф.Ахундова на азербайджанской сцене (1900-1920 гг.)

Драматическая труппа в Азербайджане была создана в начале XX в. на основе любительской труппы Г.Махмудбекова, возвратившимся из Петербурга драматургом Абдурагим беком Ахвердиевым.

Вскоре она стала известна за пределами Азербайджана. По тому, как принимали спектакли этой труппы и откликались на ее выступления, можно представить себе ее значение в общественной жизни, а также содержание и формы работы этого коллектива. Пресса в восторженных тонах описывала спектакли труппы, писала о работе режиссеров и актеров.

Отмечая большую и плодотворную деятельность А.Ахвердиева как драматурга и режиссера, газеты и журналы особо останавливались на игре актера Джахангира Зейналова.

С первого же появления Дж.Зейналова на сцене о нем много писали как о большом, самобытном и глубоком таланте. Д.Зейналов на азербайджанской сцене был первым профессиональным исполнителем героев М.Ф.Ахундова. Театр Ахундова требовал от актера глубокого проникновения во все тонкости изображаемого характера, верного понимания сложной природы человека. И Дж. Зейналов, верно понявший замысел драматурга, сумел создать полнокровный образ азербайджанского купца XIX века Гаджи Кара.

Герои М.Ф.Ахундова для Дж.Зейналова всегда были любимыми героями, и не случайно, что в день 25-летия своей сценической деятельности он исполнял роль именно в пьесе М.Ф.Ахундова.

А.Ахвердиев стремился к созданию интересного и разнообразного репертуара. Наряду с национальной драматургией, основу которой составляли пьесы М.Ф.Ахундова, Н.Везирова, Н.Нариманова и самого Ахвердиева, он хотел использовать также опыт русской театральной культуры. Этим и следует объяснить несколько пестрый репертуар азербайджанского театра начала XX в.

Немаловажное значение в сценической истории ахундовских пьес имела постановка «Гаджи Кара» в Елисаветполе (Гяндже). Понадобились немалые усилия для того, чтобы любители драматического искусства сумели организовать этот спектакль в зале общественного собрания. Спектакль был дан 1 февраля 1904 г. в пользу Багманлярского русско-татарского училища.

«Гаджи Кара» был поставлен «в память 50-летия со дня изданий сочинений Мирзы Фетх-Али Ахундова». Газета «Терджиман», сообщая об этом факте читателям, называла его отрадным событием в театральной жизни л развитии среди закавказских мусульман театрального дела.

В 1901 г. Джахангир Зейналов выступил как режиссер и осуществил постановку «Гаджи Кара» в Баку, Гусейн Араблинский выступил в спектакле в роли Гейдарбека, М.А.Алиев в роли Карамали, а заглавную роль Гаджи Кара играл сам Джахангир Зейналов. Репетиции проводились в доме Дж.Зейналова.

Впоследствии, вспоминая этот спектакль, М.А.Алиев писал о периоде подготовки: «Вопрос реквизита занимал всех. Нужно было достать соответствующие костюмы.»

Однажды, возвратившись после репетиции домой, Алиев увидел приехавшего к ним дядю. В углу лежало много одежды. Схватив ее Алиев помчался к товарищам. Таким образом был разрешен вопрос костюмов для исполнителей.

Как режиссер Дж.Зейналов уделил особое внимание мастерскому исполнению артистами своих ролей. Пьеса была показана без художественного оформления, и поэтому в постановке была особенно видна значительная и яркая работа актеров. Этот спектакль открыл для театра М.А.Алиева, который выступив в роли Карамали, зарекомендовал себя незаурядным комиком.

Как вспоминал М.А.Алиев: «Первое мое знакомство с творчеством М. Ф. Ахундова, относится к началу XX века. Играли «Гаджи Кара». Я, еще Совсем молодой актер-любитель, играл Карамали — слугу Гаджи Кара.. Притихший зал с напряженным вниманием следил за всеми перипетиями бессмертной комедии. Играли мы тогда, конечно, не так, как играют в пьесах М.Ф.Ахундова сейчас. Но сила художественного воздействия творчества талантливого драматурга, правдивость созданных им образов были настолько велики, что зритель нам прощал многое… В 1903 году я играл Гатем-хан-Агу в пьесе «Мусье Жордан». Затем выступил еще в двух-трех комедиях. В 1908—1909 годах играю уже самого Гаджи Кара, роль ставшую затем моей, как говорили раньше, «коронной» ролью. В ней выступаю уже в течение добрых тридцати лет. Она создала мне мое артистическое имя».

В одной из своих корреспонденции Ф.Кочарли, рассказывая о спектаклях, показанных в летние месяцы в Шуше, называл зачинателями этого дела учителей хотя наряду с ними в постановках принимали участие и студенты. Несмотря на нагрузку в течение 9 месяцев учебного года, учителя вместо отдыха в летние месяцы повели огромную работу по организации и показу спектаклей.

Один из этих спектаклей был показан 24 июля 1903 г. в пользу беднейших учеников городской школы. Ф.Кочарли писал, что «Гаджи Кара» оставил хорошее впечатление у публики — были повторно вызваны на сцену артисты Юсиф бек Ахназаров, Гасанали бек Сарджаллы, Мамед Гасан бек Мирзаджамалов, Фархад бек Кочарлинский, Джавад бек Багирбеков.

27 октября 1903 г. был проведен юбилейный вечер по случаю 30-летия со дня постановки на азербайджанской сцене первого театрального спектакля. Эта дата совпала с 25-летием со дня смерти М.Ф.Ахундова, и мусульманское общество впервые в Баку чествовало выдающегося деятеля родной литературы.

Юбилейный вечер начался с того, что А.Ахвердиев на азербайджанском языке прочел биографию М.Ф.Ахундова. Шумные и долгие аплодисменты зрителей вызвал также показ «живой картины», изображавшей героев пьесы «Гаджи Кара», причем в центре ее находился сам автор. Изображавший М.Ф.Ахундова артист был настолько хорошо загримирован, что люди, знавшие драматурга при жизни, находили большое сходство с ним.

Спектакль имел большой успех у публики. Среди исполнителей особенно выделялся Дж.Зейналов, выступивший в роли Гаджи Кара. Остальные актеры — Велибеков (уездный начальник), Насырбеков (Карамали), Степанова (Тукез), Кушнер (Сона ханум) дополняли ансамбль.

В декабре 1903 г. в театре-цирке братьев Никитиных была сыграна комедия «Визирь Сарабского ханства», а в 1904 г. (14 февраля) в Елисаветполе (Гяндже) была осуществлена постановка комедии «Гаджи Кара».

В конце XIX — начале XX в. азербайджанская труппа в Тифлисе сыграла немаловажную роль в деле постановки на сцене ахундовских пьес. Первые опыты давшие положительные результаты и даже привлекшие внимание других драматических трупп, послужили толчком к созданию постоянного театра. Душой этого коллектива стал молодой актер Теймур Ахундов, родственник М.Ф.Ахундова, влюбленный в творчество великого комедиографа.

Глубокая вера в силу театра, его значение в деле просвещения масс, определила держание деятельности азербайджанской труппы в Тифлисе. Не щадя своих сил, Теймур Ахундов трудился на этом поприще, и создананые им образы пленяли зрителей своей живостью, правдивостью, реальной передачей человеческих характеров. К сожалению, этот молодой, энергичный, талантливый актер и организатор медленно угасал от тяжелой болезни. Он скончался в марте 1904 г.

К этому же времени относятся постановки произведений Ахундова и в Нахичевани, «Мусье Жордан», «Молла Ибрагим Халил алхимик», «Гаджи Кара» входили в репертуар Нахичеванского театра со дня его создания. Эти пьесы ставились в основном учителями местных школ, в различных домах и носили скорее характер домашних спектаклей. Это наложило свой отпечаток и на их художественное оформление.

Расцвет Нахичеванского театра относится к 1905 г., когда в нем произошли большие сдвиги. К этому времени пьесы М.Ф.Ахундова и других драматургов ставил «кружок мусульманского драматического искусства», организованный в Балаханах и оказавший немалую помощь распространению в Нахичевани прогрессивных идей.

Организация и проведение интернациональных вечеров в годы революционного движения в Баку имели огромное значение в деле сближения масс с революционно настроенной интеллигенцией, представителями которой были и актеры азербайджанского театра. Хотя распорядителями вечеров порой являлись крупные нефтепромышленники, местные заправилы, все же роль этих вечеров в деле активизации масс была немалой.

Один из таких интернациональных вечеров был организован 8 августа 1904 г. в Мардакянах. По просьбе организаторов в нем принял участие Дж.Зейналов. На вечере были показаны «Мастали-шах» М.Ф.Ахундова и водевиль А.П.Чехова «Медведь». Публику составляли жители Баку и и близлежащих селений — Бузовны и Шувеляны. Хотя вход был бесплатный, на вечере было сделано много пожертвований в пользу неимущих студентов. Среди последних были Н.Нариманов, а также актер Мирза Мухтар Мамедов.

Интересной страницей в сценической биографии комедий М.Ф.Ахундова является появление его пьес на любительской сцене в Шуше. 12 августа 1904 г, в Шуше, в театральном зале Хандамирова, местными любителями был дан спектакль «Мусье Жордан» в пользу Красного Креста и местной русско-татарской школы.

Газета «Терджиман», сообщая об этом спектакле, писала: «Мусье Жордан (Мастали-шах), которая дается в Шуше не первый раз, с технической стороны прошла очень хорошо. Все участвовавшие исполнители свои роли знали как нельзя лучше, а у некоторых любителей оказались прямо артистические способности».

Однако корреспондент газеты «Каспий», сообщая о спектакле, указывал, что в материальном отношении он себя не оправдал. Публики было немного, и поэтому театр с трудом покрыл расходы. Интеллигенция отсутствовала, что объяснялось рецензентом так: «Прежде всего оговорюсь, что у нас в Шуше интеллигенция в строгом смысле, этого слова не существует, или почти не существует; интеллигентами называют себя те, кто одевается почище и побогаче; так, каждый из этих «интеллигентов» питает ту или иную неприязнь к кому-нибудь из небольшой горсточки народных учителей; одному из мнимых интеллигентов не нравится ходьба любителя-учителя, другому — одеяние другого учителя, третьему — его манера говорить и так до бесконечности, и в результате страдают все благие дела и начинания; со всех, сторон слышите один и тот же ответ: «Раз в спектакле участвует такое-то лицо, то я не пойду на этот спектакль».

В конце 1904 г. в Баку была поставлена комедия М.Ф.Ахундова «Визирь Сарабского ханства» с участием артистов Дж.Зейналова, М.А.Алиева и М.Мурадова.

В январе 1905 г. комедия «Хан Сарабский» был показана публике со сцены театра Тагиева. Спектакль привлек внимание прессы своим артистическим ансамблем, в котором вновь блеснул ряд талантливых актеров национальной сцены. О М.А.Алиеве в роли Гаджи Масуда писали, что своей осмысленной игрой он довел до совершенства второстепенную роль, заставив зрительной зал запомнить созданный им образ.

Были отмечены также Абдурагим Рзаев в роли Теймура-аги и особенно исполнительницы женских ролей Михайлова (Шоле ханум, Зиба ханум), Алиева (Ниса ханум) и Степанова (Пери ханум), которые своей продуманной, согласованной игрой помогли созданию превосходного ансамбля.

В заключение Дж.Зейналовым, А.Рзаевым, М.А.Алиевым, Меликовым был дружно сыгран водевиль «Ахшам себри хейр олур». 31 июля в Мардакянах в Сельскохозяйственной школе Г.З.Тагиева силами местных любителей была показана пьеса «Молла Ибрагим Халил алхимик». Вырученные со спектакля деньги были вручены бедным студентам.

Джахангир Зейналов (1865-1918)

Накануне первой русской революции 1905-1907 гг. в Азербайджане нарастало революционное движение, которое толкнуло прогрессивных представителей азербайджанской культуры на путь более решительной борьбы с реакцией, религией, фанатизмом, на путь борьбы за освобождение и просвещение народа.

В 1904 г. азербайджанская драматическая труппа плодотворно работала, причем не только над национальной драматургией, но и над творениями русских и западных писателей, что помогло актерам развить свое исполнительское мастерство.

В декабре 1905 г. состоялось открытие «Мусульманского благотворительного общества», которое, объединив вокруг себя любительские труппы, должно было, по замыслу его организаторов, создать стабильную труппу азербайджанских артистов.

В 1906 г. создается «Товарищество мусульманских (азербайджанских) драматических артистов», в организации которого большую роль сыграл молодой революционер Мешади Азизбеков, «Балаханский драматический кружок», обслуживавший нефтяные районы, а также труппа «Гемийет». Эти общества дали толчок к созданию единого профессионального театрального коллектива, и в начале XX в. они становятся центрами театральной жизни Азербайджана.

Как писал А.Ахвердиев: «Тюркские спектакли в Азербайджане до 1905 года, представляли собой сплошное мытарство и мучения для актеров и любителей. В городах не было театров (кроме Баку), спектакли устраивались в клубах, где не было ни сцен, ни декораций; театральных парикмахеров не было — их заменяли цирюльники, не имевшие понятия о гриме. Играли без париков, усы и бороды делали из бараньей шерсти».

Получить театральное помещение под спектакли также представляло большую трудность. Антрепренеры неохотно сдавали театр, а если соглашались, то назначали высокую цену. Продажа билетов также была связана с немалыми затруднениями. Но несмотря на тяжелые условия, азербайджанский театр все же продолжал существовать и занимал все большее место в общественной жизни Азербайджана, о чем свидетельствует организация новых любительских трупп.

Надо сказать, что вести об азербайджанском театре вышли далеко за пределы страны, и в российской прессе появились статьи, посвященные ему.

Так, например, журнал «Рампа» уже в первом своем номере (1905 г.), откликаясь нйуряд злободневных вопросов того времени, напечатал обстоятельную статью, озаглавленную «Татарский театр». В ней рассказывалось о начале драматической деятельности М.Ф.Ахундова и о том, как с помощью поэта Закира им была написана комедия «Дервиш Мастали-шах». В статье говорилось также о постоянной труппе Г.Меликова, котора начиная с 1898 г. давала раз в неделю спектакли, о вступлении в эту труппу Г.Араблинского, и т.д. Словом, статья, напечатанная в «Рампе» давала русскому читателю первые сведения  об азербайджанском театре, его основателе, актерском составе.

Время шло, ставились различные спектакли, и по-прежнему видное место среди них занимали пьесы М.Ф.Ахундова.

В канун нового 1906 года в Бакинском артистическом клубе силами учащихся 2-й городской школы была поставлена пьеса «Алхимик». Спектакль был сыгран в пользу беднейших учеников школы. Не только исполнителями, но и музыкантами были ученики школы, которые также и следили за порядком в зале.

В январе 1906 г. с большим успехом прошел спектакль «Молла Ибрагим Халил алхимик». 12 июня 1907 г. в театре Морского собрания состоялся дневной спектакль мусульманской драматической труппы «Гаджи Кара или Хасис» в постановке Сарабского. Примечательным было то, что исполнителями были в основном любители. В роли возлюбленной Гейдар-бека вступил молодой любитель Дадаш Буниятзаде.

24 августа 1907 г. «Товариществом мусульманских драматических артистов» был поставлен «Гаджи Кара». Товарищество также 19 сентября 1907 г. в театре Тагиева показало спектакль «Хан Сарабский». В этом же году, 30 ноября в театре Тагиева «Товариществом мусульманских драматических артистов» в Постановке Г.Араблинского был показан «Мастали-шах».

9 июля 1909 г. в зале Морского собрания коллектив любителей драматического искусства впервые организовал дневной спектакль, показав пьесу М.Ф.Ахундова «Правозаступники в городе Тавризе».

В начале декабря 1909 г. просветительным обществома «Ниджат» был поставлен «Гаджи Кара» в театре-цирке братьев Никитиных. Спектакль был настоящим триумфом Джахангира Зейналова (Гаджи Кара) и М.А.Алиева (Карамали). Созданные ими образы, изумительные по тонкости исполнения, вызывали неудержимый смех публики.

В марте 1910 г. на бакинских афишах появилось название еще одной комедии М. Ф. Ахундова «Медведь — победитель разбойника». Она была сыграна труппой общества «Ниджат».

30 ноября 1910 г. общество «Ниджат» праздновало 25-летие сценической деятельности талантливого актера Джахангира Зейналова. В свой юбилейный вечер он сыграл одну из своих любимых ролей — визиря в комедии «Визирь Сарабского ханства». Зрители бурно приветствовали любимого актера, снискавшего всеобщую популярность трудом и преданностью театральному делу.

В конце 1911 г. был отмечен юбилей — 100-летие со дня рождения М.Ф.Ахундова. Юбилейный вечер состоялся в декабре 1911 г. и прошел торжественно, при большом стечении публики. В первом отделении был прочитан доклад: «М.Ф.Ахундов и его произведения» и показан 2-й акт «Гаджи Кара» с Дж.Зейналовым в заглавной роли. Во втором отделении состоялось чествование памяти покойного.

Особый интерес вызвало третье отделение, в котором зрителю была представлена одноактная пьеса-фантазия А.Ахвердиева «М.Ф.Ахундов». Действующими лицами были: М. Ф. Ахундов, его сын Рашидбек, слуга в доме М.Ф.Ахундова, книгоноша и герои его комедий — Гатемхан-ага, Гаджи Кара, Молла Ибрагим Халил, Дервиш Мастали-шах.

В ролях выступили ведущие артисты Азербайджана: Дж.Зейналов (Гаджи Кара), Махмудбеков (Мастали-шах), М.А.Алиев (Молла Ибрагим Халил), А.М.Шарифзаде (Рашидбек), а также драматург Н. Везиров (Гатемхан-ага). Действие пьесы происходит в доме драматурга в Тифлисе. Книгоноша с сожалением рассказывает Мир¬зе Фатали о том, что мусульмане отказываются покупать его книги. Сын М.Ф.Ахундова, Рашидбек говорит отцу об издевательствах, которым он подвергается как сын безбожника.

7 июня 1912 г. во Владикавказе местными любителями драматического искусства была поставлена комедия «Молла Ибрагим кимягер». В роли Моллы Ибрагима выступил артист Багдадбеков. Он же был режиссером спектакля.

В 1912 г. «Гаджи Кара» был поставлен в Елисаветполе (Гяндже). Спектакль был осуществлен гастролировавшим артистом Сидги Рухуллой при участии местных любительских сил. Сидги Рухулла, готовя спектакль, строго выполнял все авторские ремарки. Поэтому зрители видели на сцене, как Гаджи Кара перевозил свои товары на лошади; в лавке Гаджи Кара стояли мешки с горохом, а на прилавках лежала настоящая мануфактура и т. д. Сам Сидги Рухулла выступил в роли Гейдарбека. Одетый в белую черкеску, опоясанный патронташами, он создал образ смелого, ловкого, отважного героя.

Театральный сезон 1913 г. в Баку открыла 27 сентября труппа общества «Сафа» постановкой «Гаджи Кара», где в заглавной роли выступил Дж.Зейналов.

В роли Гейдарбека выступил Али Аббас Рзаев, работавший в течение 10 лет суфлером труппы. Эта роль была сыграна им настолько хорошо, что рецензировавший спектакль посоветовал ему бросить суфлерскую будку и перейти в актерский состав, тем более, что об этом говорил и драматург А.Ахвердиев.

Одной из интересных ахундовских постановок следует считать тифлисскую постановку «Гаджи Кара» 1915 г. в театре Руставели. Стремясь воссоздать на сцене азербайджанский колорит, режиссер показывал настоящий базар, на свадьбе Гейдарбека женщины и мужчины в разных частях сцены играли и танцевали. «Гаджи Кара» был поставлен также 29 января 1916 г. труппой общества «Сафа».

В годы первой мировой войны оперы и оперетты, ставившиеся в Баку и других городах Кавказа, делали хорошие сборы, в то время как драматические постановки, осуществлявшиеся труппами обществ «Ниджат» и «Сафа», разрозненными артистами и любительскими силами, приносили убытки.

Газета «Каспий» в статье, посвященной положению азербайджанских актеров, писала о плохом материальном обеспечении, о скудности репертуара и других недостатках. Азербайджанская сцена нуждалась в крепком и умелом руководстве. Тем не менее, кризис театра не мог погасить интереса к драматургии Ахундова, его пьесы по-прежнему, хотя и не очень часто, ставились в Баку и других городах.

В 1917 г. в Нахичевани силами учителей благотворительной школы было создано новое драматическое общество «Народное зеркало». Раз в месяц оно устраивало спектакли в помещении городского клуба, которые ставились силами учителей и интеллигенции.

Интересным в этих спектаклях было то, что во время антрактов читались стихи различных поэтов, особенно великого азербайджанского сатирика Сабира. Так, например, при постановке «Гаджи Кара», в антрактах были исполнены стихи Сабира, высмеивавшие беков и ханов.

Застой и разложение, начавшиеся с конца 1917 г. охватывают не только предпринимательские, антрепренерские, но и образованные на демократических началах коллективы. Оно сказывается на репертуаре театров, постановочном искусстве и технике актерского исполнения. Отдельные попытки обновить репертуар и оживить театральное дело (переговоры между труппами «Сафа» и «Ниджат» и т. д.) не изменили положения.

Азербайджанская труппа переживала серьезный кризис в связи с отсутствием помещения для постановок спектаклей. Раньше труппе удавалось снимать Тагиевский театр у А.Полонского, правда, только по пятницам, теперь же и это оказалось невозможным из-за гастролер различных приезжих трупп. К Маиловскому театру невозможно было подступиться — там требовали 1500 рублей за один вечер. Наем зала Общественного собрания также был связан с большими затруднениями. В театре-цирке братьев Никитиных выступали гастроллеры.

Правление, общества «Ниджат» ходатайствовало перед градоначальником о предоставлении права постановки спектаклей в пасхальные дни, когда театры пустуют. Градоначальник разрешает в эти дни ставить спектакли — но только драмы.

В 1918 г. сгорел Тагиевский театр, и это лишило азербайджанскую труппу возможности более или менее регулярной постановки спектаклей. В том же году делаются попытки вновь организовать большую оперно-драматическую труппу, но последняя не имеет возможности прогрессировать и распадается.

Одновременно с этим, часть местной интеллигенции, под влиянием политических событий того времени, начинает создавать спектакли пантюркистского и панисламского характера. Со сцены звучит гимн исламу, восхваляется величие Турции.

В эти дни Г.Араблинский осуществляет постановку комедии М.Ф. Ахундова «Гаджи Кара». В спектале в заглавной роли Гаджи Кара выступил Джахангир Зейналов. Это было последнее выступление престарелого артиста на сцене. Вскоре его не стало. Он был одним из первых служителей азербайджанской сцены, отдавшим свою жизнь искусству. Смерть Зейналова явилась для азербайджанской сцены тяжелой утратой.

«Гаджи Кара» вновь появился на сцене после долгого перерыва в феврале 1920 г. В заглавной роли после смерти Дж.Зейналова выступил А.Гусейнзаде.

Из печати видно, что в это же время готовилась к постановке под руководством Г.Сарабского кружком центрального рабочего клуба пьеса «Визирь Ленкоранского ханства». В это же время на страницах бакинской печати то и дело появлялись и так же бесследно исчезали названия одноактных оперетт, фарсов, рекламы кабаре. Именно это «мелкое искусство» имел в виду театральный обозреватель реакционной газеты «Азербайджан», когда вынужден был писать следующее: «Театр представляет собою сплошное море пошлости, в котором барахтаются актеры, превращающие его в отвратительный балаган, проникнутый общим стремлением потрафить грубым вкусам толпы».

13 февраля 1919 г. был показан «Гаджи Кара». В статье, посвященной спектаклю, рецензент газеты «Азербайджан» писал: «Комедии Мирзы Фатали давно не были поставлены на нашей сцене. Но произведения Мирза Фатали написаны так мастерски, что наша литература и сцена в своем развитии как бы далеко не пошли, эти произведения не потеряют своей ценности. В нашей жизни мы видели немало произведений, которые при жизни автора были преданы забвению. Но произведения Мирзы Фатали совершенно другого плана. Если бы те, которые смотрят на них как на «устаревшие», видели бы вчера вечером довольные лица зрителей, естественно признались бы в своих заблуждениях».

Среди артистов были также отмечены Али Акбер Гусейнзаде (Гаджи Кара), Танайлиди (Тукез). Не менее интересным было и исполнение ролей Карамали — Абульгасаном Анаплы, Охана — Рза Дараблы, Аракела — Сидги Рухуллой. В этом сообщении ценно упоминание об исполнении Абульгасаном Анаплы роли Карамали, так как оно явилось последним выступлением актера на сцене. Спустя несколько месяцев он трагически погиб в Карабахе.

Ахундовские спектакли время от времени ставились и в других городах, в частности в Шемахе и Нахичевани, где кризис театра сказывался не в меньшей степени, чем в Баку.

Несмотря на все усилия реакции, анализ репертуара тех лет свидетельствует об успехе пьес классического направления. Постановки пьес М.Ф.Ахундова, А.Ахвердиева, Н.Везирова, хотя и в скромном сценическом оформлении, выполняли культурно-просветительную миссию театра, знакомя широкие массы зрителей с социальной жизнью разных эпох и общественных групп, помогая росту революционного сознания. К остальным же спектаклям широкий зритель оставался равнодушным и не понимал их.

По материалам книги А.Алиевой «М.Ф.Ахундов и театр». Читайте также: Первые появления произведений М.Ф.Ахундова на сцене театра (XIX в.)