Знаменитый Кара Караев о том, зачем вообще нужна музыка (по газетам, журналам 1961-1974 гг.)

Азербайджанского композитора Кара Караева (1918 — 1982) по праву считают человеком, чье творчество обогатило мировую культуру.

Караев — автор трех опер, трех балетов и трех симфоний, а также многочисленных произведений программной, камерной, инструментальной музыки, музыки к спектаклям и кинофильмам. Он создал монументальные произведения, в которых гармонично сочетались древнее наследие традиционной национальной музыки и современные музыкальные формы.

Мировую славу принес Кара Караеву балет «Семь красавиц» (1952 год). Композитор создал и другие произведения, в том числе два квартета, хоровую музыку, песни, романсы, сочинения для фортепиано, скрипки.

Он писал музыку для ставших известными спектаклей и фильмов, среди которых — «Дон Кихот», «Повесть о нефтяниках Каспия», «Вьетнам», «Оптимистическая трагедия», «Урок истории», «Двое из одного квартала», «Покорители моря» и «Золотой эшелон».

В данном материале — высказывания Кара Караева о музыке, собранные из разных печатных изданий советского времени:

— Только музыке подвластен мир затаенных, но всегда больших и глубоких чувств; «перевести» их на язык слова, конечно, можно, но в этом переводе многие тончайшие интонации будут упущены и огрублены либо даже навсегда утрачены…

— Я думаю о том, что уже вместе с азбукой ребенок должен бы знакомиться с основными звуками гаммы так же, как с основными красками спектра. Это сделает его богаче, сильнее, разностороннее. Потом, позже, он поймет, что сочетание красок дает ему ощущение колорита, а сочетание звуков — чувство гармонии, мелодии… И пусть он в дальнейшем не станет ни художником, ни музыкантом: вы ведь не определяете будущую профессию ребенка, когда читаете ему стихи Пушкина!

— Пусть дети умеют просто слушать музыку! Поверьте, это откроет перед ними огромную, неведомую страну прекрасного, куда многие из них отправятся в поиски счастья и радости не только для самих себя, но для всех людей.

— Музыка — украшение жизни и одновременно источник высокого вдохновения. Быть может, никакому другому искусству не дана такая могущественная, окрыляющая сила, возвышающая мысль и чувство, такая безграничная, в сущности, способность к тончайшему психологическому анализу и одновременно — к созданию эмоциональной атмосферы коллективного, массового, объединяющего.

— Если принять во внимание воздействие небывалых возможностей современных средств информации, то мы с полным основанием можем говорить о подлинной «музыкальной биосфере», в которой протекает жизнь, труд, быт и отдых нашего народа. И сегодня мало кто может представить себе течение жизни нашего общества вне этой «музыкальной биосферы», которая стала необходимой для нашего сознания, как чистый воздух необходим для жизни. Совершенно неоспоримо, что моральный долг, нравственная ответственность за чистоту и незамутненность этой драгоценной музыкальной атмосферы во многом ложится на нас, деятелей музыкальной культуры.

— Мы должны как зеницу ока охранять созданную творческими усилиями нескольких поколений советских композиторов живительную музыкальную среду от всего чуждого, вредного, наносного, от всяких случайных элементов, которые, как ложка дегтя, могут загрязнить и, к сожалению, порой и загрязняют этот чудесный мир духовных связей нашего народа с животворными источниками высокого музыкального искусства.

По материалам журналов «Огонек» (1961 г.), «Советская музыка» (1974 г.) и газеты «Бакинский рабочий» (1974 г.)

Кара Караев о Сергее Прокофьеве: без его музыки, жизнь моя была бы беднее (1961 г.)