Кто учил Ниязи: Деятельность дирижера, композитора Стефана Штрассера в Баку

С.Газиева

В 1920-30-е годы в Баку выступали выдающиеся музыканты России и Европы. Например первым городом в СССР, который увидели парижская скрипачка Колет Франс и венский дирижер Эжен Сенкар, — был Баку.

Как откровенно признавались зарубежные артисты: «Мы не надеялись найти здесь ничего кроме нефти и грязи», откровенно признавались зарубежные артисты, «и вдруг – гигантское культурное строительство, симфоническое дело европейского масштаба. Замечательная архитектура, концертная площадка, вид с которой напоминает Ривьеру, блестящие артисты – все это сделало бы честь любому европейскому концертному предприятию».

Баку привлекал многих известных музыкантов-гастролеров, которые своей концертно-исполнительской деятельностью сыграли огромную роль в развитии музыкального искусства, образования и всей культурной жизни Азербайджана.

Великий Узеир Гаджибеков отмечал, что «изучая европейскую музыку, мы обучаемся тому общемузыкальному искусству, которое развивалось веками и дало миру ряд гениальнейших творцов, к произведениям которых ни одна нация, претендующая на культурность, не может оставаться чуждой, ибо произведения и творения их имеют мировое значение».

Особое место среди зарубежных исполнителей занимает Стефан Штрассер — венгерский дирижер, пианист и композитор.

С.Штрассер родился в 1888 г (по некоторым данным в 1889 г.). Учился в Королевской венгерской академии музыки у лучших европейских музыкантов, таких как, немецкий композитор Ганс фон Кесслер, учениками которого являлись Бела Барток и Имре Кальман.

Педагогами С.Штрассера были также и венгерские музыканты: пианист и композитор Арпад Сенди, являвшийся учеником Ференца Листа, и Виктор Херцвельд, у которого он учился дирижерскому мастерству. В Париже он занимался у известного французского композитора, дирижера Венсана дЭнди, одного из организаторов Национального музыкального общества, пропагандировавшее «новую музыку», для того времени, таких как К.Сен-Санса, Ц.Франка, Г.Форе и других.

В 1912 году С.Штрассер начинает работать хормейстером в Пражской опере, затем дирижером оперной труппы Анджело Ноймана, Будапештской оперы, а в 1919-21 гг. – дирижер Шведской королевской капеллы в опере Стокгольма.

Интересуясь современной музыкой, новыми течениями в искусстве, он как специалист новейшего музыкального репертуара, наряду с классическими произведениями, исполнял музыку молодых художников, представивших новое слово в области композиции, таких как К.Дебюсси, И.Стравинский, Б.Барток, А. Шенберг, П.Хиндемит.

Придерживаясь прогресссивных взглядов, С.Штрассер был сторонником всего нового, революционного, в борьбе со старым, отжившим. Ему были близки идеи свободы, демократии. Поэтому ему импонировали события в России 1917 года. А в 1927 году С.Штрассер выступил в Вене, дирижируя совместно с Б.Бартоком в праздничном концерте, посвященном 10-летию Октябрьской революции в цикле «Симфонические концерты для рабочих».

Венгерский дирижер неоднократно приезжал в СССР с гастролями, в частности, в Москву. В 1926-27 гг. участвовал в концертах по приглашению Ассоциации современной музыки, исполняя, как известные советскому зрителю произведения, так и новые – «ряд интереснейших, совершенно незнакомых классических и современных вещей».

Так, С.Штрассером впервые были исполнены: квартет Моцарта с оркестром, 6-я симфония Шуберта, 3-я симфония Мясковского, произведения Б.Бартока, П.Хиндемита, М.Равеля.

Как было, сказано выше, уровень симфонического дела, интерес со стороны бакинской публики к музыкальным концертам и театральным постановкам привлекало многих иностранных музыкантов-гастролеров в Баку. И дирижер Стефан Штрассер не был исключением, его гастроли в столице Азербайджана начались в августе 1928 года.

Дирижируя Академическим симфоническим оркестром на концертах в Баку, он завоевывает симпатии и любовь зрителей. На страницах бакинских газет корреспонденты восторженно отмечали его высокий профессионализм, прекрасное владение оркестром, исполнявшего сочинения композиторов разных направлений. Звучала музыка таких произведений, которые никогда не исполнялись в Баку.

Гастроли проходили с большим успехом и продолжились до конца сентября. А с 1929 года С.Штрассер работает дирижером в Большом государственном театре имени М.Ф.Ахундова, а также дирижером симфонического оркестра и одновременно ведет классы теории музыки, теории композиции и оркестрового дирижирования в Азгосконсерватории.

В Баку С.Штрассер увидел большое культурное поле деятельности для реализации своих знаний, способностей и таланта в решении вопросов развития музыкального искусства в Азербайджане. Может быть, поэтому он решает остаться в Баку и активно начинает заниматься исполнительской, музыкально-просветительской и педагогической деятельностью.

Уже с января 1929 г. С.Штрассер дирижирует оркестром в спектаклях Большого государственного театра — «Самсон и Далила», «Кармен», «Аида», «Царская невеста» с участием выдающейся азербайджанской певицы Фатьмы Мухтаровой. Он же участвует в вечере, посвященном 15-летнему юбилею сценической деятельности Ф.Мухтаровой, дирижирует в театре, на сцене которого выступают приезжие оперные артисты.

Не меньшая работа была проделана им в пропаганде классической музыки, в приобщении широких слушательских масс к лучшим образцам произведений западно-европейских и русских композиторов, дирижируя Академическим симфоническим оркестром не только в филармонии, но и в рабочих районах, клубах, школах, в театре юных зрителей.

О популярности симфонической музыки среди рабочего класса часто печаталось на страницах бакинских газет: «… в этом сезоне концерты, с их интересно составленной программой, под управлением такого выдающегося мастера-дирижера каким является Стефан Штрассер, привлекут еще больше рабочих слушателей, еще больше поднимут их интерес к серьезной музыке.»

В апреле 1929 г. в эфире прозвучал радиоконцерт симфонического оркестра под управлением дирижера С.Штрассера. А в 1932 г. был создан симфонический оркестр Азербайджанского радиовещания, которым неоднократно дирижировал музыкант.

Примечательно, что зтот оркестр, дирижируемым С.Штрассером совместно с оркестром народных инструментов, организованный и руководимый Уз.Гаджибековым, открывали летний сезон 1932 г. большим циклом концертов в рабочем районе Баку в парке культуры и отдыха им.«Ротефане» (позднее парк им. Низами). Эти мероприятия способствовали подъему музыкальной и культурной жизни Баку и всего Азербайджана.

Венгерского музыканта интересовали произведения молодых азербайджанских композиторов. Совместная творческая и педагогическая работа связывала дирижера c молодым талантливым, подающим большие надежды, но рано ушедшим из жизни, композитором Асафом Зейналлы.

Асаф Зейналлы (1909-1932)

Его произведение «Фрагменты», являющееся одним из первых в истории азербайджанской симфонической музыки, прозвучало впервые в исполнении оркестра под управлением С.Штрассера в Баку на юбилее 10-летия Тюркского рабочего театра в 1931 году. Сочинение А.Зейналлы произвело большое впечатление на бакинскую публику и музыкальную общественность.

В процессе создания произведения, к сожалению не осуществленного, автор, как видно из записей композитора, интересовался мнениями, рекомендациями, советами музыканта-теоретика и, вероятнее всего, будущего дирижера-исполнителя.

С.Штрассера как опытного теоретика и музыковеда привлекали к участию в обсуждении важных вопросов развития азербайджанского музыкального искусства. В 1935 году он был включен в комиссию по подготовке к изданию книги Уз.Гаджибекова «История развития азербайджанской музыки», а также участвовал в обсуждении научного труда Уэ.Гаджибекова «Основы азербайджанской музыки». Он выступал на диспуте о советской опере в Азербайджане с докладом «О проблемах советской оперы», участвовал в прослушивании и обсуждении отдельных отрывков из оперы «Наргиз» М.Магомаева.

С.Штрассер был не только талантливым дирижером, но и прекрасным педагогом, оставившим заметный след в истории музыкального образования в Азербайджане.

С.Штрассер являлся профессором Азгосконсерватории по классу оркестрового дирижирования, теории музыки и теории композиции. Он начал работать в 1929 году при ректоре консерватории Уз.Гаджибекова, уделявшим большое внимание привлечению квалифицированных педагогических кадров-музыкантов к преподаванию, а тем более с западно-европейским образованием и опытом исполнительской деятельности в лучших залах городов Европы.

Многие выдающиеся музыкальные деятели являлись учениками венгерского музыканта. Ашраф Гасанов, студент Стефана Штрассера, первый азербайджанец, получивший высшее дирижерское образование, успешно окончил консерваторию в 1933 году.

В последствии, он работал ведущим дирижером театра оперы и балета и симфонического оркестра в Баку. В1940 г. он был удостоен звания заслуженного деятеля искусств, а в 1959 – народного артиста Азербайджанской ССР.

Учеником профессора был и талантливейший музыкант, всемирно-известный дирижер и композитор маэстро Ниязи. После прохождения занятий по композиции в техникумах Москвы и Ленинграда, Ниязи в 1933 г. возвращается в Баку и продолжает учебу в аспирантуре Азгосконсерватории по классу дирижирования у С. Штрассера. Дирижерскую деятельность Ниязи начинает в 1934 году и всю дальнейшую творческую жизнь он посвящает развитию и расцвету азербайджанского музыкального искусства.

Педагог С.Штрассер всегда подмечал учеников с незаурядными музыкальными способностями. По воспоми-наниям русского советского музыканта, композитора Ореста Евлахова, учившегося в Азгосконсерватории в начале 1930-х годов, С.Штрассер, по сравнению с другими преподавателями, дававшими знания «излишне академической направленности», развивал индивидуальные дарования учеников, прививал хороший вкус, расширял их кругозор, особенно в области современной музыки. На занятиях по инструментовке он учил правильному чтению партитур, интересно анализировал партитуры симфоний Л.Бетховена.

По словам Вероники Дударовой, первой женщины-дирижера в Советском Союзе, любовь к дирижерскому искусству привил ей венгерский музыкант. Начальное музыкальное образование она получила в 1920-е годы в Тюркской (Азербайджанской) музыкальной школе, созданной Уз.Гаджибековым. Позже она училась в группе одаренных детей при Азгосконсерватории, где занималась по теоретическим дисциплинам и дирижированию у С.Штрассера.

Вероника Дударова (1916-2009)

Он совместно с учениками посещал концерты в филармонии и оперные спектакли в театре, знакомя детей с музыкальными произведениями и вовлекая в мир прекрасных звуков и мелодий, приучал к серьезному восприятию лучших образцов мировой музыкальной культуры.

Велика роль С.Штрассера в организации и руководстве «Особой детской группы». В 1933/34 учебном году НКП республики утвердил создание при консерватории «Группы особо одаренных детей» или «Группа юных дарований». А в «Положении об АГК» 1934 г.она значится как «Особая группа исключительно одаренных детей».

Будучи студентом Азгосконсерватории и после успешного завершения учебы 1931 году, А.Зейналлы как самого знающего и активного студента оставляют работать при консерватории, поручив ему преподавание теории музыки, сольфеджио и гармонии в младших классах.

Его учениками являлись будущие видные музыканты-исполнители и композиторы. Но, в связи с кончиной А.Зейналлы в 1932 г., преподавание теоретических предметов было передано его коллеге С.Штрассеру.

Как отмечалось выше, обладая замечательными педагогическими качествами, он, в процессе занятий на уроках с учениками, выявлял среди них наиболее одаренных детей и преподавал им дополнительно по теоретическим предметам, развивая у них природный дар и музыкальные способности. В числе этих учеников были Тофик Кулиев, Кара Караев, Закир Багиров, Джевдет Гаджиев, Джамиля Мурадова и другие.

Именно, тогда же и зародилась у музыканта идея о создании особой школы для детей. Группа опытных педагогов-пианистов Азгосконсерватории во главе со С.Штрассером предлагали открыть «образцово-показательную детскую музшколу с профессиональным уклоном», для очень ограниченного количества детей с ярко выраженными музыкальными способностями. Особое внимание уделялось классу фортепиано, который должен дать будущих пианистов, дирижеров, теоретиков и композиторов.

На основании заявления педагогов АГК от 23 февраля 1933 года была организована «Группа юных дарований» при консерватории. Заведывание и организацию Учебной части взял на себя С.Штрассер, временно – как общественную нагрузку13. И учащимися оказались вышеперечисленные ученики Стефана Штрассера. Его благожелательное отношение к юным воспитанникам, а также его предвидение в них будущих профессиональных музыкантов рождало чувство благодарности и уважения к учителю.

Педагогическая деятельность музыканта оказывало значительное влияние на формирование у них интереса к творчеству и продолжению учебы по предмету теории композиции и дирижированию.

Так, Г.Гараев, З.Багиров после окончания рабочего факультета по классу фортепиано, а Дж.Гаджиев — скрипки, поступали в консерваторию на теоретико-композиторский факультет. Т.Кулиев продолжил образование в консерватории на двух факультетах — фортепианном и дирижерском в классе профессора С.Штрассера.

О теплых творческих отношениях Дж.Гаджиева с учителем говорит исполнение первого сочинения композитора, еще студента, для симфонического оркестра, прозвучавшее под управлением дирижера С.Штрассера в 1936 г. на концерте, посвященного смотру композиторских кадров в Азербайджане.

Профессор с большим вниманием относился к занятиям ученицы по классу фортепиано Дж.Мурадовой, он отмечал ее незаурядные способности, предвещая ей большое будущее. Одна из первых представительниц азербайджанской пианистической школы, Дж.Мурадова занималась концертно-исполнительской деятельностью будучи педагогом консерватории и первой солисткой Азгосфилармонии.

С.Штрассер оставался заведующим группой юных дарований до сентября 1936 года. На каждом заседании педагогического совета АГК с его участием рассматривались вопросы, организационные или учебно-методические, связанные с «Группой». Ежегодно она укомплектовывалась новыми учениками.

В 1934/1935 учебном году были приняты по классу фортепиано Мамед Оруджев (в будущем гобоист, солист оркестра Большого театра СССР), Белла Давидович (в будущем известная американская пианистка). В следующем году список талантливых детей-пианистов пополнился такими именами как Эльмира Назирова, Чингиз Садыхов и другие.

Стефан Штрассер покинул Азербайджан и пределы СССР в 1936 году. Почему, именно, в этот год, догадаться не трудно. Предчувствуя надвигающиеся «неспокойные», «грозные», репрессивные 1936-38-е годы, музыкант решает вернуться на родину, где в это время также, к сожалению, был не лучший период в истории Венгрии.

Но он продолжал заниматься профессиональной деятельностью. Преподавал частным образом уроки по композиции. Среди его учеников известен венгерский композитор и педагог Андраш Михай. Во время второй мировой войны С.Штрассер был отправлен на Восточный фронт, где, по всей видимости, и погиб.

Стефана Штрассера внесли в число 100 лучших дирижеров мира в одном списке с его бывшими учениками – Ниязи, Тофиком Кулиевым, Вероникой Дударовой, получившие от своего педагога знания и любовь к искусству дирижирования. Венгерский виртуоз проработал в Баку всего 8 лет, но оставил о себе неизгладимую память отличного музыканта, дирижера, педагога, чья деятельность была направлена на развитие образования, культуры и искусства в Азербайджане.

По материалам Института Истории Азербайджана