О.Буланова
Бакинский радиозавод, будучи заводом военного назначения (возник в 1942 году для нужд фронта) выпускал многочисленную бытовую продукцию, востребованную потребителями.
Первыми радиоприборами стали радиоприемники, а в начале 1949 года наступил черед телевизорам: был налажен выпуск знаменитого телевизора, ставшего культовым, – «КВН-49». К «Клубу Веселых и Находчивых» название не имеет ни малейшего отношения и произошло от первых букв фамилий разработчиков – В.К. Кенигсона, Н.М. Варшавского и И.А. Николаевского.
Разработан «КВН-49» был в Ленинградском НИИ телевидения в 1947 году и в 1948 году выпущен на опытном заводе НИИ в количестве 20 штук. Во многих источниках можно прочитать, что это был первый советский телевизор. Это не так. Это был первый советский телевизор, выпускавшийся массово и серийно.
Информация, что «КВН-49» выпускался в Баку, для многих является шоковой. Правда, Баку был не единственным заводом, где делали этот телевизор, заводов было несколько и продукция была идентичной, отличалась только маркировка на задней панели. Которую, кстати, делали из картона с дырочками для вентиляции.
Но все эти заводы объединяло одно: неофициальным расшифровкой названия телевизора стало «Купил, Включил, Не работает». Конечно, так бывало не всегда, но часто, а в принципе сохранившиеся модели работают до сих пор. Вообще же «КВН-49» стал прорывом, культовым предметом, который ставился в «красный угол» и непременно покрывался вышитой красивой салфеткой или гобеленовой, а то и ковровой из Губы.
Откуда взялась эта мода – покрывать телевизоры салфеточками и накидками – доподлинно неизвестно, но многие утверждали, что делалось это из-за желания уберечь экран от губительного воздействия солнечного света. Мол, экран может «выцвести», т.е. поблекнуть. На самом деле экраны телевизоров, даже самых ранних, от солнечного света не блекли.
Смотреть телевизор собиралась не только семья, но и соседи (со своими стульями – это было непременным условием), потому что телевизор зачастую был один на целый двор или блок многоэтажного дома. И дело было не в том, что их выпускалось мало, просто вещь была очень дорогой, не каждая семья могла это себе позволить. Первые телевизоры появлялись, конечно, в Баку.
Вещание было круглосуточным, да еще и с сотнями каналов. Канал поначалу был один и вещал несколько часов в сутки, а на самой заре телевидения – несколько раз в неделю. В программе, начинавшейся вечером, были, в основном, художественные фильмы, концерты и спектакли, в том числе детские. Программу передач сообщали дикторы, в газетах расписание трансляций еще не печатали.
Местных азербайджанских каналов поначалу не было, так что смотрели только трансляции из Москвы. Именно трансляции, т.к. передач в записи еще не было, дикторы сидели в прямом эфире. Когда азербайджанский канал появился, он «вещал на третьей кнопке».
Так что уже у первых «КВН» на задней панели имелся переключатель программ – так сказать, с учетом будущего развития. Вообще же в телевизоре было 11 ручек управления. Четыре основных из них были расположены на передней стенке: слева контрастность (сверху) и громкость (внизу), справа сверху выключатель сети, а внизу ручка, отвечающая за яркость и фокусировку. Остальные 7 ручек расположены справа, на боковой стенке.
Экран «КВН» был размером с открытку – 10,5 на 14 см. Разглядеть на нем что-то было весьма проблематично, поэтому очень скоро в продаже появились линзы – сначала круглые, а затем прямоугольные, которые увеличивали изображение в два раза, но все равно сидеть надо было максимально близко к телевизору, который, кстати, выпускался в настольном варианте в деревянном корпусе 38х40х49 см и весил 29 кг. Корпус оформлялся в нескольких цветовых вариантах – от желтого дерева до темно-вишневого.
Линза для телевизора на специальной трубчатой подставке – это отдельная эпопея советского быта. Предполагалось, что заполняться эта полая стеклянная конструкция должна была глицерином. Для этого линзы имели сверху отверстие, заткнутое маленькой черной пробочкой. Однако глицерин тоже был дефицитом, и телевизионные линзы заполнялись дистиллированной водой, которую можно было купить в аптеках, а в некоторых даже взять бесплатно, например, в аптеке №9 на углу улиц Басина и Самеда Вургуна.
Для эффекта «цветного» телевидения в воду добавляли несколько капель йода или марганцовки, а когда появились прозрачные цветные пленки с растяжкой цвета от бежевого до голубого, их стали клеить на линзу. Качество изображения страдало, но что не сделаешь ради «цветной» картинки!
Линзы берегли и, как и телевизоры, защищали всеми возможными способами, в том числе самодельными тканевыми чехлами. Линзы становились героями многочисленных карикатур.
Чуть позже появились другие модификации «КВН-49». В буквах и цифрах после «49» разобраться не представляется возможным, хотя и века не прошло, известно только, что Бакинский радиозавод выпускал модификации «КВН-49» (Т-1), «КВН-49-А», «КВН-49-Б», «КВН-49-4». Когда появился «КВН-49-М» (Т-2), у которого экран был размером 13х18 см, это стало настоящим культурным шоком у простых людей, но этот аппарат был малосерийным.
Вообще же до 1962 года всеми заводами СССР было выпущено 1 миллион 300 тысяч телевизоров «КВН». Так что «КВН» стал не только первым серийным советским телевизором, но и самой массовой моделью в мире за указанный период. И Бакинский радиозавод внес в этот рекорд существенную лепту.
Кстати, о рекорде. Вторым телевизором завода стал «Рекорд». Просто «Рекорд», без всяких букв в названии. Он начал выпускаться с 1956 года. Он даже принимал передачи УКВ-ЧМ радиостанций. Сделан телевизор был на металлическом каркасе, а внешний ящик (футляр) изготавливался из фанеры с имитацией под ценные породы дерева разных цветов. Выпускалось два варианта: с громкоговорителем под экраном, закрытым тканью, и пластмассовой решеткой. Пластмассовая решетка встречалась в более поздних по времени телевизорах и считалась шиком. Среди коллекционеров же ценятся бакинские «Рекорды» с громкоговорителем, закрытым тканью.
Весил «Рекорд», как ни странно, меньше «КВН» – 24,5 кг, зато размеры имел побольше: 48,5х42,5х52,5 см. Да и экран был существенно больше КВНовского. В 1956 году модель телевизора «Рекорд» получила Большую золотую медаль на международной выставке в Брюсселе.
С 1957 (по некоторым данным – с 1958) года Бакинский радиозавод выпускал «Рекорд-А», с 1959 (по некоторым данным – с 1960) года – «Рекорд-12». На внешнем виде изменения не сказывались, касались только «начинки». «Рекорд-12», кстати, выпускали всего два радиозавода – Бакинский и Воронежский. Но только в телевизоре Бакинского радиозавода имелась возможность отключения громкоговорителя и подключения головных телефонов для прослушивания звукового сопровождения телепередач. И это в 1959 году! Это требовало внесения определенных изменений в конструкцию, поэтому таких телевизоров в Баку было выпущено немного.
Любой «Рекорд» (не имело значение, какой модификации и какого завода) стоил тогда 2100 рублей, или 210 рублей после денежной реформы 1961 года. Т.е. за телевизор требовалось выложить значительно больше среднемесячной зарплаты.
Если «КВН» и «Рекорд» выпускали несколько радиозаводов СССР, то телевизор «Аэлита» производил исключительно Бакинский радиозавод. Начался выпуск этого черно-белого телевизора в 1964 году. Он был рассчитан на работу в 12-ти каналах (при наличии четырех центральных) и изготавливался с целиком пластмассовой передней панелью (трех основных светлых цветов) и футляром, имитирующем ценные породы дерева. Весил 20 кг, размеры имел 48х38х51 см и стоил 216 рублей.
Кстати, на 11 или 12 канале можно было поймать иранское телевидение. Правда, ловилась только картинка, звук почему-то не ловился, но даже одной беззвучной картинки хватало голодным до информации советским гражданам.
Следующим чисто бакинским телевизором в 1965 году стал «Гранит». Он мало чем отличался по техническим параметрам от «Аэлиты», разве что весом (21 кг), дизайном и диапазоном воспроизводимых частот звука – от 120 до 7000 Гц, что выше, чем в остальных моделях тогдашних телевизоров 3-го класса, изготавливаемых по унифицированной УНТ-35 схеме.
Любопытно, что не всегда жители того города, в котором выпускался тот или иной телевизор, сами пользовались продукцией местного завода. Таковы были реалии загадочной советской логистики. Так, про «КВНы» и «Рекорды» всех модификаций помнили очень многие бакинцы, а вот про «Аэлиту» и «Гранит» этого не скажешь.
Других телевизоров Бакинский радиозавод больше не выпускал, хотя есть информация, что в лихие 1990-е, когда все заводы после распада Советского Союза оказались предоставленными сами себе, они, чтобы остаться на плаву, выпускали дефицитные товары. Например модель телевизора «Арзу» 1992 года, и азербайджано-китайскую модель «Тонг-Гуан», выпускаемую на Бакинском радиозаводе, а также модель «Солтан», производимую на Бакинском заводе ЭВМ в том же 1992 году.
В общей же сложности к 1967 году различных бакинских телевизоров было выпущено 137,8 тысяч.