Из истории Нахчыванского театра

Джалил Везиров, Али Каграманов

15 мая 1883 года в древнем Нахчыване, в доме представителя местной интеллигенции Хаджи Наджафа Зейналова была сыграна бессмертная комедия Мирзы Фатали Ахундова «Мусьё Жордан и дервиш Мастали шах». Этот день стал датой отсчета истории театра в Нахчыванском крае.

Следом последовали постановки пьес Мирзы Фатали Ахундова «Визирь Лянкяранского хана», «Хаджи Гара», «Медведь победитель разбойника».

В 1889 г. известным просветителем Мамедом Таги Сидги в Нахчыване была поставлена пьеса Н.Везирова «Форма домашнего воспитания». В спектакле участвовали Б. Нахчыванлы, Ю.Кенгерли, А.Шейхов, А.Султанов. Следует отметить, что долгое время в репертуаре нахчыванского театра находились пьесы Н.Везирова «Страдания Фахраддина», «Время подвигов», «Позднее раскаяние бесполезно», «Всему свое время», «Из огня да в полымя». Большое место отводилось также пьесам А.Ахвердиева «Несчастный юноша», «Пери Джаду», которые принесли славу нахчыванскому театру.

Говоря о нахчыванском театре, нельзя не отметить известного писателя, драматурга и журналиста Джалила Мамедкулизаде, чьи бессмертные пьесы трагикомедии «Мертвецы», «Книга матери», «Сборище сумасшедших» постоянно показывались в Нахчыване.

12 ноября 1917 г. по инициативе известного актера Рзы Тахмасиба и выдающегося азербайджанского писателя Рашид бека Эфендиева была поставлена музыкальная комедия Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан», причем в спектакле участвовали исключительно женщины. Это знаменательный факт в истории театра, поскольку до этого женщины на сцену не выходили. После этого представления возросло число женщин среди зрителей.

Нахчыванский театр начинал развиваться в двух направлениях: романтическом и реалистическом. Пьесы Гусейна Джавида и Джафара Джаббарлы привнесли новые веяния и составили целый этап в формировании репертуара, оказав большое влияние на творчество известных актеров и режиссеров.

Выдающийся мастер сцены, народный артист СССР Сидги Рухулла, возглавлявший местный театр в 1931-1933 гг. в качестве директора и главного режиссера, с огромным успехом поставил спектакли «Отелло», «Разбойники», «Надир Шах», «Разоренное гнездо», «Несчастный юноша», «Гамлет». Он внес неоценимый вклад в развитие нахчыванского театра.

В годы Великой Отечественной войны в репертуаре театра большое место отводилось произведениям на героико-патриотические темы.

В эти годы ставились пьесы Самеда Вургуна «Фархад и Ширин», Расула Рзы «Вефа», Зейнала Халила «Месть», Мамеда Гусейна Тахмасиба «Лежбище львов», Константина Симонова «Сын Отечества», В. Шекспира «Отелло», Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан». Режиссерами-постановщиками этих пьес были Ибрагим Гамзаев, Самед Мовлави, Иса Мусаев, которые во многих пьесах сами исполняли главные роли.

На сцене нахчыванского театра с большим успехом ставились произведения Н.Гоголя, М. Горького, А.Островского, А.Чехова, К.Симонова, А.Корнейчука, Л.Леонова, В.Иванова, Б.Лаврентьева и других русских драматургов. Здесь неоднократно обращались к произведениям западных драматургов, в том числе Шекспира, Шиллера, Гюго, Гольдони, Лопе де Вега.

Режиссеры-постановщики Сидги Рухулла, Исмаил Гусейнов, Гасан Агаев, Юсиф Йылдыз, Самед Мовлави, Ибрагим Гамзаев, Бахши Каландарли, Вели Бабаев, Вагиф Асадов, Алигисмет Лалаев и другие по-настоящему творчески подходили к постановке этих произведений.

Поставленные народным артистом Азербайджанской Республики, талантливым режиссером Вагифом Асадовым на сценах Тбилиси и Еревана пьесы Софокла «Электра» (1987) и известного азербайджанского писателя Акрама Айлисли «Моя тетя-певунья» были удостоены главных наград Всесоюзного театрального фестиваля в 1985 году.

Отличительный особенностью репертуара 70-80 гг. было пробуждение интереса к турецкой драматургии. В этот период режиссером Вели Бабаевым была поставлена пьеса «Слепой падишах», написанная Назимом Хикметом совместно с Верой Туляковой.

Позднее Вели Бабаевым были поставлены на сцене пьесы Назима Хикмета «Первый день праздника», Решата Нури Гюнтекина «От губ к сердцу», Орхана Кемала «Чужая девушка», Ибрагима Офласоглу «Безумный Ибрагим». Необходимо отметить также пьесы Назима Хикмета «Чудак», Азиза Несина «Умерший» в постановке режиссера Аскера Аскерова.

За минувшее время в нахчыванском театре была подготовлена целая плеяда известных режиссеров, в том числе Боюкхан Нахчыванлы, Самед Мовлави, Ибрагим Гамзаев, Иса Мусаев, Али Гусейнов, Гасан Агаев, Бахши Каландарли, Вели Бабаев, Насир Садыгзаде, Вагиф Асадов, Алигисмет Лалаев, Камран Гулиев, Ясемен Рамазанова, Ровшан Гусейнов.

Видная роль в истории нахчыванского театра принадлежит известным художникам. Так, в конце ХIХ в. художником-постановщиком спектаклей «Мертвецы», «Разоренное гнездо», «Несчастный юноша», «Гаджи Гара», «Страдания Фахраддина» был известный азербайджанский художник Бехруз Кенгерли. В последующие годы здесь работали такие художники-постановщики, как Адиль Газиев, Шамиль Газиев, Эйуб Гусейнов, Мамед Гасымов, Юран Мамедов, Мирджалил Сеидов, Сабир Гадимов, Мамедали Исмайлов, Гусейнгулу Алиев, Абульфаз Ахундов, Сайад Байрамов, Али Сафарли.

Заслуженный деятель искусств Нахчыванской Автономной Республики Мамед Гасымов свыше 30 лет проработал главным художником местного театра и был художником-постановщиком 105 представлений, оставив неизгладимый след в истории театра.

После обретения независимости Нахчыванский театр радовал своих поклонников новыми открытиями и зарубежными гастролями. Коллектив театра бывал в Турции, и сыгранные в театрах Стамбула, Анкары, Бурсы, Эрзурума, Карса, Игдыра бессмертные произведения гениального Узеира Гаджибекова «Не та, так эта», «Аршин мал алан» были с восторгом встречены аудиторией соседней страны.

Вообще в репертуаре театра главное место отводилось музыкальным произведениям. Начиная с 1910 г. и до наших дней здесь с большим успехом ставились оперы и оперетты азербайджанских композиторов: Узеира Гаджибекова «Лейли и Меджнун», «Асли и Керем», «Муж и жена», «Не та, так эта», «Аршин мал алан», Зульфугара Гаджибекова «Ашуг Гариб», «Женатый холостяк», «50-летний юноша», Фикрета Амирова «Поздравляем», Саида Рустамова «Пятирублевая невеста», «Дурна», Агаси Мешадибекова «Чья свадьба?», Сулеймана Алескерова «Улдуз», «Сами знаем», «Не так, а этак», Васифа Адыгезалова «Разведемся, чтобы пожениться», Эмина Сабитоглу «Разлука» и др.

По материалам журнала IRS Наследие