Абузар Багиров
Испокон веков талант любого художника оценивался не в последнюю очередь его служением своему народу, и это единственно верный подход, абсолютно наглядная, ключевая система оценки общечеловеческих культурных ценностей. История мировой культуры знает бесчисленное множество ярких примеров, когда творения гениальных мастеров становятся величайшим достоянием культурного наследия как родного народа, так и всего человечества.
Замечательный мастер коротких рассказов, автор глубоко психологических драм, реалистической прозы, патриот-публицист, народный мыслитель, демократ-просветитель, обладатель тонкого юмора и едкой сатиры, неустанный разоблачитель национальных недостатков Мирза Джалил Мамедгулу оглы Мамедгулузаде является гениальным художником мирового масштаба.
Родился он 22 февраля 1866 года в древнем городе Нахчыване в бедной купеческой семье. Дед будущего прославленного писателя, мастер-каменщик Машади Гусейнгулу родом из провинции Хой Южного Азербайджана, в Нахчыван приехал в первой половине XIX столетия в поисках заработка, и, женившись, осел здесь навсегда. В 1873 году отец определил Джалила в медресе к молле Али Гусейнзаде, затем он продолжил обучение у известного в городе богослова Гаджи Багира, и в 1878 году перешёл в трёхлетнюю городскую начальную школу.
В 1882–1887-е годы Джалил Мамедгулузаде учился в знаменитой Горийской учительской семинарии, где трудились педагоги прогрессивного образа мыслей. Здесь преподавали русский и родной языки, арифметику, географию, алгебру, историю, теологию, рисование, каллиграфию, педагогику, природоведение, музыку и другие предметы.
Особое внимание уделялось изучению родной и русской литературы, а также произведений классиков мировой литературы. Уместно отметить, что Горийская семинария сыграла исключительную роль в деле воспитания целой плеяды азербайджанской интеллигенции, ставшей авангардом небывалого культурного всплеска начала XX века.
Воспитанники семинарии распространяли новые веяния в культуре, внедряли новые методы педагогики, формировали новую общественную мысль, распространяли просветительско-демократические идеи. В совершенстве владея персидским, арабским, русским и армянским языками, молодой педагог в течение десяти лет учительствовал в сельских школах – сёл Улуханлы близ Эривани, Баш Норашен и Неграм недалеко от Нахчывана. В этот период он написал свою первую знаменитую прозу – «События в селе Данабаш» (1894).
В 1895 году Джалил Мамедгулузаде женился на Халиме, дочери крестьянина Наги из Неграма. К сожалению, она была слаба здоровьем и скончалась через два года во время родов.
Оставив новорождённую дочурку Мунаввар на попечение родителям покойной жены, Мирза Джалил уволился из неграмской сельской школы и переехал в Эривань, где два года работал переводчиком в полицейском управлении. В 1899 году он возвратился в родной Нахчыван и стал работать помощником городского пристава. А в 1901 году для получения адвокатского чина опять поехал в Эривань к мужу сестры Сакины, известному юристу Мамедгулу беку Кенгерлинскому, и вскоре женился на его сестре Зейнабага ханум Назлы. Увы, и её земной путь был недолгим, и 14 февраля 1904 года от тяжёлой нервной болезни она скончалась в Тифлисе.
В 1903 году начинающий писатель встретился в Тифлисе со своим знаменитым земляком, общественным деятелем, издателем, учёным, главным редактором газеты «Шарги-рус» («Русский Восток») Мухаммед ага Шахтахтинским (1848– 1931). Эта встреча оказалась для Мирзы Джалила судьбоносной. Он стал работать в редакции газеты, часто публикуя рассказы и фельетоны, и начал всерьёз заниматься литературным трудом. Рассказ «Почтовый ящик» напечатанный 16–18 января 1904 года в №5–6 газеты «Шарги-рус», и в тематическом, и творческом плане оказался удачным писательским дебютом, визитной карточкой, творческим паспортом и сводом основных идей – отправной точкой всех дальнейших произведений автора.
После закрытия газеты «Шарги-рус» в 1905 году Джалил Мамедгулузаде стал добиваться разрешения на издание сатирического журнала. 7 апреля 1906 года вышел в свет первый номер журнала «Молла Насреддин», сыгравшего колоссальную роль в истории азербайджанской литературы, культуры, общественной мысли и ставшего славной страницей азербайджанской национальной печати. Долгие годы этот журнал был единственным иллюстрированным в цветном исполнении и сатирическим изданием не только на Кавказе, но и на всём Ближнем Востоке. Журнал выходил с перерывами на протяжении четверти века в Тифлисе (1906–1917), в Тебризе (1921–1922), в Баку (1922–1931), служа делу свободы, прогресса, демократии.
Благодаря доступности языка, демократичности содержания, точности и целенаправленности всего литературного строя «Молла Насреддин» стал одним из популярнейших изданий в мире. Журнал метко критиковал социальный строй, политическую реакцию, гнёт и колониализм, отсталость, невежество, суеверия; в доступной форме разъяснил людям их права, гражданскую ответственность. Во всех регионах России, где жили тюркоязычные мусульмане, в Иране, Афганистане, Египте, Индии журнал имел множество подписчиков.
Постоянными авторами журнала были такие талантливые поэты, писатели, публицисты того времени, как М.А. Сабир (1862–1911), Ф.А. Кочарли (1863–1920), Е. Султанов (1866–1935), А. Ахвердиев (1870–1933), М.С. Ордубади (1872–1950), О.Ф. Неманзаде (1872–1937), М. Моджуз (1873–1934), А. Назми (1878–1946), А. Гамкюсар (1880–1919), А. Шаиг (1881–1959) и др. Сам Мамедгулузаде был не только основателем и редактором, но и одним из постоянных авторов журнала, публикуя на его страницах рассказы, политические статьи, фельетоны, памфлеты, иронические реплики.
Наконец-то после двух несчастливых браков в личной жизни дважды вдовца и известного уже писателя, руководителя нашумевшего на всём мусульманском Востоке сатирического журнала наступил перелом. 15 июня 1907 года Мирза Джалил женился на Гамиде Джаваншир Ахмед бек гызы (1873–1955), и этот союз оказался долговечным, длиною на всю их оставшуюся жизнь.
За 1905–1931-е годы из-под пера Джалила Мамедгулузаде вышли рассказы, признанные классикой жанра, – «Уста Зейнал» (1905), «Цирюльник» (1906), «Тётка Фатьма» (1906), «Конституция в Иране» (1906), «Гурбанали бек» (1906), «Барашек» (1914), «Беспокойство» (1916), «Жена консула» (1918), «Дешевизна» (1928), «Пролетарский поэт» (1929) и многие другие. Что касается его драматургических произведений, то каждое из них – пьесы «Мертвецы» (1909), «Книга матери моей» (1920), «Кяманча» (1920), «Сборище сумасшедших» (1926), «Собрание» (1929), «Муж» (1930) и другие становились этапным событием национальной драматургии.
Социально-психологические драмы Джалила Мамедгулузаде сатирического плана – вершина азербайджанской драматургии начала XX столетия. В них дана характеристика духовно-морального состояния общества, когда фанатизм, отсталость, безграмотность, социальный гнёт доводят людей до отупения, до полной потери человеческого достоинства.
В пьесах автора с глубоким подтекстом ярко изображён весь трагизм тогдашней кризисной эпохи. Тем не менее, автор незатейливой интригой настраивал своего читателя и зрителя на позитивную волну, исподволь направлял к спасению, моральному очищению и оздоровлению. Это и есть отражение реалистического, просветительско-демократического опыта азербайджанской драматургии начала прошлого века. А вот незаконченные мемуары «Мои воспоминания» (1926) Джалила Мамедгулузаде по достоинству обогащают эпистолярный жанр азербайджанской литературы.
Скончался великий писатель в Баку 4 января 1932 года, в три часа дня от сердечной болезни. Прах его погребён на Аллее почётного захоронения.
Прозу Джалила Мамедгулузаде отличают предельный лаконизм, простота повествования, остроумная выдумка, мастерство в развитии сюжета, заканчивающегося часто неожиданным и всегда многозначительным финалом, едкая ирония, острая сатира, тонкий намёк и иносказания – качества, присущие лучшим образцам азербайджанского устного народного творчества. При всей простоте и обыденности содержания его художественных произведений каждое из них несёт глубинный, идейный заряд.
Основоположник азербайджанской реалистической школы сатиры и юмора, великий Мирза Джалил Мамедгулузаде всей своей творческой деятельностью неизменно защищал интересы простого народа, в спокойной, неназойливой, язвительной манере беспощадно разоблачая отсталость, мракобесие, несправедливость, национальную замкнутость, социальное неблагополучие и другие пороки общества. Его проза обнажала болевые точки действительности, показывала трудную народную жизнь в концентрации более впечатляющей, чем её обыденное течение.
Он не ограничивался живописанием верхних видимых пластов, сбрасывал, разрывал внешнюю оболочку жизни, вскрывал сущностные подспудные глубинные явления; и такая критика будила инертный, безмолвствующий подневольный трудовой люд, заставляя задуматься о своём будущем.
Джалил Мамедгулузаде относится к числу тех деятелей азербайджанской литературы и общественной мысли, которые своими художественно безупречными, высокоидейными произведениями внесли весомый вклад в сокровищницу не только азербайджанской, но и в целом мировой культуры.
По материалам журнала IRS Наследие