В феврале 1975 г. в Непале успешно гастролировала азербайджанская балетная труппа, возглавляемая народной артисткой СССР, азербайджанкой Гамэр Алмасзаде.
В частности, начиная с 4 февраля 1975 г. Академический театр оперы и балета Азербайджанской ССР дал несколько представлений в Катманду.
В непальской прессе не обошли вниманием успех, которым пользовалась азербайджанская труппа во время гастролей. Большую статью этой теме посвятила непальская ежедневная газета на английском языке – «The Commoner» (в номере от 6 февраля 1975 г.).
В статье рассказывается о зарождении театра, оперы в Азербайджане: «12 января 1908 г. на улицах Баку — столицы нынешней Азербайджанской Республики — появились афиши, извещающие о постановке мусульманскими любителями театра оперы «Лейли и Меджнун». Композитор Узеир Гаджибеков написал музыку к одноименной поэме великого азербайджанского поэта-лирика Мухаммеда Физули. Эта опера заложила фундамент азербайджанского музыкального театра.»
Отмечалось, что благоприятные условия способствуют успешному развитию азербайджанского искусства – «только за последние несколько лет азербайджанские композиторы создали несколько выдающихся балетов на самые различные темы». В качестве примера непальцы привели знаменитого азербайджанского композитора и дирижера Ниязи, который написал по произведению Рабиндраната Тагора балет «Читра».
Далее непальская газета приводит интересные данные о работе азербайджанских виртуозов за рубежом, в частности, рассказывает о том, как они помогали развитию искусства в других странах.
Газета писала: «Тот факт, что сегодня работники культуры Азербайджана помогают другим народам создавать свои оперу и балет, говорит о расцвете национального искусства в республике. Например, Ниязи был приглашен в Турцию, где поставил несколько опер, в том числе «Лейли и Меджнун». Народные артисты Азербайджанской ССР Рафига Ахундова и Максуд Мамедов работают с национальной балетной труппой в Сирии. Народная артистка СССР и первая азербайджанская балерина Гамэр Алмасзаде провела два года в Ираке, помогая созданию национального театра танца».
Перед выездом в большое турне по странам Юго-Восточной Аэии, включая Непал, корреспондент попроcил руководителя балетной труппы Г.Алмаcзаде сказать несколько слов о программе турне.
Г.Алмасзаде отмечала: «Перед нами встала трудная задача — ознакомить зрителя со всем репертуаром нашей балетной труппы, который включает не только русскую, азербайджанскую и мировую балетную классику, но и хореографические картинки, целиком построенные на народных танцах и музыке. Нам пришлось отказаться от мысли представить балеты целиком и мы решили построить нашу программу в виде концерта, т.е. показать отрывки из разных балетов. Классика представлена сценами иа «Лебединого озера» и «Дон Кихота», азербайджанская классическая хореография — балетами «Семь красавиц», «Лейли и Меджнун», «Легенда о любви» и «Девичья башня», «Щур», «Яллы» и «Мугам» будут служить образцами балетов, поставленных на народной музыке.»
Газета отмечала, что труппа была составлена из солистов театра (народные артисты Азербайджанской ССР Чимназ Бабаева, Тамилла Ширалиева, Владимир Плетнев, заслуженная артистка России Тамара Косова), а также из молодых талантливых балерин и танцоров. Для многих из них это было первое зарубежное турне.
«Мы едем за границу не только показать свое искусство. Мы знаем, что страны Юго-Восточной Азии имеют древнюю и оригинальную культуру и каждый рад возможности познакомиться с ней, особенно артист», — говорила Г.Алмасзаде.
Другая газета – «The Rising Nepal» (Восходящий Непал) также посвятила статью азербайджанскому балету в 1975 г. Отмечалось, что азербайджанский балет «имеет глубокие корни в народном искусстве», и что «сложные и томные азербайджанские танцы дышат красотой, удалью и энергией».
В статье немного рассказывалось об истории балета в Азербайджане, первых постановках и дальнейшем развитии. В частности, упоминался балет «Девичья Башня», «Семь красавиц» и тд.
Непальская газета познакомила местных читателей также с именами известных азербайджанских композиторов — Узеира Гаджибекова, Кара Караева, Арифа Меликова и теми, кто еще не достиг вершины славы.
«За последние годы театр создал несколько одноактных балетов, поставленных талантливыми балетмейстерами… среди них «Каспийская баллада» Т.Бакиханова, «Тени Кобыстана» и «Калейдоскоп» Фараджа Караева», — писала газета.
Далее авторы рассказывали непальцам о народной артистке Гамер Алмасзаде, одной из «основателей азербайджанской танцевальной школы» и ее труппе, которая прибыла в Непал.
В газете отмечалось: «Г.Алмасзаде подготовила целую плеяду звезд, которые теперь украшают балетную сцену, включая народную артистку СССР Л.Векилову, народную артистку Азербайджанской ССР.Ахундову, народную артистку Грузинской ССР Цигнадзе и заслуженных артистов Азербайджанской ССР Ч.Бабаеву, Т.Ширалиеву и Т.Мамедову».
И далее: «Высокий артистический уровень труппы отражает общее авангардное состояние советской хореографии. Труппа состоит из выпускников Азербайджанского хореографического училища. В репертуар театра помимо национальных балетов входят: «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» Чайковского, «Жизель» и «Корсар» Адана, «Лауренсия» Крейна, «Красный цветок» Глиэра, «Миллионы Арлекина» Дриго, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Эсмеральда» Пуни, «Раймонда» Глазунова, «Шехерезада» Римского-Корсакова , «Большой вальс» Штрауса, «Классическая симфония» Прокофьева, «Спартак» Хачатуряна, «Барышня и хулиган» Шостаковича и «Доктор Айболит» Морозова».
Напоследок, авторы писали, что достижения современного азербайджанского балета многообещающи, и будущее впишет новые прекрасные страницы в его историю.
По материалам газет «The Commoner», «The Rising Nepal», сборника «Азербайджан за рубежом»