Атешгях: храм огня и монастырский комплекс

ateshgah-zoroastrism

О.БУЛАНОВА

На Апшеронском полуострове во многих местах прямо из-под земли бьет огонь. Самые ранние упоминания об этом явлении встречаются у Приска Панийского (V в.), в арабских источниках VII-Х вв. Зороастрийцы, жившие в Закавказье, чтили неугасимый огонь и строили храмы. Один из таких храмов – Атешгях, что можно перевести как «Место Огня», сохранился до наших дней в селении Сураханы. Но он не является исключительно храмом, хотя это мнение кочует из источника в источник. Это монастырский комплекс.

В плане это пятиугольное сооружение с зубчатой внешней стеной и входным порталом. В центре двора возвышается четырехугольный главный алтарь, внутри которого с одинаковой интенсивностью пылает неугасимый огонь, которому были не страшны свирепые апшеронские ветра.

Когда-то давно на этом месте было древнее капище зороастрийцев (III-IV вв. н.э.), называемое Семиямным капищем. Название было дано благодаря семи источникам огня, семи огненным «ямам». Местное тюркское население, согласно летописям, называло его «Едди гёзлепир», что отражало, в принципе, похожую суть – «Семиглазное капище». Глазом считался выход огня. Там же выходили и теплые серные воды, в которых местные жителями принимали лечебные ванны.

После введения в Азербайджане ислама многие зороастрийцы были вынуждены уехать в Индию, где и продолжалась дальнейшая история религии Огня. Зороастрийские святилища приходили в упадок, хотя часть населения Закавказья довольно долго оставалась зороастрийцами и после введения ислама. Об этом можно прочитать у ал-Истахри, который в Х в. пишет, что недалеко от Баку живут огнепоклонники. Это подтверждается упоминанием провинции Багаван – «Области богов» (т.е. огнепоклонников) у Моисея Каланкатуйского, а также археологическими данными.

Прошли столетия, прежде чем в Средние века торговля и Шелковый путь не связали купцов-индуистов из пенджабского Кангара с заброшенным зороастрийским комплексом в Сураханы, и с ХVI в. индусы потянулись сюда на паломничество.

Как сообщает немецкий путешественник Кемпфер, побывавший здесь в 1683 г., с середины ХVII в. индусы начинают основывать здесь постоянные поселения. Наиболее ранняя постройка при храме – конюшня – относится к 1713 г. В течение XVIII в. вокруг святилища, пристраиваясь друг к другу, выросли молельни, кельи, караван-сарай.

Летописи утверждают, что монастырь был построен индийскими купцами – сикхами и шиваитами – для своих монахов. Большинство монахов было выходцами из северных областей Индии – большей частью из Мултана, а так же из Лахора, Тенессерима, Качбуди и т.д. Говорили монахи на индустани. Кстати, монастырь в те времена назывался не Атешгях (так его продолжало называть лишь местное население), а Шридалаваджи.

Центральный алтарь, выстроенный в персидской архитектурной планировке в виде чахартага – четырех арок, обращенных к четырем сторонам света, сочетает в себе и атрибуты индуистской религии, среди которых можно выделить трезубец (тришул) и надпись на санскрите. Алтарь был восстановлен, как гласит его украшенная изображением свастики надпись, на средства купца Канчанагара в 1810 г.

В силу того, что Атешгях строился жителями окрестных поселений, его внешний вид сочетает в себе черты местных архитектурных традиций и элементы древних алтарей священного огня.

Над высоким входным порталом устроена традиционная на Апшероне гостевая комната – балахана. Однако неправильно искать корни этого слова в тюркских словах «бала» – «маленькое», и «хана» – «помещение». Происхождение этого термина – из древнего фарси, где «бала» имело значение «высокое». Таким образом «балахана» означает «высокое место», и это вполне в зороастрийских традициях.

В начале XIX в. храм имел уже тот вид, в котором он дошел до нас – он состоял из центрального алтаря, балаханы и 26 келий. На кельях имеются вырезанные в камне надписи, выполненные шрифтами индийского письма нагрик, деванагари и гурмуки. Из них явствует, что индусами Атешгях использовался как храм индуистской богини огня Джваладжи. На одной из плит также есть сикхская надпись на языке панджаби.

Согласно сведениям де Шардена, храм огня в Сураханы в 60-х гг. XVII в. посещался и зороастрийцами. Это подтверждает персидская надпись почерком насх над стрельчатой аркой входного проема одной из келий, где говорится о визите зороастрийца из Исфахана.

Атешгях интересовал многих выдающихся личностей, посещавших Апшерон. Среди них можно выделить русского царя Александра II, ориенталистов Дорна, Березина, писателя А.Дюма-отца, химика Менделеева, художников Верещагина и Иванова, французского путешественника Виланда, английского путешественника А.Джексона и др.

К середине XIX в. огонь в Атешгяхе постепенно угасал – виной тому многочисленные землетрясения, а также активные нефтеразработки и построенный в 1853 г. рядом с комплексом нефтеперерабатывающий завод.

Однако монахи думали иначе: они видели в этом кару богов за недостаточное смирение плоти и недобросовестные молитвы. И постепенно уезжали – к 70-м гг. XIX в. в Атешгяхе остался лишь один монах, да и тот вернулся на родину предков в 1883 г. Атешгях пришел в запустение.

В 1925 г. АзССР по приглашению Общества обследования и изучения Азербайджана посетил известный бомбейский ученый-зороастриец профессор Дж. Дж. Моди. Моди утверждал, что в древних персидских текстах говорилось о храмах Огня на побережье Хазарского (Каспийского) моря.

Любопытно, что Моди не смог прочесть персидскую надпись Атешгяха и не усмотрел в чахартаге черт храмов огня Сасанидского периода. Он полагал, что Атешгях – исключительно индуистский храм, и само название села Сураханы переводил как «Дом огненных шаров» («Sho-e-le-khaneh»). Во время посещения Баку Моди больше акцентировал свое внимание на другом знаменитом памятнике – Девичьей башне, которую он называл Аташкаде и считал одним из древних храмов огня.

Пришедший в запустение Атешгях начали реставрировать в 30-е гг., основная часть реставрационных работ была проведена в 60-е. В итоге в 1975 г. Атешгях был открыт для посещения как культурный и туристский объект. В XXI в. Атешгях получил статус историко-культурного заповедника.

Коллекцию рисунков и фотографий Атешгях, сделанных в разное время – можно посмотреть тут.

*Все фото и изображения принадлежат их законным владельцам. Логотип - мера против несанкционированного использования.