С.Ахмедов
21 октября 1806 года. Город Шеки, столица независимого Шекинского ханства окружен русскими войсками и подвергается артиллерийскому обстрелу. Хан с остатками своих войск и присоединившихся к ним горожан готовится к последнему решающему бою.
Глава Шекинского ханства Селим хан еще 21 мая 1805 года подписал Кюрекчайский договор о переходе в подданство России и позволил расположить на своей территории русские гарнизоны. На принятие им такого решения во многом повлиял переход в подданство России его родственника, главы Карабахского ханства Ибрагим-Халил хана (договор от 14 мая 1805 года).
Доверившийся империи Ибрагим-Халил хан разбил свой лагерь в шатрах вне пределов своей столицы – Шушинской крепости. Однако в июне 1806 года он был вероломно убит вместе с членами своей семьи отрядом русских войск под руководством майора Лисаневича.
Проведенное русским командованием следствие (а вслед за ним и российские историки) объявило, что майор Лисаневич действовал «под влиянием и по наущению злонамеренных лиц», а отнюдь не по приказу своего командования. Но тот факт, что майор не был наказан, заставил местных ханов прийти к совершенно иным выводам.
Результатом вероломного убийства Ибрагим-Халил хана, пользовавшегося в регионе громадным авторитетом, стали восстания на всей территории Северного Азербайджана. Итоги походов русских войск 1801-1805 годов были сведены на нет. Для подавления восстаний император послал на Южный Кавказ дополнительные силы, встретившие упорное сопротивление.
Особенно ожесточенную борьбу вел Селим хан Шекинский: Ибрагим-Халил хан был его союзником, жена Ибрагим-Халил хана, убитая вместе со своим мужем, была родной сестрой Селим хана. Сразу за убийством друга и сестры разъяренный Селим хан поднял восстание, разоружил русские гарнизоны на своей территории, и хотя горел жаждой мести, но все же позволил пленным русским воинам уйти на территорию Грузии.
Дополнительные силы русских войск, переброшенные с Северного Кавказа и из Грузии, подавляли одно восстание за другим. К концу октября 1806 года войска Селим хана потерпели поражение, и он заперся в Шекинской крепости, где и был осажден. Русские войска под командованием генерал-майора Небольсина после бомбардировки и штурма взяли крепость. В числе трофеев в их руки попало три знамени Шекинского ханства.
Треугольное знамя Шекинского ханства, взятое в качестве трофея в 1806 году было послано в Санкт-Петербург, однако в 1888 году вновь вернулось на Кавказ.
Впервые вопрос о возвращении этого и других азербайджанских знамен был поднят в апреле 1919 года. Военный министр независимой Азербайджанской Республики, генерал от артиллерии Самед бек Мехмандаров, 5 апреля 1919 года приказал военному представителю Азербайджана в Грузии подполковнику Алиеву выяснить вопрос о возвращении государственных регалий Азербайджана.
В сентябре 1924 года на I Общеазербайджанском краеведческом съезде вновь был поднят вопрос о возвращении в Азербайджан этих регалий. В этом же году удалось получить эти материалы из Грузии, и все они были переданы в Музей истории Азербайджана.
Места распознания ткани были склеены по технологии того времени желатиновым клеем, однако впоследствии выяснилось, что этот способ губителен: при высыхании по прошествии времени ткань в местах склеивания побурела и стала крошиться.
Треугольное знамя Шекинского ханства состояло из полотнища, древка и навершия. Полотнище знамени представляло собой вытянутый треугольник. Лицевая и оборотная стороны полотнища были изготовлены отдельно, а затем сшиты вместе.
Оборотная сторона была изготовлена из шелка бежевого цвета, по всей поверхности которой рядами были расположены изображения «бута» (бута – деталь национального орнамента в виде бутона цветка, обусловившего название детали). Каждая бута была составлена из сложного сочетания красных цветков и зеленых листьев. В изображении рядов бута наблюдалось чередование: бута первого ряда «смотрят» направо, второго ряда – налево, третьего направо и т.д.
Лицевая сторона полотнища также была изготовлена из кумача белого цвета. Первоначально поверхность полотнища была покрыта надписями на санскрите. Судя по всему, впоследствии эти надписи были стерты и вместо них были нанесены надписи на арабском и персидском языках.
В документах музея значится, что на момент передачи знамени в Музей истории Азербайджана на знамени отчетливо читалась надпись: «Великий султан, самый великий хаган, повелитель людей Надир шах, да сделает Аллах его правление вечным. 1155». Судя по дате, надпись была выполнена в 1742-1743 годах.
Деревянное древо знамени длиной 297 см, диаметром 3.8 см, было покрыто зеленой и черной красками. Навершие знамени было изготовлено из позолоченной меди, полое внутри. Так, втульчатая часть переходила в полный шар, составленный из верхней и нижней половинок. Верхняя часть навершия внешне была вырезана в форме листа с фестончатыми краями.
В «Путеводителе по Кавказскому Военно-Историческому музею» довольно подробно описана история этого знамени, объясняющая наличие надписей на санскрите и персидском языке (традиционно на азербайджанских знаменах эпохи ханств надписи давались лишь на арабском языке). Указано, что знамя изготовлено в Индии в 1606 году Гаджи Гусейном, однако захвачено Надир шахом Афшаром во время его Индийского похода 1737 года.
Можно полагать,что знамя было передано одному из отрядов Надир шаха, вероятно, после соответствующей «обработки» (стерты надписи на санскрите, нанесены надписи на персидском и арабском языках, в том числе упомянутого имя Надир шаха).
Каким образом это знамя оказалось в Шеки? Известно, что в 1744 году в Шеки началось восстание против власти Надир шаха. Восставших возглавил Гаджи Челеби, сумевший организовать население на борьбу и в течение 4-х месяцев противостоящий ударам персидской армии, непосредственно возглавляемый шахом.
Не сумев подавить восстание военным путем и захватить оплот восставших крепость «Гелерсен-Гересен», Надир шах начал переговоры, закончившееся в 1746 году признанием Гаджи Челеби местным правителем, но в составе империи Надир шаха (вероятно, на условиях вассалитета). Обычно в таких случаях в мусульманском Востоке, практиковалась средневековая традиция выдачи сюзереном своему вассалу знамени и других регалий (бунчук, иногда почетная одежда и оружие, право иметь свой оркестр).
В 1747 году после убийства Надир шаха его империя развалилась, и Гаджи Челеби объявил себя ханом, главой независимого Шекинского ханства. Знамя, полученное от Надир шаха стало одним из знамен ханства.
Традиционно в азербайджанских государствах знамена с треугольным полотнищем были знаменем не государства, а правителя (то есть, выражаясь языком вексиллологии – штандартом). Это знамена падишаха Узун Гасана (правителя государства Ак-Коюнлу), шаха Исмаила I (правителя государства Сефевидов) и т.п.
Государственные знамена имели квадратные, прямоугольные или пятиугольные полотнища. Так, государственное знамя Шекинского ханства, являлось пятиугольным по форме. Поэтому есть больше оснований считать вышеописанное знамя штандартом Шекинского хана, нежели знаменем ханства.
Другой регалией, подтверждающей властные полномочия того, или иного лица, являлся бунчук. Появившись еще в период раннего средневековья в Центральной Азии как атрибут государственной власти, бунчук получил широкое распространение на Ближнем и Среднем Востоке в основном в тюркских государствах (или государствах, где у власти находились тюркские династии).
Причем в это время на бунчук повязывались конские хвосты. Количество хвостов разнилось в зависимости от ранга носителя бунчука (от одного до девяти, правитель с рангом императора носил бунчук с девятью хвостами). В последующие эпохи бунчук постепенно утерял свое значение и стал лишь использоваться тамбурмажором военного оркестра (дополнительно украшаясь колокольчиками).
Бунчук последнего правителя Гянджинского ханства Джавад хана (годы правления: 1786-1804) из рода Зияд-оглу-Каджар был взят русскими войсками под командованием генерала Цицианова после боя 3 января 1804 года. Оказавший героическое сопротивление оккупантам Джавад хан пал в этом бою, знамя под которым он был убит, было послано в Санкт-Петербург, а остальные знамена (всего было взято 8 знамен и штандартов) и бунчук выставлялись в Тифлисском Музее Славы.
Бунчук состоял из древка с конскими хвостами, навершия и кисти. Древко было составлено из трех вдетых в друг друга вытянутых деревянных конусов. Самый нижний конус был выкрашен в черный цвет. Второй конус был покрыт тончайшей сетью, сплетенной из белых, серых, черных и красных конских волос. Причем, сеть была сплетена таким образом, что получался узор в виде ромбов.
В верхней части второго конуса был закреплен конский хвост из белых и красных волос. Вдоль кромки второго конуса был прибит тонкий медный лист. Третий конус также был покрыт сетью из конских волос с аналогичным узором и заканчивался расширением на верхнем конце. В этом расширении закреплялись 6 рядов конских волос, причем в виде расширяющегося кверху каскада. Первые два ряда каскада красные, третий и пятый – белые, четвертый и шестой – серые. Навершие бунчука было изготовлено в виде позолоченного полого медного приплюснутого шара. К навершию на тонком кожаном ремешке была привязана кисть, изготовленная из серебряных нитей. Общая высота бунчука 170 см.
Еще одним традиционным символом власти определенного ранга являлся шешпар (шестопер). Своим названием шешпар обязан тому, что на его навершии крепилось шесть (шеш) стальных пластин – перьев (пар). Как известно, традиция использовать ударные виды оружия (булава, шестопер) в качестве символов государственной и военной власти имеет глубокие корни.
Так, на территории Азербайджана в грунтовых погребениях бронзовой эпохи в могилах с богатым инвентарем были найдены бронзовые и мраморные булавы с тщательно украшенными навершиями, а также бронзовые шестоперы с 12-15 выступами.
Уже в средние века шестопер и его формы традиционно рассматривались как символы власти, причем не только предводителей. Так, эмир Тимур в своих «Уложениях…» указывает, что в его войсках чавуши (выполняли функции инспекторов) вооружены боздыханом – разновидностью шестопера с 12-14 перьями. В XVI-XVII вв. шестоперы были символами власти воинских начальников и богато украшались драгоценными металлами и камнями.
Также стоит отметить шешпар правителя Карабахского ханства Ибрагим-Халил хана (годы правления: 1759-1806) из рода Джаваншир. По условиям Кюрекчайского договора 14 мая 1805 г. Карабахское ханство добровольно перешло в подданство Российской империи, причем за ханом и его родом сохранялись все права.
Подписание трактата не помешало царским властям ровно через год, летом 1806 года, руками майора Лисаневича вероломно убить Ибрагим-Халил хана. Один из атрибутов власти Ибрагим-Халил хана – шешпар – не попал к русским властям и хранился в семье рода ханов Карабахских. В 1928 г. он был передан в музей одним из потомков хана – Аллахйаром Джаванширом.
Шешпар был стальной, цельнолитой. Древковая его часть была покрыта четырьмя разными типами орнаментов растительного и геометрического характера. Орнаменты нанесены позолотой.
В нижней части древка имелось отверстие, вероятно, в него вдевался темляк (кожаный ремень, надеваемый на кисть руки). Навершие состояло из шести фигурных перьев выступающих от древка на 2 см. Верхняя часть шестопера завершалась литым шаром. Перья и шар также были покрыты орнаментом, нанесенным позолотой. Небольшие размеры и изящество исполнения показывают, что шешпар (шестопер) изначально был изготовлен в качестве символа власти, а не боевого оружия.
Из «Известий Азербайджанского Историко-Родословного Общества»