…Начало лета 1896 года. Погода с каждым днем становится мягче, теплее. Высокогорная Шуша призывно манит отдыхающих ледяными родниками, густыми, тенистыми лесами и живописными долинами, покрытыми ярким ковром из трав и цветов.
В один из безоблачных, ясных дней люди пришли на открытие нового водопровода. Тогда это было событием. Все здания города по-праздничному украшены. В пол-деньшо этому торжественному случаю в городском саду состоялся банкет.
Приглашены были известные ханенде и музыканты Шуши. Они словно состязались друг с другом, хотя уговору такого не было. Мастеретво проявляли неодинаковое, но слушатели знали толк в мугамах и видели, что каждый из поющих по-своему искусен.
И вот среди мастеров-ханенде всеобщее внимание привлек молодой певец своим сильным и звонким голосом, отдававшимся эхом в горах и ущельях. Это был Кечачи Мухаммед, один из выдающихся азербайджанских ханенде.
Кечачи оглы Мухаммед родился в 1864 году в Шуше. Учиться пению он начал случайно. Однажды известный знаток музыки Харрат Кули, проходя мимо войлочной лавки, обратил внимание на краснощекого, среднего роста парня, который, обрабатывая войлок, в упоении мурлыкал себе под нос какую-то мелодию. Харрат Кули пригласил его в ученика и начал учить пению. Еще большую пользу принесла певцу школа такого замечательного ханенде, как Гаджи Гуси. У него Кечачи оглы Мухаммед в совершенстве научился исполнению народных песен.
В конце XIX века в Шуше в театре Хандемирова под руководством писателя-просветителя Абдуррагимбека Ахвердиева шли спектакли, устраивались концерты восточной музыки. Кечачи оглы Мухаммед, снискавший себе большую популярность, выступал в них вместе с другими мастерами мугама.
В начале XX века Кечачи оглы Мухаммед дал в Баку несколько концертов, которые прошли с шумным успехом. Впервые он выступил перед бакинцами в 1902 году в восточном концерте, состоявшемся в театре Г.З.Тагиева, вместе с Джаббаром Карягды оглы, Шекили Алескером и Сеидом Мирбабаевым.
Кечачи оглы с большим мастерством спел мугам «Шуштер».
Газета «Каспий» писала: «Пропетый певцом Мухаммедом мотив «Шуштер» вызывал еще больше одобрения благодаря голосу певца, с душой исполнявшего мелодичные звуки этого любимого на всем востоке мотива. Тепло встретили зрители совместное выступление Джаббара Кярягдыоглы и Кечачи оглы Мухаммеда, исполнивших в форме духта отрывок из поэтмы «Лейли и Меджнун» великого азербайджанского поэта Мухаммеда Физули. Исполнители хотя и были в костюмах, но не играли а только пели. И пели хорошо.»
Подобные концертные представления несомненно оказали положительное влияние на развитие азербайджанского национального оперного искусства.
23 января 1902 года по требованию бакинских зрителей был организован второй восточный концерт. Исполнительский состав остался прежним, но число сольных номеров на этот раз значительно возросло. По свидетельству газеты «Каспий», на этом концерте были продемонстрированы все восточные инструменты. Понравились публике также певцы Алескер, исполнивший «Баяты-Шираз», и Мухаммед, исполнивший «Махур».
В начале 1904 года Кечачи оглы Мухаммед окончательно переселяется в Баку. Здесь он выступает на свадебных торжествах и концертах в сопровождении известных таристов — Балы оглы Грикора, Мешади Зейнала, Марди Джанибекова, а затем и Курбана Примова.
Кечачи оглы Мухаммед очень любил свое дело и неустанно совершенствовал исполнительское искусство. Он умел овладевать вниманием слушателей и покорял их своим мастерством.
Кечачи оглы Мухаммед оригинально, в присущей ему одному манере, исполнял классические мугамы «Нава», «Мажур», «Мани» и особенно «Баяты-Каджар». Обладая голосом широкого диапазона, он не имел равных в исполнении ритмических мугамов.
20 января 1907 года по инициативе Благотворительного общества мусульман был организован пользу неимущих мусульман торжественный вечер с участием Кечачи оглы Мухаммеда и других мастеров.
Газета «Каспий» писала об этом вечере: «Восточный концерт, в котором принимали участие лучшие восточные певцы и музыканты, доставил необычайное удовольствие посетителям и любителям восточных мелодий. Известные кавказские певцы Джаббар, Ислам, Мухаммед и таристы Зейнал, Ширин и другие исполнили несколько прекрасных номеров, а затем неоднократно вызывались на бис.»
В 1906—1914 годах акционерные общества «Экстрафон», «Спорт-рекорд» и «Граммофон», учитывая большой интерес народа к искусству певцов-ханенде, осуществили запись на граммофонную пластинку голосов наиболее талантливых исполнителей.
Кечачи оглы Мухаммед, который по приглашению «Спорт-рекорда» ехал в Варшаву, по пути остановился летом 1912 года в Москве, где в театре Ермоловой вместе с Джаббаром Карягдыоглы, Мешади Мамедом Фарзалиевым и Давудом Сафияровым выступил на концерте восточной музыки. В сопровождении тариста Курбана Примова и кеманчиста Саши Оганезашвили он исполнил (и это было записано на грампластинку) мугамы «Хейраты», «Рахаб», «Кюрд-Шах-наз», «Карабах шикесте», «Дашти», «Чобан баяты», а также народные песни и теснифы «Гетди-гялмеди», «Гюля-гюля, «Хураман» и «Лейли».
Большую известность приобрел тесниф «Ахшам олду» («Вечер настал»), исполненный Кечачи Мухаммедом с особым блеском. Великолепное мастерство певца, его чистый, красивый и сильный голос как бы переносили слушателей в Карабахские горы с их дикими скалами, густыми лесами, быстрыми горными потоками.
После установления Советской власти в Азербайджане Кечачи оглы Мухаммед стал работать еще более плодотворно, посвятив все силы и опыт развитию национальной музыкальной культуры. В 1921 году он в агитпоезде «Красный Азербайджан, руководимом А.Г.Караевым, совершил поездку в Кюрдамир, Уджары, Акстафу, Гянджу и другие города где выступил в концертах для бедноты.
В 1926 году выдающийся ханенде был приглашён Узеиром Гаджибековым в Азербайджанскую Государственную консерваторию, где вместе с Джаббаром Карягды оглы и Сеидом Шушинским взялся за воспитание нового поколения певцов-мугаматистов.
В последние годы жиани Кечачи оглы Мухаммед работая консультантом в Азербайджанской Государственной филармонии, помогая в развитии молодых певцов.
Скончался Кечачи оглы Мухаммед в 1940 году в городе Губе. Он сыграл исключительную роль в развитии азербайджанской музыкальной культуры. Певец-новатор, он творчески развил традиции отечественной музыки, в том числе своих старших современников — Гаджи Гуси, Саттара, Абдул-Баги Зулалова (Бюльбюльджана).
По материалам книги Ф.Шушинского “Народные певцы и музыканты Азербайджана”