И.Гаджиев, Э.Кябизаде
При его рождении никому и в голову не могло прийти, что скоро начнётся война, которая коренным образом изменит его судьбу, забросит его вдаль от родных мест, где он вырастет, а потом посвятит жизнь благу и безопасности своей новой родины.
Магомед-хан Текинский родился в 1879 (1880) году в закаспийской долине Ахалтеке, когда здесь шла война между туркменами и Россией.
Однако получилось так, что мальчик был усыновлен Эхсан-ханом Нахчыванским, одним из влиятельнейших вождей азербайджанского племени Кенгерли, и вырос в Нахчыване.
Долгое время дата его рождения оставалась неизвестной, пока азербайджанский учёный Атахан Пашаев не обнаружил в государственном архиве Одесской области Украины личное дело Магомеда Текинского, студента юридического факультета Новороссийского университета.
Отметим, что в этом же университете учились и некоторые другие видные азербайджанские общественные деятели начала XX века, сыгравшие значительную роль в истории Нахчыванского края, — секретарь консульства азербайджанской демократической республики в Батуми Азиз-бек Гадимбеков, Алигулу-хан Калбалиханов, Идаят-бек Султанов, Гамид-бек Шахтахтинский.
В статье А. Пашаева “Кто такой Магомед хан Текинский?” отмечается: ”В информаци об учениках первой гимназии города Тифлиса против фамилии М. Текинского в графе имени отца указано “Эхсан-хан Текинский”, в графе опекуна — “Джафаргулу-хан Нахчыванский”, национальность — туркмен, вероисповедание — мусульманин, год рождения — 1879-й”.
12 января 1881 года во время осады российскими войсками туркменской крепости Гойтепе все родные Магомеда были убиты, а сам он найден у стога сена полковником российской армии Эхсан-ханом и усыновлен.
Согласно материалам азербайджанского историка, сотрудника, Нахчыванского отделения НАНА Мусы Гулиева, спустя время Эхсан-хан забрал мальчика с собой в Нахчыван, и здесь он рос под присмотром Джафаргулу-хана, Рагим-хана и Гусейн-хана Нахчыванских.
Текинский окончил Тифлисскую первую мужскую гимназию, а в 1908 году — юридический факультет Новороссийского императорского университета в Одессе.
М.Гулиев после работы в Российском государственном военно-историческом музее в Москве и Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге установил, что М. Текинский по окончании гимназии служил в российской армии.
А. Пашаев на основе материалов государственного архива Одесской области сделал вывод, что после окончания Новороссийского университета он работал в правоохранительных органах Закавказья. При этом учёный исходил из того факта, что 15 июля 1918 года Магомед-хан был привлечен в Чрезвычайную следственную комиссию АДР в Гяндже в качестве присяжного заседателя.
Эта комиссия была создана для изучения фактов насилия в отношении мусульманского население всего Закавказья и грабежей его имущества, начиная с периода Первой мировой войны. Наряду с Магомед-ханом Текинским в состав комиссии вошли Алекпер Мамедов, Андрей Новацкий, Николай Михайлов, Александр Клуге, Исмаил-бек Шахмалиев, Алей Адамович Александрович, Чеслав Клоссовский, В.B. Гудвилл, Аббасали-бек Хаджи Ирзаев.
Наибольшие же заслуги Магомеда-хана Текинского перед Азербайджаном приходятся на период Азербайджанской Демократической Республики. В первом правительстве республики на него временно были возложены обязанности министра иностранных дел.
Кроме того, согласно архивному документу, приведённому в пятом томе 7 томника “История Азербайджана”, он являлся также депутатом парламента: ”Член парламента Азербайджана Магомед-хан Текинский 29 января 1919 года был назначен послом в Иреване”. На этом посту он с честью проработал до октября того же года.
Когда ЗДФР (Закавказская демократическая федеративная республика) очень быстро распалась, из ее частей возникло несколько других республик, в том числе те области, которые сейчас называются Арменией, провозгласили 28 мая 1918 г. независимость и стали называться то Демократической Республикой Армения, Араратской Республикой, то Эриванской.
С первых дней образования в 1918 г. Араратская Республика попала в тяжелое экономическое положение, которое было вызвано практически полным отсутствием возможности обеспечить население электроэнергией, а мизерную по доли в экономическом балансе промышленность топливом. Это вынуждало дашнакское правительство искать различные пути для получения топлива, т.е. нефти. Откуда? Естественно, у Азербайджана.
В условиях продолжавшейся на протяжении 1918-1920 гг. военной агрессии Араратской Республики против Азербайджанской Республики, политики геноцида, которую проводила Армения против азербайджанцев, причем как внутри своей страны, так и на территориях самого Азербайджана, говорить о каких-либо экономических отношениях между республиками было абсолютно неуместно.
Позицию правительства Азербайджанской Республики по данному вопросу наиболее ярко выразил в телеграмме премьер-министру Азербайджана от 15 июня 1919 г. дипломатический представитель АДР в Армении Магомед хан Текинский: «Пока Армения не водворит всех мусульман-крестьян в свои селения и не вернет мусульманам их земель, не отпускайте ни одного фунта керосина и мазута».
В книге “Азербайджанская Демократическая Республика и Нахчыван” читаем: ”будучи не в состоянии принимать в связи с Нахчываном меры военного характера, правительство АДР прибегло к некоторым политико-дипломатическим мерам. … В связи с Нахчываном Магомед-хан Текинский писал Председателю правительства АДР, что если Армения согласится на переход Карабаха Азербайджану, то англичане передадут ей Шарур и Нахчыван. По его мнению, делать этого было нельзя, поскольку большинство населения Шарура и Нахчывана составляли мусульмане. М. Текинский имеет большие заслуги также в пресечении самоуправства армян в Нахчыванском крае. По этому вопросу он составлял сообщения и отправлял их в МИД.”
1 октября 1919 года М. Текинский был назначен заместителем министра иностранных дел Азербайджана и оставался на этом посту вплоть до падения АДР. Находясь на этом посту, он принимал участие в переговорах с представителем Польши на Кавказе Вацлавом Островским, верховным комиссаром Великобритании на Кавказе Оливером Уордропом, а также чрезвычайной миссией Польши.
Намного позднее, имя Магомед-хана Текинского встретилось в списках расстрелянных и арестованных за 1937-1938 годы, составленного историком Адалятом Таирзаде.
Против него проставлено: 18. 03. 1938, 58 лет. Над датой проставлена звёздочка, которая, как сообщает нам примечание автора, означает дату расстрела.
По материалам книги «Нахчыванские дипломаты«