Возникновение Азербайджанской национальной армии

О.Буланова

В 1917 г. возникла Азербайджанская национальная армия. Предпосылкой к ее созданию явилось решение Закавказского комиссариата от 11 декабря 1917 г. о формировании национальных корпусов: Мусульманского, Грузинского и Армянского.

В соответствии с приказом главнокомандующего войсками Кавказского фронта генерала от инфантерии М.А. Пржевальского от 19 декабря 1917 г. мусульманский корпус должен был состоять из двух стрелковых дивизий, двух артиллерийских бригад, двух мортирных и одной конной батареи, отдельной конной бригады, саперного батальона и ряда вспомогательных подразделений.

Командиром корпуса был назначен ветеран обороны Порт-Артура, бывший командующий 10-й русской армией на Западном фронте генерал-лейтенант Али-Ага Исмаил-Ага оглу Шихлинский.

Процесс формирования проходил трудно. Несмотря на то, что в Российской императорской армии выходцы из азербайджанской знати уже командовали соединениями, в среде старших и младших офицеров азербайджанцев было ничтожно мало. Мусульмане (кроме поволжских тюрок) не призывались на действительную службу, оставаясь в стороне от военного дела.

Как писал первый лидер независимого Азербайджана М.Э. Расул-заде, «…мусульмане забыли даже те методы обороны, которые они использовали в военных организациях времен ханств».

Как следствие этого, прибывающие на службу в корпус добровольцы не имели никакой военной подготовки. Поэтому на первых порах костяк корпуса составили бывшие офицеры и нижние чины 1-го Татарского полка Туземной («Дикой») конной дивизии Российской армии.

К службе на добровольной основе привлекались и офицеры не мусульмане, в том числе и русские, пожелавшие остаться в Азербайджане. Именно эти люди занимались подготовкой первых аскеров (солдат) корпуса в учебных подразделениях во временной столице Гяндже.

Снабжение личного состава униформой и оружием также находилось в плачевном состоянии и осуществлялось только за счет пожертвований состоятельных азербайджанцев и разоружения покидающих Закавказье российских войск.

Девятого февраля 1918 г. командир корпуса подписал рапорт на имя Главнокомандующего войсками Кавказского фронта, в котором говорилось: «Изменение формы одежды в настоящее время, в частности замена существующих плечевых погон клапанами, нанесет новый удар нашей армии и поведет к дальнейшему понижению духа там, где он сколько-нибудь сохраняется. Для формирующегося вновь Мусульманского корпуса отмена может иметь роковое значение. Поэтому усердно ходатайствую об утверждении формы одежды для Мусульманского корпуса.

В общих чертах эта форма проектирована так:
1. Головной убор – папаха, вместо кокарды пятиконечная звезда.
2. Черкеска и башлык.
3. Плечевые погоны с шифровкой по-арабски («Мюсалман») и цифрой части.
Подробная ведомость формы одежды будет представлена дополнительно».

Частично предложения Шихлинского были реализованы. Так, судя по сохранившемуся экземпляру, офицеры носили русские погоны с шифровкой «Мюсалман» (Мусульманский).

В этот период появляется и новая кокарда на головные уборы в виде изготовленного из латуни позолоченного полумесяца с рогами, смотрящими вверх, и восьмиконечной звездой между ними.

Армия АДР. Конец 1918 — начало 1919 года

После принятия «Декларации независимости» и провозглашения независимой «Азербайджанской Демократической Республики» 28 мая 1918 г. военно-политическая ситуация в регионе меняется. Так, 4 июня 1918 г. Азербайджан заключает Договор о мире и дружбе с Турцией, в соответствии с 4-й статьей которого Турция оказывает Азербайджану военную помощь. Части турецкой армии под командованием Нури паши входят в Гянджу.

Турецкие войска и части Мусульманского корпуса объединяются под общим командованием в Кавказскую исламскую армию, азербайджанские части получают униформу и оружие турецкого производства, турецкая артиллерия усиливается 23 орудиями Мусульманского корпуса. В Гяндже с помощью турецких офицеров создается и начинает действовать офицерская школа.

Уже 26 июня 1918 г. подписывается Указ о создании Азербайджанской армии (Азербайджан Ордусу), Мусульманский корпус переименовывается в отдельный Азербайджанский корпус, и 11 августа объявляется всеобщая мобилизация граждан республики мусульманского вероисповедания 1894-1899 гг. рождения. В этот период объединенные турецко-азербайджанские войска останавливают начатое 12 июня по приказу Степана Шаумяна наступление на Гянджу войск большевистского Бакинского Совета.

Первого июля 1918 г. в результате четырехдневного сражения у Гейчая Кавказская исламская армия наносит Бакинскому Совету сокрушительное поражение. В это время в ее составе сражаются более 5 тысяч азербайджанских пехотинцев под командованием полковника Габиб бека Салимова и азербайджанский кавалерийский отряд численностью в 150 сабель под командованием Мамеда Кахи.

Разбитые части Баксовета отходят к Баку. Возглавляемый Шаумяном Бакинский Совет, не имея никакой поддержки со стороны азербайджанского населения, сдал власть поддерживаемой англичанами эсеро-дашнакской диктатуре Центрокаспия. Отряды армян-дашнаков под руководством английских инструкторов пытались организовать оборону города, но уже 15 сентября 1918 г., сломив их сопротивление, части Кавказской исламской армии вошли в Баку.

В ходе боев по освобождению города было захвачено в плен 36 офицеров и 1651 нижний чин – в подавляющем большинстве личный состав армянских дашнакских отрядов. Были освобождены турецкие, немецкие и австрийские военнопленные, содержащиеся в лагере на острове Беюк Зиря (Наргин), а британские части покинули город, не вступив в бой. Азербайджанское правительство переехало в Баку.

В ноябре 1918 г. в соответствии с Мудросским соглашением, определившим поражение Османской империи в Первой Мировой войне, турецкая армия покинула Азербайджан, и вопросы снабжения вновь создаваемых азербайджанских частей встали с прежней остротой.

В декабре, 25 числа, пост военного министра занял бывший командир 2-го Кавказского армейского корпуса Российской армии генерал от артиллерии Самед бек Садых бек оглу Мехмандаров, его заместителем становится генерал-лейтенант Али ага Шихлинский, а начальником Генерального штаба – генерал-лейтенант Сулейман бек Сулькевич.

Первым же своим приказом от 1 января 1919 г. генерал Мехмандаров утверждает нормы вещевого довольствия военнослужащих, согласно которым аскер получал папаху, две рубахи, суконные куртку и шаровары, летние куртку и шаровары, шинель, суконный пояс, два комплекта нижнего белья, два полотенца, два носовых платка, две пары носок или портянок, шерстяные перчатки. Кроме того, из снаряжения полагались сухарная сумка, вещмешок, плечевой патронташ или два подсумка, саперная лопатка. Интересным элементом снаряжения был суконный пояс – гуршаг (кушак) с карманами, которые могли использоваться как дополнительные подсумки.

Военный министр упраздняет фуражку, вместо которой официально был введен национальный головной убор – папах (папаха). В качестве головного убора для летнего периода вводится панама турецкого образца. На фото того времени можно видеть аскеров в шинелях и панамах, что говорит о том, что панама носилась и в зимний период. Панама также попала на почтовую марку того периода с изображением азербайджанского солдата.

На деле исполнение приказа №1 столкнулось с большими трудностями. На территории Азербайджана не было никаких складов и баз снабжения бывшей Российской армии, а азербайджанское военное ведомство не располагало какими-либо запасами обмундирования и снаряжения.

Поэтому в качестве временных мер было разрешено проходить службу в собственной униформе с выплатой компенсации, организована скупка военной одежды у населения, командирам частей было разрешено размещать заказы на пошив формы и снаряжения у частных подрядчиков по месту дислокации.

В централизованном порядке было конфисковано и использовано для нужд армии сырье на складах бакинского порта, предназначенное для формирований свергнутого правительства Центрокаспия, на частных ткацких и кожевенных предприятиях Баку были размещены заказы на изготовление предметов одежды и снаряжения.

Большую помощь армии оказывали представители национальной буржуазии. Так, крупнейший бакинский нефтяной магнат и меценат Гаджи Зейналабдин Тагиев безвозмездно передал со своих ткацких предприятий для нужд армии 80 тысяч метров тканей для пошива солдатского и 20 тысяч метров – для офицерского обмундирования. Все эти меры позволили к концу 1919 г. обеспечить униформой и положенным снаряжением весь личный состав Азербайджанской армии.

По материалам сайтов savash, azerbaycanin-sesi и Ourbaku

Смотрите также: Армия Азербайджана времен АДР (24 ФОТО)