Вахид Шукюров, Сабит Гурбанов
На территории Азербайджана в разное время обнаруживали тюркские памятники, в частности — тамгу. Тамга — это родовой знак, печать, который ставился на родовое имущество.
Памятники с этим знаком находили на всей территории Азербайджана, в караван-сараях, в мавзолеях, на кладбищах, на отдельно стоящих скалах и тд.
Очень часто тамгу наносили на скот, чтоб стада не смешивались. Она также использовалась как эмблема или герб. Тамгой маркировали границы пахотных земель, пастбищ, помечали наиболее ценные личные вещи, надгробные камни, монеты. Долгое время тамги играли роль личных печатей у многих правителей. Они помещались на перстни и ставились на важные документы и договоры.
Тамга использовалась как родоплеменной знак у многих тюркских народов. Тамга получила распространение у туркмен, карачаевцев, балкарцев, ногайцев, крымских татар, чувашей, башкир, узбеков, уйгуров, монголов, казахов, киргизов, кумыков, тувинцев, турков, азербайджанцев и других.
Слово «тамга» имеет тюркское происхождение и означает «клеймо», «печать». В период Золотой Орды данный термин получил распространение в странах Средней Азии, Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Кавказа и Закавказья, где, помимо прежних, приобрел новые значения — «документ с ханской печатью», «денежный налог».
В качестве прототипа для тамги, по имеющимся этнографическим данным, выступали простейшие геометрические фигуры, такие как круг, квадрат, треугольник, линии под разными углами и другие. А также могли быть сакральные пиктограммы — птицы и животные, бытовые предметы, оружие, а иногда буквы разных алфавитов. Есть предположение, что прототипами многих знаков являлись тотемные животные или иные символы, восходящие ещё к родоплеменным отношениям.
Как видно, основные требования предъявляемые к тамгообразному знаку были графическая выразительность и простота. Иными словами, чем проще знак, тем легче его наносить на разные поверхности, такие как камень, кожа, дерево и тд. Выразительная и в то же время лаконичная тамга быстро распространилась, став не только опознавательным знаком отдельных племён и родов, но и носителем информации о происхождении и заслугах владельца.
Говоря о датировке, принято считать, что распространение тамги в Евразии началось с бронзового века. Тамги ставились и использовались на протяжении столетий. Например тамга изображена на национальном флаге ногайцев (белый круг, внутри которого размещается красная тамга).
На территории Азербайджана в ходе экспедиций и исследований было обнаружено огромное количество тамги, относящихся к разным тюркским народам и племенам. Очень много видов и разновидностей тамги относилось к огузским племенам.
На территории Азербайджана тамги часто обнаруживали в Гобустане, Шамахе, в Сиазани. В большом количестве тамги встречались и на территории Карабаха: это районы Ходжавенд, Лачын, Кяльбяджар, Губадлы и др.
Как и в других тюркских странах, так и в Азербайджане, тамги обнаруживали на на кладбищах, в мавзолеях, караван-сараях, на отдельно стоящих построениях и даже скалах. Зачастую на камнях, расположенных буквально в нескольких метрах друг от друга, обнаруживались разные тамги. Отличались они датировкой, принадлежностью тому или иному роду или племени, а также искусностью вырезки на камне.
Первые научные упоминая о тамге на территории Азербайджана встречаются у немецкого ученного и путешественника Адама Олеария. В 1636 году он заинтересовался кавказскими тамгами. Олеарий зарисовал четыре экземпляра тамги, начертанных на каменных стенах азербайджанского караван-сарая у горы Бешбармаг.
Но, так как Олеарий ошибочно принял их за письменные знаки, то пионером изучения кавказской тамги считается не он, а российский государственный деятель и учёный Д.Кантемир, зарисовавший две из них в 1722 году около ворот Киямат, у крепостной стены Дербента. Свой рисунок Кантемир сопроводил пояснением: «Очевидно, татарские тамги».
Среди выявленных форм тамги на территории Азербайджана — это круг с различными вариациями. Согласно предположению ученых — такая форма тамги связанна с культом солнца, а также с оберегами от темных сил, которые у древних народов были именно в форме круга. Другие формы тамги обнаруженные в Азербайджане — вертикальный прямоугольник с неравными по длине продольными боковыми линиями и горизонтальный овал с поперечной перемычкой.
Еще одна условная группа видов тамги это треугольники, квадраты, линии и другие геометрические фигуры. Есть версия, что большая вариация тамги обусловлена тем, что потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её.
По рассказам азербайджанских старожилов, тамгам также могли приписываться магические, защитные и сакральные функции. Повреждение или уничтожение тамги считалось серьёзным преступлением.
Среди самых распространённых форм тамги на территории Азербайджана можно выделить тамгу по своей структуре и рисунку похожую на ногайскую. Любопытно отметить, что такая же тамга присутствовала на монетах Золотой Орды.
Тамга относится к разряду важнейших исторических источников. В процессе передачи культуры от поколения к поколению она имела огромное значение вплоть до начала XX века. Здесь важно отметить, что найденные в Азербайджане тамги идентичны древним тюркским тамгам, найденным на территории Турции, Крыма и Северного Кавказа, Казахстана, Кыргызстана и других.
Тамги Азербайджана — это еще одна страница великой тюркской истории, ярко свидетельствующей о культуре, мощи и величии тюркских народов.