Дж.Гасанов
Нахичеванский уезд вместе со своим центром, г. Нахчыван находился в составе Иреванской губернии. Ценные работы касательно этого края были в свое время написаны В.Григорьевым, И. Шопеном. Особую ценность имеют материалы камерального описания 1831 г., сведения которого стали основными источниками для написания работ В.Григорьева и И.Шопена.
В одном из таких источников, а конкретнее, в камеральном описании г.Нахичеван 1831 г., составленном Иреванским губернским секретарем Золотницким, сосредоточены не только подробнейшие сведения о жителях, о составе семей, о половом, национальном, профессиональном составе горожан, но и интересные сведения о географическом местоположении города, о территориальной структуре, о видных достопримечательностях, об экономике (и ее структуре) и т.д.
На первой странице же приводятся сведения о составе «главной» семьи города, о составе семьи «основного» представителя рода ханов нахичеванских – «полковника и кавалера» Эхсан хана Келбали хан оглу, которому было 40 лет.
В источнике отмечены и географические данные и Нахчывана: «… город сей расположен на краю последняго уступа Карабахских гор в 2-х верстах от правого берега Карабабы и в 8 верстах к северу от границы… Нахичеван граничит с севера с селением Шейх Махмуд, к востоку Шакяр Абад, к югу с с.Тумбул и Ямхана, к западу с с. Али Абад и с Хойским магалом.»
Здесь же приводятся интересные данные о территориально-административном делении города:
«… Нахичеван делился прежде на 4 главные части:
- Сарбанлар
- Шагаб
- Алихан
- Куртар (т.е. Гурдлар).
В последствии прибавились к сему много неправильных подразделений, и ныне (в 1831 г.) в городе 13 частей, а именно:
- Сарбанларская
- Армянская
- Орудг магля (Орудж махалла)
- Кегна Кала (старая крепость)
- Хошулу
- Али Ханская
- Чапарханская
- Зигилархская
- Биллиджа
- Шагабская
- Хойская
- Кала (Крепостная)
- Тазакендская или Узундуварская
… Части эти весьма неправильно отделены и так смешаны друг с другом, что необходимо сделать новое разделение …».
Говоря о водообеспечении города составители отмечают, что «… канава, проведенная из Карабабы в г.Нахичеван, разделяет оный почти на 2 равныя части, а отсюда направляется в с. Караханбейли; из сей канавы для орошения садов проведены другая малыя канавы. Вода для питья из двух родников и из колодца.»
Составители камерального описания сами этого не замечая приводят ценные сведения о том, к чему привели баталии между царскими и каждарскими войсками за Нахичеванские земли: «… Нахичеван имеет вид города, взятого накануне приступом и представляет кучу развалин, груды камней, между коими расположены низкия сакли, построянныя из глины и земли перемешанных с рубленною соломою; улицы узкие и кривые, и по сторонам их возвышаются, кое-где остатки глиняных стен; в некоторых частях города находятся чрезвычайной глубины ямы, которые вероятно были прежде колодцами, а ныне представляют средства к сокрытию преступлений… В южной части города влево от дороги к Аббасабаду находится полуразрушенная крепость, имеющая вид четырехугольника, ворота оной до сих пор сохранились; по недалеку отсюда возвышается башня, имеющая фигуру десятисторонней призмы. Внутреннее устройство домов сходствует с эриванскими.»
По данным этого описания. в г.Нахчыване были зарегистрированы всего 1330 семейств, из них 905 азербайджанские, 420 – армянские, и 5 – другие. Из армянских семейств 265 семейств приходились на долю переселенцев, переселенцев после завершения российско-каджарской (1826- 1828 гг.) и российско-османской (1828-1829 гг.) войн, в результате заключения Туркменчайского (10 февраля 1828 г.) и Эдирнинского (2 сентября 1829 г.) договоров.
В 1831 г. в городе было всего 873 домов, из них 712 – принадлежали азербайджанцам, 122 – армянам и 39 – казне. Здесь же было 2 мечети (при одной из них «находится школа»), 1 церковь, четырехугольный базар, почти среди города, 2 каравансарая с 31 лавкою и «один полуразрушенный, занятый армянскими переселенцами)» 223 лавок, расположенных на разных частях города» (почти более 1 лавок на 4 дома), (еще 56 лавок пустовали), 3 бани.
В источнике отмечается: «… На проведенной в город канаве находится один мост близ мечети и несколько выше оного, маленький мостик, который до половины обрушился и через него едва можно проехать верхом…»
Жители города занимались также садоводством, хлебопашеством, скотоводством (в городе было зарегистрировано почти 40 тыс. голов рогатого скота).
В городе было 11 мукомольных заводов, («каждый перемалывал до 2-х халваров хлеба в сутки»), 1 кожевенный завод («… он устроен в том месте, где канава выходит из города, но она отсюда направляется в с. Караханбейли, и потому необходимо наблюдать за тем, чтобы вода, употребляемая для промывания кож, была отведена в сторону и не входила бы опять в канаву, идущую в вышеуказанное селение…»), 1 красильная с 8-и «кувшинами» (чанами).
Несмотря на послевоенные разрухи в городе функционировали представители почти 50 различных ремесел, среди них по численности ремесленников передние ряды принадлежали ткачам (126 ткачей), башмачникам (46), кузнецам (40), столярам (38) и другие.
В этом источнике отмечается, что «торговля здешних купцов ограничивается Тифлисом и Персиею…»
Новыми властями город был обложен многочисленными и тяжелыми податями и повинностями. Их общая численность доходила до 20-ти. Например, только с соляных ломок ежегодно надо было платить 1000 туманов подати.
Как видно, Нахчыван, который в ходе второй русско-персидской войны в 1826-1828 гг. переходил из рук в руки, все еще находился в полуразрушенном состоянии, экономическая жизнь, торговля, как внутренняя, так и внешняя, все еще находились в очень сложном положении, а новые власти пока что занимались в основном определением основных источников казенных доходов.
По материалам сборника “250 лет единения Ингушетии с Россией: время, события, люди”