Среди азербайджанских художников, чьи первые шаги на поприще искусства пришлись на 20-е годы прошлого столетия, одной из ярких фигур по праву считается Исмаил Ахундов. Его наследие включает в себя книжную иллюстрацию, искусство плаката, сатирическую графику и театральное оформление.
Как и большинство современников, И.Ахундов в своей творческой биографии прошел сложный путь от художественного экспериментаторства до реалистически достоверной передачи натуры. При этом на протяжении всего творческого пути он оставался истинным профессионалом, предельно требовательным к себе и своему труду.
Исмаил Ахундов родился в 1907 году в селении Маштага недалеко от Баку. В 1928 году окончил Бакинское художественное училище и поступил на факультет издательского дела Московского полиграфического института. По окончании института в 1932 году И.Ахундов возвратился в Баку и стал работать художником в издательстве «Азернешр».
Его первые шаги в большом искусстве приходятся на 1927-й год, когда они вместе с художниками Г.Халыговым и Р.Мустафаевым выступили организаторами и участниками первой выставки АХРР (Ассоциация художников революционной России) в Баку.
Представленные на выставке графические работы тушью и акварелью отражают вектор поисков и увлечений молодого художника. «Отдых пионеров», «Пастух» и другие табло свидетельствуют, что на этом этапе автор особое внимание уделял светотеневой игре форм, ритмической организации пространства, силуэтной проработке натуры с подчеркнутой пластической соразмерностью. Эти черты отражают начальный этап творчества и показывают, что И.Ахундов в процессе профессионального становления искал собственный индивидуальный путь в искусстве.
Немаловажным стал тот факт, что на рубеже 20-30-х годов он очень плодотворно трудился в знаменитом журнале «Молла Насреддин». Как впоследствии вспоминал сам художник, на него неизгладимое впечатление произвела встреча с бессменным редактором журнала, выдающимся азербайджанским писателем и публицистом, истинным гражданином Джалилом Мамедкулизаде.
Превалирование графической составляющей уже в ранних произведениях художника предопределило его дальнейшее формирование как книжного и журнального иллюстратора, мастера плакатов и вообще изображений агитационного содержания. Большая часть таких работ, хоть и обусловленная политико-идеологической конъюнктурой того времени, отражает творческое дарование автора и его искренность в отношении избранного изобразительного метода.
Одним из ярких примеров тому является художественное оформление стихотворного сборника замечательного азербайджанского поэта-сатирика Мирзы Алекпера Сабира. В работе над этой книгой, выпущенной издательством «Азернешр» в 1934 году, И.Ахундов не ограничился только исполнением иллюстраций, а фактически выступил организатором художественного оформления книги в целом, придав ей единую художественную стилистику.
Большой удачей может считаться линейный портрет поэта на фронтисписе издания, где он изображен в окружении его главных сатирических персонажей. Наряду с этим, для той же книги художником была исполнена серия иллюстраций для оформления шмуцтитулов.
Не менее удачной может считаться и оформление иллюстраций к первой части бессмертной поэмы Низами Гянджеви «Искендер-наме». Книга увидела свет в канун 850-летнего юбилея великого поэта в 1941 году. Для этого издания И.Ахундов выполнил семь полноценных цветных иллюстраций, отражающих важнейшие эпизоды из сюжета поэмы, посвященной Александру Македонскому. Иллюстрации исполнены в ярко выраженном повествовательном ключе и в свойственной для того времени академически-картинной манере.
Характерным можно считать стремление художника предельно насытить композицию различными элементами, подчеркивающими значение происходящего и придающими реальность мифологическому сюжету. Одновременно художник уделил особое внимание декоративному обрамлению иллюстраций, стремясь при этом найти максимально приемлемый баланс между картинной образностью иллюстраций и их орнаментальным декором. В результате сложился единый художественный ансамбль, ставящий эту работу в число наиболее удачных оформлений произведений Низами.
С 40-х годов прошлого столетия начинается плодотворное творчество Исмаила Ахундова в области политического плаката и близкого ему сатирического рисунка. Это направление его творчества получило особое развитие в годы Великой Отечественной войны. Все свои силы, весь свой пыл Исмаил Ахундов направил на создание серии агитационных антифашистских плакатов для так называемых агитокон.
В тот период азербайджанскими художниками было создано множество плакатов и прочих агитационно-пропагандистских материалов, призывающих народ на борьбу с врагом, нацеленных на раскрытие антигуманной сути фашизма.
В годы войны это направление, оформившись под обобщающим названием «агитокна», превратилось в самостоятельный вид искусства, став формой самовыражения и проявления гражданской позиции для целой группы талантливых художников. Одним из наиболее плодовитых авторов этого жанра был Исмаил Ахундов, который за годы войны создал свыше 100 работ, отличающихся остротой художественной выразительности, эмоциональностью и оригинальным содержанием.
Именно И.Ахундов стал автором практически первого агитокна «Зачесались рога у козла», в котором он, умело используя вынесенную в заголовок народную поговорку, сумел дать остро сатирическую и предельно ясную характеристику высмеиваемого образа. Помимо плакатов, в годы войны художник работал и над патриотически-пафосными произведениями. К их числу может быть отнесен плакат–портрет героя Советского Союза Исрафила Мамедова, исполненный в картинно достоверном ключе.
В послевоенные годы грань таланта художника, связанная с искусством сатирического рисунка, карикатурой и агитационным плакатом, получает новый импульс. Особенно плодотворным было сотрудничество художника с сатирическим журналом «Кирпи», достойным продолжателем славных традиций «Моллы Насреддина».
И это сотрудничество не ограничивалось отношениями заказчика и исполнителя: художник наряду с авторами формировал художественный облик журнала, тем самым во многом определив фундамент, на котором развивалась послевоенная азербайджанская карикатура.
Параллельно с работой в отдельных областях станковой графики, плакате и книжной иллюстрации художник вошел в историю национального искусства как видный мастер художественного оформления театральных постановок. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще до войны в 1937 году, когда И.Ахундов получил приглашение на работу в Азербайджанский государственный драматический театр. Здесь он сразу же с энтузиазмом берется за оформление значимых спектаклей.
Характерными свойствами И.Ахундова как театрального художника всегда было стремление точно соответствовать образу воссоздаваемого времени и среды, использование богатой, звонкой цветовой палитры при оформлении костюмов, социальная заостренность типажей и образов. Одной из первых удачных работ художника в области театральной сценографии могут считаться эскизы к спектаклю «Жизнь» по драме видного азербайджанского писателя Мирзы Ибрагимова.
Костюмы для этой постановки были изготовлены с большим чувством юмора и доброй иронии, хотя природный такт художника не позволил ему опуститься до откровенного гротеска. Интересно, что в процессе работы по оформлению пьесы художник создал в излюбленной им манере карандашом и черной тушью портреты двух персонажей – Гейдаргулу и Мешади Гусейна.
По особенностям замысла и исполнения эти рисунки скорее тяготеют к образцам станковой графики. Они настолько жизненны и эмоционально завершены, что воспринимаются как законченные портреты. Примерно к тому же времени относится и другая значимая работа Исмаила Ахундова – оформление постановки пьесы «Месть» Зейнала Халила.
Здесь автор, помимо художественной характеристики персонажей, запомнился интересным решением декораций, проявив себя истинным мастером монументальных решений. В послевоенные годы художник продемонстрировал незаурядное искусство в трактовке лирических постановок. Ярким примером сказанному может считаться постановка пьесы Джафара Джабарлы «Увядшие цветы».
Не менее плодотворно И.Ахундов работал в спектаклях мировой и русской драматургии. Его эскизы декораций к пьесе «Хозяйка гостиницы» К.Гольдони, художественное оформления декораций к пьесам А.Островского «Гроза» и «Без вины виноватые» показали широкую эрудицию и кругозор художника, проявившиеся в достоверной передаче быта, исторической и этнической разработке костюмов.
Помимо творческой деятельности, Исмаил Ахундов всегда вел активную общественную работу. Уже в 1932 году, в 25 лет он возглавлял отдел графики Азербайджанского государственного издательства. С 1937-го по 1940 год являлся директором Азербайджанского государственного художественного училища, а с 1940 года совмещал должности директора и главного художника Музея литературы им. Низами.
Когда в 1943 г. скончался народный художник Азербайджанской ССР, выдающийся живописец и график Азим Азимзаде, чьим именем впоследствии было названо Бакинское художественное училище, именно Исмаил Ахундов сменил его на посту председателя Союза художников Азербайджана и находился на этой работе, а также на посту ответственного секретаря Союза несколько лет. Заслуги И.Ахундова в области искусства и культуры получили высокую оценку со стороны государства.
В 1950 году Ахундов совместно с такими мастерами, как Лятиф Керимов и Кязим Кязимзаде, приступил к созданию художественного ковра, посвященного юбилею И.В. Сталина — его 70-летию. За эту работу в том же году Ахундов был удостоен Сталинской премии. С этими же художниками Исмаил Ахундов создал ковер с портретом В.И. Ленина.
Он был удостоен почетного звания заслуженного деятеля искусств, являлся лауреатом Государственной премии СССР (1944 г.), народным художником Азербайджана (1960). Его заслуги в деле развития национального искусства и культуры были оценены орденами Трудового красного знамени и Славы.
В 1969 году Исмаил Ахундов волею судьбы оказался в польском городе Краков, где и скончался 13 сентября в возрасте всего 62-х лет. Его творческое наследие представляет яркую и весьма богатую страницу истории национальной художественной культуры Азербайджана.
По материалам Х.Асадовой, О.Булановой. Некоторые из работ И.Ахундова можно посмотреть тут