Владимир Шухов и развитие нефтяного Азербайджана

Г.Салаев

Cегодня в Азербайджане далеко не все знают Владимира Шухова (1853 — 1939), чей инженерный, изобретательский дар является одной из причин развития нефтяной промышленности Баку во второй половине XIX — начала XX веков, особенно в период нефтяного бума.

Нефтяной Азербайджан стал передовым в нефтяной области во многом благодаря инженеру Шухову. Впрочем, не только Азербайджан, но и российская нефтяная промышленность, которая в XIX веке стала на капиталистический путь развития, также обязана этому его изобретениям и инженерным разработкам.

В творчестве В.Шухова органично соединились интуитивное прозрение и фундаментальная научная эрудиция, тонкий художественный вкус и идеальная инженерная логика, трезвый расчет и глубокая духовность, — так о нем отзывались видные ученые того времени.

Его считали крупнейшим специалистом в области строительной механики; нефтехимики — создателем нефтяной индустрии; энергетики — выдающимся теплотехником. Современники называли его «академиком инженерного звания», потомки — «одним из лучших инженеров всех времен и народов». Это не преувеличение. Природа необычайно щедро одарила Шухова талантами, яркими и многогранными. Он был одновременно и архитектором, и конструктором, и расчетчиком.

Еще будучи студентом, он сделал свое первое, практически ценное изобретение: разработал собственную конструкцию паровой форсунки для факельного сжигания мазута, считавшегося ранее отходом нефтепереработки, которое в дальнейшем успешно, впервые в мире, использовал в Баку.

Это изобретение было высоко оценено Д.Менделеевым, который даже поместил изображение форсунки Шухова на обложку книги «Основы фабрично-заводской промышленности»(1897). По свидетельству специалистов, шуховская форсунка уже в то далекое время, выпускаемая в промышленных масштабах с 1880 года, решала также экологическую проблему наиболее безопасного для окружающей среды в нефтепромысловом регионе Баку.

В.Шухов

Можно смело указать на следующие новшества, разработанные в области нефтяной промышленности и внедренные в жизнь В.Г.Шуховым впервые в мире:

— Это вышеуказанные форсунки и нефтяные насосы для перекачки нефти и откачки жидкостей из глубоких скважин, позволившие добывать нефть с глубины 2-3 км и нефтеперегонные установки. А первый в мире нефтепровод, длинной 11 км «Балаханы — Черный город», стал в дальнейшем прообразом «паутины» нефтепроводов по всей стране.

— Это танкеры по перевозки нефти и нефтеналивные баржи, газохранилища.

— Отдельно следует отметить великое изобретение В.Г.Шухова и его помощника С.П.Гаврилова: это крекинг (расщепление нефти), способ для получения бензина, который используется во всем мире.

— Это первая в мире промышленная установка термического крекинга, которая была использована в конце XIX века в Баку.

В 1891 году Шухов получил патент на прибор для перегонки нефти под давлением. В первую очередь эти установки были предназначены для получения дополнительных запасов керосина, который тогда был основным продуктом, получаемым из сырой нефти.

В Баку за одну тонну добываемой нефти получали около 330 литров керосина, остальные две трети составляли так называемые мазуты, которые практически не использовались и сливались в отходы. Установки В.Г.Шухова позволяли извлекать из мазутов более легкий керосин.

В начале 1890-х годов двигатели внутреннего сгорания, работавшие на бензине, были редкостью, поскольку бензин считался побочным продуктом и не производился. Автомобили, во множестве появившиеся в начале XX века, требовали огромного количества бензина.

В 1912 году американский инженер У.Бартон зарегистрировал патент на крекинг-процесс. Его идея был аналогична изобретению В.Г.Шухова, запатентованному на 20 лет раньше. «Стандарт-Ойл-компани» монополизировала право на производство бензина по патенту У.Бартона и запретила другим (более мелким) компаниям использовать крекинг — процесс. Международный патентный суд в Гааге, состоявшийся в 1923 году, признал В.Г.Шухова и С.П.Гаврилова единственными изобретателями термического крекинг-процесса.

В.Шухов

В 1923 году комиссия из инженеров-химиков составила делегацию, которая посетила Москву, чтобы познакомиться с В.Г.Шуховым и оценить его изобретение. Американцы убедились в том, что проект У.Бартона представляет собой всего лишь несколько измененный вариант промышленной установки В.Г.Шухова. После серии судебных процессов, состоявшихся в США, было подтверждено первенство В.Г.Шухова в изобретении крекинг-установки.

«Синклер Ойл» предлагала В.Г.Шухову немалые деньги за предоставление права пользоваться его установкой, но он отказался, заявив, что все права на изобретение принадлежат его родине.

Этот патент на крекинг — процесс в 1932 году был успешно реализован. По проекту и при техническом руководстве 79-летнего автора в Баку был построен и в его присутствии пущен в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод «Советский крекинг». В первые недели его работы Шухов сам следил за ходом производства.

Кроме этого Шухов разработал способ подъема нефти с помощью сжатого воздуха — эрлифт, разработал методику расчета и технологию строительства цилиндрических стальных нефтехранилищ (нефть в те времена хранилась под открытым небом), разработал методику расчета нефтепроводов.

Но В.Г.Шухов был не только инженером-изобретателем в области нефтяной индустрии, но и автором проектов многих других сооружений: это доменные печи, кузнечные и меднолитейные цеха, это шпалопрокатные заводы и хлебные элеваторы. Он успевал строить ангары, мостовые краны и воздушно- канатные дороги, маяки и мачты электропередач. Нельзя не вспомнить построенные Шуховым водонапорные башни и водопроводы в Москве, Тамбове, Киеве, Харькове, Воронеже и высотные дымовые трубы из кирпича и металла.

Трудно представить, как один человек мог активно и успешно заниматься не только вышеперечисленными областями в технике, но и успевал строить железнодорожные мосты через Енисей, Оку, Волгу, паровые котлы, мартеновские печи и первые в мире цилиндрические радиобашни. Каждое из перечисленного могло бы стать предметом национальной гордости любого народа.

В.Шухов

Свое дарование он проявил даже и в совершенно особой области: в 1932 году (ему было тогда уже почти восемьдесят лет) инженер Шухов с помощью оригинального и смелого метода осуществил выпрямление знаменитого минарета медресе Улугбека в Самарканде, поврежденного землетрясением.

В. Г. Шухова называют по-разному. В начале ХХ века — первый инженер России. Как он сам говорил, этим высоким званием он обязан тому, что с самого начала своего инженерного пути отказался от подражания и повторения иностранных образцов и стал творить в оригинальном стиле. Его инженерные нестандартные решения дали возможность России противостоять экспансии иностранной технической мысли и на много лет обогнать ее. Он был «Человек — фабрика», сам же инженер придумал другое определение — «симфоническое мышление».

Шухов автор сотен изобретений, но запатентовал только 15 из них — было некогда этим заниматься. И написал лишь 20 научных работ. Он является основоположником теории трубопроводов, в которой используется формула и параметр Шухова, коэффициенты в теории нефтяной гидравлики, названные его именем.

Интересны некоторые факты из его жизни. В советские времена он, известный всему миру инженер-изобретатель, дважды находился под подозрением во вредительстве. Первый раз Шухова вызвали на Лубянку в 1919 году, когда на Шаболовке строилась башня радиостанции имени Коминтерна. При подъеме четвертой секции третья сломалась, упав, повредила нижние. Конструктора могли тогда за «вредительство» расстрелять. Позже выяснилась причина: не просчет инженера, а «усталость металла» низкого качества.

Второй расстрел мог бы состояться в 1932 году, когда остановился вскоре после пуска завод «Советский крекинг» в Баку. К тому времени уже академику, лауреату Ленинской премии (1929 год), человеку, всю свою жизнь посвятившему развитию своей родины во всех областях, Шухову и группе инженеров, вменялось вредительство, грозил смертный приговор.

Его преклонный возраст (79 лет) и заслуги перед страной для судей не имели никакого значения. Он был вынужден вернуться в Баку и доказывать свою правоту. Безошибочное инженерное чутье позволило ему быстро обнаружить причину остановки завода, после чего с невероятным трудом он добился разрешения собственноручно устранить неполадку.

В. Г. Шухов скончался от последствий несчастного случая в возрасте 85 лет. Из-за опрокинутой на себя свечи, он получил тяжелые ожоги. Врачи боролись за его жизнь пять дней, но на шестой день 2 февраля 1939 года сердце Шухова остановилось.