Айдын Балаев
Провозглашение в мае 1918 года на Южном Кавказе, на землях азербайджанской исторической области Чухур-Саад Араратской республики означало восстановление армянской государственности после почти тысячелетней ее утраты в Малой Азии.
Это произошло, во-первых, в результате ликвидации в первой трети XIX века азербайджанских Эриванского и Нахчыванского ханств, территория которых была объявлена Российской империей «Армянской областью». В 1850 году эта область стала Эриванской губернией. Во-вторых, армянская государственность появилась там, где её прежде никогда не существовало.
В-третьих, это в немалой степени стало возможным благодаря доброй воле Азербайджанской Демократической Республики. Дело в том, что 29 мая 1918 года Национальный совет Азербайджана принял «решение об уступке Эривани армянам, поскольку для образования армянского государства им нужен был политический центр, а таковым после отхода Александрополя (Гюмри. – А.Б.) к туркам мог быть только Эривань».
Правда, взамен армянская сторона обязалась отказаться от всех территориальных притязаний к Азербайджану. Но, как показали дальнейшие события, армяне даже не думали выполнять взятое на себя обязательство.
Более того, они начали проводить активную политику этнических чисток в компактно населенных азербайджанцами регионах новообразованной Араратской Республики. Как выразился тогда один из армянских парламентариев, нам «нужна территория, освобожденная от мусульман…».
Внутренняя политика правительства Армении в 1918-1920 гг. отличалась крайним национализмом и агрессивностью в отношении неармянского населения республики, которое фактически было поставлено вне закона. Учитывая, что азербайджанцы составляли большинство населения во многих провинциях Араратской республики, именно они стали главной мишенью этой политики.
Путем систематического террора и угроз власти пытались заставить азербайджанцев покинуть свои родные очаги с целью последующей армянской колонизации этих земель. В 1918-1920 гг. «дашнакское правительство бомбардировало мирное население азербайджанских деревень под предлогом невыполнения государственных требований».
В результате, были разрушены и сожжены сотни азербайджанских сел, а 150 тысяч азербайджанцев-беженцев из Армении скитались по территории Азербайджана без крова и средств для существования.
Так, командир Баш-Гярнинского отряда подполковник Мелик- Шахназаров в своем рапорте начальнику отдельной армянской дивизии от 7 ноября 1918 года сообщал о бомбардировке всех сел этого района, примыкающего к Эривани. Он докладывал о «занятии 30 азербайджанских сел и о продвижении вперед с целью бомбардировки оставшихся 29 сел, на что просил разрешения начальства».
Участник одной из подобных карательных операций замечал, имея в виду азербайджанцев, что «иногда жалеешь пули для них». В связи с этим, по собственному признанию бандита, после боя он «собрал всех мужчин, женщин и детей и покончил с ними, набив камнями колодцы, в которые они до этого были мною сброшены».
За счет имущества жителей разрушенных азербайджанских сел дашнакское правительство пыталось пополнить свою казну, которая находилась в катастрофическом состоянии из-за хозяйственной разрухи.
После захвата азербайджанских сел Занги-Басара один из дашнакских «деятелей» в июне 1920 года докладывал премьер-министру А.Оганджаняну: «Этот регион так богат, что в состоянии перекрыть наши долги в несколько раз». И предлагал срочно направить сюда представителя правительства, чтобы забрать в свои руки все оставленное азербайджанцами богатство.
Для изгнания азербайджанцев дашнакское правительство не ограничивалось только карательными мерами. Под видом политики «национализации государственного аппарата» все служащие неармянской национальности отстранялись от работы. При этом правительство решило, что «армяне, не владеющие армянским языком, остаются на работе».
Таким образом, все сводилось к устранению из госаппарата «неармян». В результате этой шовинистической политики в течение 1918-1920 годов численность населения Араратской республики в границах позднее объявленной Республики Армения уменьшилась с 1 млн. 200 тыс. до 770 тыс. человек, в первую очередь за счет уничтожения и изгнания из страны азербайджанцев и представителей других «нетитульных» наций.
Даже А.Лалаян признавал, что за 2,5 года существования Армянской Республики численность азербайджанцев сократилась на 77%, т.е. каждые двое из трех азербайджанцев вынуждены были покинуть пределы Армении.
Поэтому неудивительно, что к 1920 году во многих регионах Араратской республики, в частности в Эчмиадзинском, Сурмалинском и Новобаязетском уездах, в буквальном смысле слова не осталось «ни единой мусульманской души, а все их движимое и недвижимое имущество поступило в неприкосновенный фонд Айастана».
В связи с невыносимыми условиями существования 9 сентября 1919 года азербайджанцы — граждане Араратской республики вынуждены были обратиться к премьер-министру Азербайджанской Демократической Республики Н.Юсифбекову с просьбой предпринять «шаги к выселению мусульман, находящихся в орбите Армянского государства, в Азербайджан».
Эти события 1918-1920 годов можно квалифицировать как начало процесса превращения Армении в моноэтничную республику через уничтожение и изгнание азербайджанского населения.
Таким образом, путем террора и этнических чисток дашнаки создали на исконно азербайджанских землях свою государственность и, вдобавок «в знак благодарности» развернули военные действия против Азербайджанской Демократической Республики.
По материалам журнала IRS Наследие