Теймурбек Байрамалибеков (1862-1937) был одним из ярчайших представителей блестящей плеяды азербайджанских деятелей конца XIX – нач.XX вв.
Являясь выпускником Горийской Учительской Семинарии, интеллигентом, просветителем, педагогом, публицистом своего времени, Байрамалибеков был также выдающимся историком, этнографом и краеведом. Всё научное наследие Т.Байрамалибекова создавалось, когда по окончании учебного года он обходил свой край, деревню за деревней, собирая услышанные в народе рассказы.
Значительный интерес для культурологов, фольклористов, краеведов и этнографов могут представлять записанные Т.Байрамалибековым народные поверья и легенды. Среди записей Т.Байрамалибекова значительную часть составляет цикл легенд и поверий посвященных различным историческим личностям, правителям. В данном случае, речь идет о Шахе Аббасе Великом (1571-1629).
Талышская легенда о рождении Шах Аббаса Великого, именуемого народом «Джаннатмяканом» (авторское написание):
Самым популярным и любимым шахом из всех персидских царей среди не только талышинцев, но и всех азербайджанских тюрок является Шах Аббас Великий, по народному прозвищу Джаннатмякан*, о котором существует масса фантастических легенд, где он описывается с самой симпатичной стороны и рисуется идеалом и олицетворением добра и всего прекрасного.
(*«Джаннатмякан» происходит от персидских слов джаннат — ‘рай’, мякан — ‘место, уголок’, что означает «Место, находящееся в раю». По мнению талышинцев и азербайджанских тюрок, Шах Аббас Великий живым попал в рай за те добрые и полезные дела, какие он делал своим подданным без различия веры и национальностей, улучшая материальное и умственное положение их, устраивая дороги, мосты, каравансараи, мечети, открывая мектеби, почему он и назван Джаннатмяканом.)
По словам легенд, он, будучи храбрым искусным полководцем, победоносно проник в глубь Кавказа, покорил Грузию, Кахетию, Карталинию и Дагестан, как только завоёвывал какие-либо страны, прокладывал дороги, делал мосты и каравансараи на всех ночлежных пунктах, а в каждом большом городе устраивал мечети и открывал медресе, благодаря чему славная и добрая память о нём обессмертила его имя, сделавшееся предметом поэзии, сказок и преданий.
Шах Аббас Великий царствовал в Персии по смерти своего отца — шаха Мухаммеда Худабенди с 1586 по 1628 год и жил сначала в Казвине, а потом в Исфагане, куда он впоследствии и перенёс свою резиденцию. Он происходит из царской династии Сефевидов, или, говоря по-персидски — Сафавия, в эпоху которых Персия находилась во всём своём величии и блеске.
Хотя шах Мохаммед, как видно из персидской истории, имел трёх сыновей, а Шах Аббас был его младший сын, но шаха Мохаммеда талыши считают бездетным, а потому про рождение Шах Аббаса рассказывается такая устная и весьма распространённая легенда:
Жил-был некогда в столице Казвине некто царь Худабенди (богоугодник), который, обладая громадным богатством, был будто бы крайне несчастлив, так как он не имел наследника, могущего продолжать род славных благочестивых царей Сафавия, вследствие чего он ежедневно постился и молился усердно аллаху, чтобы он даровал ему сына; и, наконец, молитва его была услышана аллахом, так как заветная мечта его сбылась после следующего случая: совершив утренний намаз, шах Худабенди сидел у себя во дворце и читал Коран.
В это время неизвестный дервиш кричал во дворе дворца: «Ya hu, ya movla! Подайте страннику чего-нибудь во имя имама Алия!»
Услышав голос дервиша, шах Худабенди велел своему визирю удовлетворить просьбу его, но тот наотрез отказался брать поданные червонцы, сказав: «Настоящие дервиши не берут денег, а благословляют только своего царя, желая всякого благополучия и долгоденствия ему; поэтому я, как истый дервиш, вовсе не нуждаюсь в царском золоте, а хочу видеть самого падишаха, дабы поклониться ему».
Шах попросил его к себе, и дервиш зашёл, поздравил его с добрым утром, вынул из кармана одно румяное яблоко и подал ему, произнося: «Я зашёл сюда не за твоим золотом, а явился благословить тебя рождением сына — самого доброго наследника, просимого тобою от всемогущего аллаха; ежедневно, совершив предварительно гусль (омовение) а затем два рукята намаза, в ночь под пятницу, прочитав по десяти раз «Аят ал-Курси» и «Ясин» (строки в Коране, которые читают мусульмане для исполнения своего желания), ты покушай половину этого яблока, а другую половину этого яблока пусть поест любимая твоя жена, а потом повидайся с нею: после этого свидания, спустя девять месяцев, девять суток и девять часов, у тебя родится сын, и назови его Шах Аббасом. С появления на свет твоего сына Персия станет процветать во всех отношениях, ибо он будет самым полезным царем из всех персидских государей, принося большую пользу своим подданным, улучшая их быт материально и умственно, расширяя вдобавок свои владения».
Сказав это, дервиш невидимо и незаметно исчез. Необыкновенная святость и доброта, отражавшиеся на симпатично-красивом лице странника, тёплые и искренние пожелания его, отказ его от золота и, наконец, его невидимое исчезновение служили ярким доказательством и внушили шаху Худабенди мысль о том, что этот внушительный дервиш был именно святой имам хазрат Сахиб Заман, который, управляя миром, посещает иногда своих благочестивых верующих шиитов, чтобы узнать о их тайнах, помыслах и нуждах с целью оказания им помощи, так как талышинцы вполне уверены, что мир управляется и держится этим имамом, без которого наша планета не существовала бы.
Шах рассказал обо всём виденном своей жене шахзаде Солтане. Думая об этом, они оба волновались, а особенно тревожилась жена, которая плакала от радости и не могла даже спать от этой мысли и волновалась не напрасно: в самое короткое время по уходе мнимого дервиша, она забеременела и через незначительный срок родила сына, которого и нарекли Шах Аббасом.
По случаю рождения последнего устроено было для бедного населения богатое пиршество, продолжавшееся сорок дней.
Эта талышская легенда записана мною на охоте 18-го марта 1892 года со слов жителя отселка Марушлы Кирдянинского общества Ленкоранского уезда Гулама Кербалаи Гусейн оглы
Теймурбек Байрам-Алибеков, Ленкорань
По материалам книги “Теймур бек Байрамалибеков. Избранные произведения”