Г.Гасанов
Одной из важнейших задач азербайджанской историографии является изучение истории всех азербайджанских земель, которые ныне находятся в составе некоторых соседних государств.
В годы советской власти неафишируемое табу не позволяло азербайджанским историкам даже близко подойти к изучению истории неко- торых западноазербайджанских земель – Иревана, Геокчи, Сурмали и т.д.
После восстановления государственного суверенитета Азербайджана в конце ХХ в. азербайджанскими исследователями было сделано немало по изучению экономики, истории, культуры и т.д. Иреванского ханства (1747-1827), Армянской области (1828-1840), Эриванской губернии (1849-1917).
Одна из составных частей бывшего Иреванского ханства и губернии — Сурмали долгое время оставалась вне этих изысканий.
Так, во время существования Иреванского ханства (1747-1827) Сурмалинский магал, наряду с другими – Геокчасарским, Зангибасарским, Гарнибасарским, Керпибасарским, Сардарабадским и др. магалами входил в состав ханства, которое возникло на месте Чухурсадского беглярбекства Сефевидского государства (1501-1736), и после падения кратковременного, но могущественного Афшаридского государства Надир шаха Афшара (1736-1747) вплоть до своей ликвидации, в 1827 г. управлялся представителями династии Каджаров.
Абсолютное большинство населения этого края состояло из азербайджанских тюрков.
Сурмалинский магал с центром в селении (в дальнейшем местечко) Игдыр, был расположен на правом берегу р.Араз, и играл важную роль во взаимоотношениях сначала иреванских ханов, а потом российских властей с Османской империей.
По данным авторов монографии «Иреванское ханство», Сурмалинский магал охватывал юго-западные земли Иреванского ханства и «был расположен на правом берегу р.Араз. Магал на севере и северо-востоке граничил с р.Араз, на западе с Даракендо-Парченинским магалом, на юге по Агрыдагской гряди с Баязидским пашалыком Османской империи, а на юго-востоке с Ираном.
По данным И.Шопена 1852 г., во время войны 28 из 78 селений этого магала полностью были разрушены.
Сурмалинский магал после установления российской власти вплоть до 1840 г. оставался в составе Иреванской провинции, т.н. Армянской области, образованной 21 марта 1828 г. на месте бывших азербайджанских ханств – Иреванского и Нахичеванского, и состоял из двух одноименных провинций.
После административно-территориальной реформы начала 1840-х гг., когда вся территория Южного Кавказа была разделена на Каспийскую область и Грузино-Имеретинскую губернию, эти земли на короткий срок оказались в составе вышеназванной губернии.
В 1849-м году на этих землях была создана Иреванская губерния, которая просуществовала до конца правления здесь романовской системы управления. В конце XIX – начале ХХ вв. Иреванская губерния делилась на 7 уездов – Иреванский, Нахичеванский, Шаруро-Даралагезский, Александропольский, Новобаязетский, Эчмиадзинский и Сурмалинский.
Как известно, «Эриванская губерния была образована указом Николая I от 9(21).6.1849 г. из частей Тифлисской губернии (Александропольский уезд без Ахалкалакского участка, Нахичеванский и Эриванский уезды) и части Шемахинской губернии (Мегринский участок и селение Капан Шушинского уезда).
Первоначально эта губерния делилась на 5 уездов: Александропольский, Нахичеванский, Новобаязетский, Ордубадский, Эриванский. Указом Александра II от 19.6(1.7).1859 г. из Эриванского уезда был выделен Эчмиадзинский уезд, а оставшаяся часть была включена в состав Нахичеванского уезда. В 1870 из северной части Нахичеванского уезда был выделен Шаруро-Даралагезский уезд (с центром в Баш-Норашене), а в 1875 из части Эчмиадзинского уезда к югу от р. Аракс – Сурмалинский уезд».
В середине XIX века на Сурмалинском участке проживали 2715 мусульман на бекских и 3799 мусульман на казенных землях, и еще 1531 мусульман занимались отгонным скотоводством. Данная после массовых организованных переселений общая численность армян составляла всего 3693 человек, что означало менее 1/3 части всего населения участка.
Как следует из данных «Кавказского календаря»за 1855 г., «в этом участке существовали всего 89 деревень и сел, где проживали 1946 мусульманских и 904 христианских дымов (семей); в участке были зарегистрированы также 38 зимовников. В участке было 33 церкви, 12 мечетей, 120 садов. Население занималось в основном земледелием (ежегодно высеивали 3200 халваров зерновых) и скотоводством (более 42 тыс. голов различного скота).»
В календаре также отмечалось, что «в участке действовали 160 бассейнов, 711 верст арыков, в пользовании жителей было посевных земель на 1907 халваров.»
По данным 1874 г. в Сурмалинском уезде было зарегистрировано 266 населенных мест из 1370 населенных мест по всей Эриванской губернии.
Сурмалинский уезд к концу XIX века считался крупным торговым центром — здесь действовала крупная Игдырская таможня.
Как следует из данных «Кавказского календаря», «за 1886 г. через эту таможню было вывезено 80390 пудов пшеницы, 2418 пудов свежих фруктов, 6619 пудов керосина, астории и др. тяжелых масел, на 9880 руб. бумажной ткани, 910 голов мелкорогатого скота и т.д., всего всех товаров на 150123 руб. Через эту же таможню за этот год было также привезено всех товаров на 23974 руб.»
По данным «Списков населенных мест Кавказского края» от 1879 г. в 1873 г. по всей Эриванской губернии было зарегистрировано всего 1370 городов, селений, местечек, отселка, карантинных постов и др. (из них 5 городов). По Сурмалинскому магалу было регистрировано всего 266 таких пункта и 10 оба (отселка).
По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., в Сурмалинском уезде (территория 3241 кв. верст) было зарегистрировано 47269 д. мужчин и 41786 д. женщин. Из этого числа 4680 проживали в уездном центре – в м. Игдыр.
Среди наличного поселения было 195 временно пребывающие в месте переписи и 2626 иностранных граждан. Удельный вес грамотных среди всего населения был очень низкий — 4,1% (в Игдыре — 23,2 %). Но это охватывало только лиц с русской грамотой, а общая численность грамотных, конечно же, был намного выше.
В общей массе населения мусульмане составляли более 59%, армян — 30,4%.
В Сурмалинском уезде активно занимались ковроткачеством. В 1902 г. по поручению Кавказского Кустарного Комитета члены этого комитета изучали положение ковроткачества в Шушинском, Зангезурском, Нахичеванском, Новобаязетском, Эчмиадзинском, Александропольском и Сурмалинском уездах.
В Сурмалинском уезде основными центрами ковроткачества считались зимовья Каракут, Муга, Оргов, Зорасма, Ястыбулаг, Асланлы, Алчалы, Казигопаран, Астафли, Джаванлы, Тэндуран, Дютар, Баш Синах, Зорасма и др.
Приведенные данные ясно доказывают, что этот регион несмотря на различные переселенческие компании продолжал оставаться мусульмано-азербайджанским краем. Хотя в этно-религиозном составе уже были заметны серьезные изменения. Сурмалинский уезд, как и прежде, оставался в основном сельскохозяйственным регионом и играл значительную роль во внешней торговле с различными государствами.
По материалам сборника «250 лет единения Ингушетии с Россией: время, события, люди»