Нурида Нуруллаева, Севиндж Микайылова
Музеи – хранилища реликвий прошлого, средоточия памяти о былых событиях, живших когдато людях. Музеи можно назвать своего рода почетными захоронениями истории, в них покоятся свидетельства минувших столетий.
Впрочем, музей, о котором пойдет речь ниже, нельзя отнести к собраниям древностей. Предлагаем ознакомиться с историей Музея азербайджанского театра.
В 20-е годы минувшего столетия страстный театрал по имени Агакерим Шарифов задумался о сохранении реликвий важных событий театральной жизни, документов, значимых с точки зрения истории отечественного театра. У него возникла идея создания специального музея, и он начал собирать у знакомых актеров документы и фотоснимки, относящиеся к театральному искусству.
Судьба распорядилась так, что Агакерим Шарифов, будучи заместителем директора и преподавателем Бакинского театрального техникума, в 1926 году повез первых выпускников на экскурсию в Москву. Здесь он случайно оказался в Театральном музее, где экспонировались фотоснимки, на которых запечатлены сцены из спектаклей с участием видных представителей российской сцены, старые театральные костюмы и реквизиты. Посетителям читали лекции по истории русского театра.
А.Шарифов поделился своими планами с директором музея Александром Бахрушиным, выслушал его советы, а по возвращении в Баку с увлечением принялся за осуществление своего замысла. Этому благоприятствовала и общая обстановка того времени: азербайджанский театр переживал пору подъема, в Баку часто ставились произведения мировой классики, на сцене то и дело появлялись талантливые актеры. Вскоре в фойе Драматического театра (позднее Театр музыкальной комедии), располагавшегося в здании бывшего театра З.Тагиева, была устроена выставка фотоснимков, афиш и программок спектаклей с участием замечательного азербайджанского актера Сидги Рухуллы.
Выставка имела успех, в книге отзывов появились записи с пожеланиями о создании постоянно действующего театрального музея. И уже в 1927 году наркомат народного просвещения АзССР принял постановление о создании Музея театра, а в ноябре там же, в фойе здания Тагиевского театра состоялась церемония открытия нового музея.
Сюда собрались видные азербайджанские просветители и деятели культуры, в том числе Азим Азимзаде, Узеир Гаджибеков, Джалил Мамедгулузаде, Абдуррагим Хаквердиев, Азиз Шариф, Джафар Джаббарлы, которые оказали А.Шарифову немалую поддержку в его начинании. Многие из них передали в новый музей имевшиеся у них документы, относящиеся к театру.
В 1934 году наркомат народного просвещения принял постановление о реконструкции Музея театра и придании ему статуса государственного. 25 ноября опять-таки в здании Тагиевского театра, но на этот раз не в фойе, а в зале на третьем этаже состоялось торжественное открытие музея, первым директором которого был назначен А.Шарифов.
С этого момента музей, единственный в своем роде на всем Ближнем Востоке, начал действовать полноценно. Перед музеем стояла задача дальнейшего обогащения фондов, систематической обработки материалов по истории отечественного театра, их сохранения и передачи грядущим поколениям. К сожалению, в дальнейшем коллективу музея предстояло преодолеть немало препятствий, выдержать множество испытаний.
В тяжелые годы репрессий, навешивания политических ярлыков на лучших представителей интеллигенции, общественных деятелей, научный сотрудник музея Аферин Мамедбекова, рискуя собственной жизнью и благополучием своих близких, спрятала множество документов из экспозиции, чтобы не допустить их уничтожения.
Благодаря мужеству этой женщины многие редкие фотографии, афиши, документы дошли до наших дней. Долгие годы музей ютился в различных, неприспособленных к размещению экспозиции помещениях, и тем не менее фонды его постоянно росли и обогащались. Музей организовывал передвижные фотовыставки по истории театра, лекции, встречи и вечера памяти, внося посильную лепту в дело пропагандирования азербайджанской театральной культуры.
В коллекции музея удалось уберечь фотографии, рисунки, портреты деятелей отечественного театра, вещественные реликвии, рукописи.
Среди них:
— выпущенная в 1873 году афиша спектакля по пьесе выдающегося азербайджанского просветителя, основоположника национальной драматургии Мирзы Фатали Ахундова «Похождения визиря хана Лянкяранского»
— коллективный снимок членов первой театральной труппы, сделанный в 1888 году
— Программы, написанные арабской вязью на шелковой материи, старые афиши
— книжка наблюдений и теоретических взглядов первого азербайджанского комического актера Джахангира Зейналова
— сценический костюм одного из спектаклей, поставленных и сыгранных первым профессиональным трагическим актером отечественной сцены Гусейном Араблинским
— пригласительная на спектакль «Отелло», сыгранный в 1904 году в Шуше
— программы первых спектаклей, фотографии, декорации и эскизы костюмов, тетради ролей отдельных актеров, рукописи, письма, режиссерские экспликации, различные реликвии
— Материалы относящиеся к первой азербайджанской женщине-драматургу Сакине Ахундзаде, первой азербайджанской актрисы Говхар Газыевой а а также актерам-мужчинам начала XX века, игравших женские роли
В 2004 году за сбор и охрану материалов по истории театра музей был удостоен премии «Гызыл дервиш» Союза театральных деятелей Азербайджана.
По материалам журнала IRS Наследие