О. БУЛАНОВА
Наиболее полное представление о культуре и уровне развития народа дает керамика. Хотя это и не самый прочный материал, из которого изготавливались предметы быта, но именно благодаря керамике можно понять и художественные предпочтения людей, и дать оценку уровню их бытового комфорта, и предположить наличие тех или иных природных ископаемых на данной территории, и проследить торговые связи этого народа, и даже в общих чертах получить представление об их мифологии и верованиях.
Найденные археологами древние гончарные печи, гончарные круги и керамические изделия на территории современного Азербайджана говорят о том, что гончарное ремесло существует здесь более 3700 тысяч лет.
Даже поверхностный взгляд на древние керамические изделия, начиная от кирпича и кончая небольшими статуэтками, говорит о том, что уровень гончарного искусства в Азербайджане был очень высоким: форма предметов, сделанных на гончарном круге, была идеально ровной, а обжиг равномерным.
Раскопки, произведенные в 1903 г. Г.О. Розендорфом и в 1905 г. В.А. Скиндером в окрестностях Ханлара, дали ученым богатый материал. В 1935-1938 гг. знаменитый археолог Яков Гуммель планомерно исследовал долину реки Гянджа-чай и окрестности города Ханлара. Были доказаны наличие материальной культуры на территории Азербайджана в эпоху неолита и автохтонность азербайджанцев.
Эти изыскания и богатый археологический материал нанесли сокрушительный удар по лжеученым из соседней Армении, отрицавшие этнические корни азербайджанцев.
Сборник статей Я.И. Гуммеля «Археологические очерки», изданный в 1940 г., был достойным ответом на активность многих армянских лжеисториков. «Миграционная теория», выдвинутая армянскими «историками», потерпела очередное фиаско в виду огромного количества археологического материала из раскопок могильников и жилищ древних азербайджанцев.
Керамика в Азербайджане делится по своим показателям на три типа: керамика крашеная, обливная и керамика чернолощеная. Основным центром крашеной керамики была территория Нахчывана, а чернолощеная керамика (которая превалировала над крашеной) локализовалась в районе городов Мингячевир, Газах и Ханлар.
Самые красивые образцы обливной керамики найдены в районе Гянджи и Бейлагана, их отличает особая чистота цветов и яркость глазури. Обливная керамика (т.е. керамика, покрытая цветной глазурью) вообще свойственна странам Востока. Глазурь – стекловидный сплав – закрывает все поры сосуда и придает ему блеск, красочность и праздничность.
Смотрите также:
Керамика древнего Азербайджана (17 ФОТО)
Керамические кувшины древнего Азербайджана (35 ФОТО)
Керамика использовалась очень широко, археологи выделил несколько основных областей ее применения: утилитарная, бытовая керамика (посуда, светильники, тендырные печи), промышленная (тигли и формы для отливки металлов), строительная (кирпич, декоративно-облицовочные плиты) и украшения (бусы, подвески, серьги, браслеты и пр.) и всевозможные статуэтки бытового и религиозного назначения.
Статуэтки от 4 до 25 см в высоту, которые в условной манере без излишней детализации чаще всего изображали женщин – это отдельное направление керамики в древнем Азербайджане.
Изображение именно женщин далеко не случайно: женщина как хранительница очага, как продолжательница рода несла в себе сакральный смысл бытия, являясь символом плодородия, плодовитости и силы. Женщинам поклонялись, потому что они несли в себе животворное начало.
Часто можно было встретить и зооморфные сосуды. Емкость, куда наливалась жидкость, представляла собой тело зверя или птиц, выливалась жидкость из головы.
Самым древним и основным мотивом специалисты считают изображения барана. Древние считали, что баран отпугивает злых духов и не дает им проникнуть в сосуд и натворить неприятностей. Барана изображали как целиком, так и частями: на каких-то сосудах присутствовала только голова, или только рога барана.
Чем пользовались люди в повседневной жизни, очень хорошо отражает погребальный инвентарь, найденный при раскопках могильников. Все предметы очень богато декорированы. Тип и сюжет растительных и геометрических орнаментов, а также сюжетных росписей с преобладанием сцен охоты в каждой области отличался от соседних. Объединяло их одно: богатство декоративных приемов.
Мы видим и обычную некрашеную обожженную керамику с нанесенным на нее поцарапанным геометрическим узором (Нахчыван), и некрашеную керамику с цветным растительным узором (Дашкесан, Шамкир), и глазурованную обливную (Бейлаган, Гянджа), и чернолощеную с врезным орнаментом, заполненном белой ангобной массой (Газах, Ханлар).
Очень часто гончары использовали орнаменты не только в качестве украшения, но прежде всего как пиктограммы, имеющие глубокую символику, связанную с культовыми обрядами.
На орнаментах присутствует знак колеса, зигзага, солнца, рогов; специалисты считают, что это доказывает, насколько сильно было развито в этих краях земледелие и скотоводство, что, в свою очередь, говорит об оседлой жизни народа.