Тайны пастбищ Хошбулага: от чего умирали местные жители в XIII–VII вв. до н.э.

Долгое время палеоантропологические материалы из Хошбулага (недалеко от Дашкесана, Азербайджан) считались утерянными.

Хошбулагский яйлаг (пастбище в зоне альпийских лугов, в нагорье Малого Кавказа, близ одноименного села, в 14 км к юго-западу от г. Дашкесан), на высоте 1800–2000 м над уровнем моря в верховьях бассейна р. Гошгарчай), вследствие суровости зимы использовался в качестве летних пастбищ и сенокосов.

В 1960–1974 гг. в связи со строительством водохранилища на р. Гошгарчай были проведены спасательные археологические раскопки на территории Хошбулагского яйлага, которые подлежали затоплению. В ходе исследований были выявлены материалы, которые датировались от эпохи ранней бронзы и до раннего железного века, в частности — материалы как из курганных погребений, так и из «каменных ящиков».

В 1971 г. при земляных работах в с. Хошбулаг было разрушено несколько курганов, под которыми оказались погребения, совершенные по типу «каменный ящик». В этом комплексе захоронений удалось исследовать 14 погребений.

В частности, было изучено три мужских черепа. Для изучения материалов применялись традиционные в науке методы – лабораторно- аналитические исследования. Во время процесса были произведены краниометрические измерения, производилась фотосъемка каждого отдельного черепа в разных проекциях.

Антропологические материалы относились к эпохе поздней бронзы–раннего железа.

Палеоантропологические материалы были получены в полевом сезоне 1962 г. Они позднее были переданы в «Музей анатомии человека» и на хранение на кафедре «Анатомии человека и медицинской терминологии» Азербайджанского Медицинского Университета.

Археологические памятники эпохи поздней бронзы–раннего железа относились к Ходжалы- Кедабекской археологической культуре (XIII–VII вв. до н.э.). Погребальные памятники этого периода были представлены могильниками типа курганов, каменными ящиками и грунтовыми могилами с трупоположением и трупосожжением.

Хошбулаг (Дашкесан)

Курган № 4 был раскопан в 1962 г. на правом берегу р. Гошгарчай в местности «Приставлыг», рядом с родником Молла-Абдулла. У западного подножья кургана имелся кромлех из плоских «рваных» камней, которые выходили на дневную поверхность, а с восточной стороны их видно не было. В насыпи кургана встречались бесформенные кремневые и обсидиановые отщепы. Курган содержал три погребения. Одно из них было совершено в каменном ящике, а два остальных погребения – являлись кенотафами с плиточным покрытием. Курган отнесли к XIII–XII вв. до н.э.

Что касается погребения № 3, из которого был получен краниологический материал, то оно находилось в юго-западном секторе кургана, было покрыто тремя плитами, продольные стены были сложены из четырех плит каждая, а поперечные из двух. Над покровными плитами была каменная насыпь из 17 больших «рваных» камней.

Покойник был погребен в скорченном положении, на правом боку, руки на груди, головой к северо-западу. Череп погребенного находился лицевым отделом вниз, нижняя челюсть была на месте. В северо-западной половине погребения находилось семь глиняных сосудов и бедренная кость лошади. На правом боку покойника находился бронзовый кинжал, четыре наконечника стрел и обломки трубчатых костей лошади.

Каменные ящики в зоне Дашкесана встречались отдельными группами, на склонах гор или холмов. В каменных ящиках в данном районе покойников хоронили, в основном, в скорченном положении на правом или левом боку, с руками, поднятыми к лицу, а иногда и в сидячем положении. В районе Хошбулагского яйлага было исследовано, в общей сложности, свыше 30 погребений, совершенных в каменных ящиках. Археолог Г.Кесаманлы датировал каменные ящики Хошбулага в пределах XII–VIII вв. до н.э.

Каменный ящик № 8 был выявлен в 1962 г. на левой стороне ущелья Килься дере с левой стороны от дороги, ведущей в с. Хошбулаг. Покойник в ящике был захоронен в сидячем положении у северо-восточного угла могилы. Череп находился в центре могилы.

Также здесь были обнаружены кружки серого цвета, сероглиняная чаша (изготовленные вручную); черноглиняный шаровидный сосуд, изготовленный на гончарном круге; обломки черноглиняной кружки, кувшина и чаши; массивный бронзовый топор-секира; бронзовое навершие булавы/жезла/посоха; обломки бронзового пояса; одна пастовая бусина голубого цвета. В северо-восточном углу могилы находились ребра барана.

Возвращаясь к черепам обнаруженных в Хошбулаге, череп из кургана №4 (погребение №3)  принадлежал мужчине в возрасте 40–45 лет. Лицо было очень узким, высоким. На черепе исследователи отметили следующие патологии: на затылке имелся button osteoma диаметром 1,1 см; поротический гиперостоз; следы воздействия холодового стресса (васкулярная реакция), а на верхней челюсти – прижизненная потеря зубов.

Хошбулаг. Мужской череп из кургана 4, погребения № 3

Что касается каменного ящика №8, оттуда был извлечен череп, принадлежавший мужчине в возрасте 50-55 лет, с широким лбом. На лобной кости черепа имелась травма — овальное вдавление. Глубина дефекта составляла до 2 мм.

Следов воспалительного процесса или новообразованной кости не было обнаружено. Признаки проникновения в полость черепа отсутствовали. Исследователи отмечали образование костной мозоли. Ранение было получено в результате удара тупым предметом, округлым в сечении. Травма имела благоприятный исход. Повреждение на черепе охарактеризовали как компрессионный перелом.

Из патологий на черепе были отмечены: os bregmaticum, os lambdoidea, поротический гиперостоз, следы воздействия холодового стресса; на верхней челюсти – стертость, прижизненную потерю зубов.

Хошбулаг. Патологии на мужском черепе из каменного ящика № 8: 1 – поротический гиперостоз и os bregmaticum; 3 – травматическое повреждение (компрессионный перелом)

Череп из погребения №21 принадлежал мужчине возрасте 50–55 лет, с очень широким лбом. Исследователи отмечали следующее: «Лицо среднеширокое, средневысокое, хорошо  профилировано на верхнем и на нижнем уровне, по указателю – мезен. Орбиты среднеширокие, очень низкие, хамеконхные. Нос среднеширокий, высокий, средневыступающий, лепторинный».

Из патологий на данном черепе были отмечены множественные button osteoma, диаметром от 0,3 до 0,8 с, поротический гиперостоз, следы воздействия холодового стресса, а на верхней челюсти сильный абсцесс, прижизненную потерю зубов.

Хошбулаг. Мужской череп из погребения № 21
Патологии на мужском черепе из погребения № 21: 1 – множественные button osteoma (остеоматоз черепа, возможно синдром Гарднера); 2 – абсцесс; 3 – прижизненная потеря зубов

Травматические повреждения на черепах и посткраниальных скелетах являются маркерами образа жизни. Помимо этого, отмеченные на черепах следы воздействия холодового стресса (васкулярные реакции) следует отнести к таковым, учитывая то, что зимы в Хошбулаге достаточно суровые. Компрессионные переломы (а именно один из таковых отмечен на мужском черепе из каменного ящика № 8) – это могли быть глубокие и не очень глубокие вдавления на поверхности черепа, затрагивающие наружный (компакту) и внутренний слой кости (диплоэ), имеющие различную форму и глубину, по которым и судили об используемом для нанесения травмы оружии (это могла быть булава, клевец или праща).

Исследователи отмечали, что эти повреждения наносились твердым тупым предметом с ограниченно действующей поверхностью, круглым в сечении, овальной формы, квадратной или треугольной формы. При сильном ударе таким оружием образовывались сквозные переломы (сквозные дефекты) и трещины, при несильном – вдавленные переломы. Возможно, в качестве оружия, которым была нанесена мужчине из каменного ящика № 8 травма, являлся предмет, похожий на тот, что был обнаружен в самом погребении, а именно – бронзовое навершие булавы, либо же другой – округлый в сечении.

По мнению ученых, наличие поротического гиперостоза на остеологическом материале может расцениваться как маркер патогенной интоксикации, который приводит к анемии в детском и подростковом возрасте. Причины возникновения – многофакторные, имеют средовой, социально-экономический и культурный характер. Прежде всего, это паразитарные заболевания, инфекционные болезни, болезни нарушения обмена веществ (рахит, цинга), недостаточное и несбалансированное питание, появление производящего хозяйства, переход к животноводству и увеличение плотности населения.

Способ ведения хозяйства, ориентация в диете на молочные, мясные и другие продукты животного происхождения также могли инициировать появление различного рода зоонозов. Учитывая образ жизни обитателей Хошбулагского яйлага в изучаемое время и климатические условия среды обитания, все эти факторы «имеют право на жизнь».

На мужском черепе из кургана № 4, погребения № 3 и мужском черепе из погребения № 21 отмечены остеомы. В научной литературе остеома – это вид доброкачественной опухоли, образующейся на костях. Существует две теории возникновения остеом: из остатков эмбрионального хряща или из периоста зрелой кости. Считается, что развитию остеом способствуют: травмы, переохлаждение, воспаление и перенесенные инфекции, некоторые заболевания (ревматизм, подагра, сифилис), генетическая предрасположенность.

В зависимости от расположения остеомы у человека могут наблюдаться различные симптомы. В случае с мужчиной из кургана №4, погребения №3, у которого остеома была отмечена на затылочной кости, то у него, возможно, были – частые головные боли, эпилептические припадки, а у мужчины из погребения № 21 со множественными остеомами на лобной кости – головные боли, ухудшение памяти, повышение внутричерепного давления, судороги.

Обычно остеомы одиночные, а множественные (остеоматоз черепа) наблюдаются лишь при синдроме Гарднера (генетически детерминированное заболевание, характеризующееся сочетанием полипоза толстой кишки с наличием остеом и различных опухолей мягких тканей, был назван в честь американского генетика, впервые его открывшего в 1951 г.). При синдроме Гарднера наблюдается остеоматоз – множественные доброкачественные опухоли костей скелета. Возможно, множественные остеомы на черепе и прижизненная потеря зубов у мужчины из погребения № 21 являлись симптомами этого наследственного заболевания – синдрома Гарднера.

Мужские черепа из Хошбулага, в целом, имели сходство с антропологическими материалами синхронного времени с территории Азербайджана из некрополей Заямчай (Шамкирский р-н), Товузчай I, II (Товузский р-н), Шамкирчай (Шамкирский р-н), погребений с сильно скорченными костяками из Мингечаура, в которых преобладал каспийский антропологический тип.

Антропологические материалы из Хошбулага принадлежали автохтонному населению Азербайджана периода поздней бронзы – раннего железа. Патологии, выявленные на черепах из Хошбулага, соответствуют образу жизни и окружающей среде пространства обитателей яйлага. Впервые был зафиксирован, возможно, синдром Гарднера на краниологическом материале с территории Южного Кавказа.

По материалам Д.Кириченко (ж. Археология Казахстана)

Трепанация черепа женщины ради амулета: что творилось в Дашкесане в II–I тыс. до н.э.
Тайна древнего черепа с клеймом, найденного на юге Азербайджана (ФОТО)
Скальпирование у древних жителей катакомб на территории Азербайджана (ФОТО)