Долгое время палеоантропологические материалы из Хошбулага (Дашкесан, Азербайджан) считались утерянными.
Хошбулагский яйлаг (в зоне альпийских лугов, в нагорье Малого Кавказа, близ одноименного села, в 14 км к юго-западу от г. Дашкесан в Дашкесанском районе, Азербайджана, на высоте 1800–2000 м над уровнем моря в верховьях бассейна р. Гошгарчай), вследствие суровости зимы использовался в качестве летних пастбищ и сенокосов.
В 1960–1974 гг. в связи со строительством водохранилища на р. Гошгарчай были проведены спасательные археологические раскопки на территории Хошбулагского яйлага, которые подлежали затоплению. В ходе исследований были выявлены материалы, которые датировались от эпохи ранней бронзы и до раннего железного века.
В 1971 г. при земляных работах в с. Хошбулаг было разрушено несколько курганов, под которыми оказались погребения, совершенные по типу «каменный ящик». В этом комплексе захоронений удалось исследовать 14 погребений. Интерес представляет могила № 2, где был выявлен женский череп. Погребение имело форму вытянутого прямоугольника, сложенного из слабо обработанных плит. Скелет молодой женщины находился в скорченном положении, на правом боку, головным отделом – на запад. Обе руки были согнуты в локтях и подтянуты к груди.
Женский череп был сдвинут в центр, тогда как нижняя челюсть находилась на своем месте. В юго-восточном углу каменного ящика лежал второй череп, принадлежащий взрослому мужчине без костей посткраниального скелета. Нижняя челюсть этого черепа находилась у ног основного погребенного.
Инвентарь, несомненно, основного погребенного состоял из пяти глиняных сосудов, трех бронзовых браслетов, маленькой бронзовой булавки, бронзовой секировидной подвески, бронзового спиралевидного колечка и сердоликовых бусин. В погребении были обнаружены также кости козы или барана. Исследователи отнесли погребение к рубежу II–I тыс. до н.э., в частности, к концу эпохи поздней бронзы.
На упомянутом женском черепе краниометрических измерений не производилось. Визуально его можно определить как долихокранный, узколицый, предположительно, каспийского антропологического типа. Череп принадлежал молодой женщине, не достигшей 20-ти летнего возраста, вероятно, ей было 16–18 лет, как отмечали исследователи.
В центре лобной кости на черепе было трепанационное отверстие четырехугольной формы, с почти равными сторонами (22–24 мм).
Д.Гаджиев и Г.Кесаманлы, исследовавшие череп, отмечали, что на поверхности лобной кости имелись насечки, идущие от углов четырехугольного отверстия. Представляя собой первоначальные линии разреза, они не проникали глубже наружной компактной пластинки кости и позволяли выяснить способ производства трепанации.
Прежде всего, характер насечек и краев отверстия показывал, что трепанация была произведена металлическим предметом. Первоначально был нанесен левый продольный (по оси черепа) разрез, причем произведен он не в один прием, а многократными действиями. От него проведен правый продольный разрез, в результате такой манипуляции был получен «П»-образный размер, и намеченный для удаления костный диск оставался связанным с лобной костью лишь спереди.
Для облегчения удаления диска спереди был произведен неглубокий разрез, который рассекал лишь поверхностную компактную костную пластинку, не проникая в полость черепа. В дальнейшем, продев металлическим предметом костный лоскут сзади, он был обломан.
Лицу, производившему трепанацию, удалось вырезать кубической формы костный диск на довольно толстой лобной кости, не нанося каких- либо повреждений вокруг трепанированного участка.
Рентгенограмма показала отсутствие травматических повреждений и видимых отклонений от нормального развития черепа, а также состояние краев отверстия позволили сделать вывод, что трепанация была произведена посмертно с ритуальной целью, в частности, для получения костного амулета.
Нужно отметить, что ритуальная/символическая трепанация была зафиксирована на территории Азербайджана в эпоху поздней бронзы–раннего железа на черепах из погребений в жальнике «Культового кургана» (№ 36) и на черепе из могилы 6, кургана № 1 в долине р. Гянджачай, но способ ее был совершено иной (прижигание), чем в Хошбулаге.
Ритуальная трепанация была отмечена и на разрушенном черепе из кургана № 4 «Пашатепе» (из раскопок Э.Реслера в 1901 г.), на котором имелись отверстия на лобной и теменной костях. На территории Южного Кавказа в эпоху поздней бронзы–раннего железа также были обнаружены черепа со следами ритуально-символической трепанации.
По материалам Д.Кириченко (ж. Археология Казахстана)