Несбывшийся план 1919 г.: Чечня, Дагестан и Ингушетия под протекторатом Азербайджана

С.Алиева

С появлением на Кавказе российских войск в XIX в., началась освободительная борьба коренных народов региона. Российское командование осознавало, что покорение горских народов следует начинать с умиротворения Южного Кавказа, завоеванием Джаро-Белоканской области Азербайджана, затем Осетии, Абхазии, Чечни и Закубанья.

Сопротивление продвижению царских войск велось на протяжении всей части мусульманского Кавказа. Призывы к вооруженной борьбе, выступления против действий русских войск и мероприятий царизма охватили территорию Дагестана, Чечни, Кабарды, Азербайджана и Грузии. Началось распространение мюридизма среди народов Азербайджана н Северного Кавказа. 27 февраля 1830 года войска под командованием И.Паскевича заняли Джаро-Белоканскую область Азербайджана, в горах Аварии произошел бой под Хунзахом.

Первым народно-освободительное движение возглавил Газимухаммед, к которому примкнули горские народы Дагестана, плоскостные кумыки, чеченцы, и др. Газимухаммед пытался, установив контроль над Северо-Восточным Кавказом, занять Дербент и объединившись с Аслан-ханом Казикумыкским, освободить также азербайджанские земли: Ширванское, Губинское, Талышинское ханства и создать одно государство.

В различных частях Азербайджана Джаро-Белоканской области, в Шеки, Губинской провинции, вспыхнули один за другим восстания, легшие в летопись крупномасштабных военных действий Кавказской войны. Народы Азербайджана, в частности Джаро-Белокан, Закаталы, Илису, Нухинского уезда (Шеки), Дербента, Самурского округа, Губы, Шамахи, Елисаветпольского уезда, так же как и народы Чечни и Дагестана, участвовали в военных действиях на стороне Газимухаммела, Гамзата, Хаджи-Мурата, имама Шамиля, и др. В Азербайджане местные ополчения возглавляли Дамир-Кая, Даниял-бек, шейх Шабан и др. Азербайджанцы Борчалы, Шемахинской губернии, Шекинского уезда, Газаха поддерживали связь с имамом Шамилем. Русское командование арестовывало азербайджанцев, заподозренных в сотрудничестве с мюридами.

Мюридизм в Азербайджане продолжал распространяться и после пленения имама Шамиля. Одним из наиболее известных проповедников мюридизма считался шейх Исмаил Сираджеддин. Движение зикра (исламская духовная практика) усилилось в 1862 году в Чечне, Дагестане, Кайтаго-Табасаранском округе и в Закатальском округе Азербайджана.

В Закаталах быстро распространялся тарикат (путь, метод духовного возвышения и мистического познания Истины). Его проповедниками в этом регионе были Бурджа Али, Тиитии Магома и другие муллы. Осенью 1863 года в Закаталах вновь вспыхнуло восстание. Параллельно восстания прокатились на территории Чечни: в 1861 годуво главе с Ума Дуевым и Атабаем, в 1862-1863 под руководством Кунта-Хаджи, в апреле 1877 года под предводительством Алибека-Хаджи, а в сентябре 1877 в Центральном и Южном Дагестане. Народно-освободительное движение горцев Дагестана н Чечни оказало влияние на борьбу народов Азербайджана. Жители Северного Азербайджана активно участвовали на стороне северокавказских повстанцев, выступавших против царской власти в 1830-1890-е годы.

Покорение Кавказского региона российскими войсками основательно повлияло на демографию региона. В новых исторических условиях взаимосвязи между азербайджанским и чеченским народами приобрели новые очертания.

В Азербайджане жили и развивали свою деятельность чеченцы и ингуши: просветитель Адиль-Гирей Долгиев, этнограф, краевед и фольклорист Чах Ахриев, народные учителя Таштемир Эльдарханов, известный композитор и педагог Муслим Магомаев и др. Дочь Чаха Ахриева Тамара (Гюл-Бахар ханум) Ахриева получила образование и Бакинском женском учебном заведении св. Нины и в дальнейшем преподавала в Баку. В 1911-1915 годы она работала начальницей женского русско-мусульманского Александрийского училища.

Некоторые чеченцы и ингуши, наряду с другими народностями, совместно с азербайджанцами проживали в отдельных местах Тифлисской губернии. По данным переписи 1897 года, в Бакинской губернии проживало 37 чеченцев и ингушей, в Елисаветпольской губернии 20 человек. В свою очередь, Баку являлся центром не только религиозной, духовной и культурной жизни мусульманских народов Кавказа, но и средоточием разнонациональной рабочей силы региона. В 1917 году в Баку проживало 999 человек представителей народностей Северного Кавказа: чеченцы, дагестанцы, осетины и др.

В Азербайджане, богатом нефтяными ресурсами, развивалось нефтяное производство. На Северном Кавказе основным крупным нефтяным центром считался Грозный. Азербайджанские специалисты во второй половине XIX века делились своим опытом по разработке месторождений нефти, бурению, приезжая в Грозный. Одним из известных нефтепромышленников, осваивавших грозненские промыслы, был А.Ахвердиев.

Улучшение железнодорожного, дорожного, морского и воздушного сообщения в XX веке еще в большей степени способствовало тесным экономическим и культурным связям регионов Кавказа. В социально-политическом плане интересы азербайджанского и чеченского народов озвучивались с трибуны Государственной Думы и ее Мусульманской фракции, где азербайджанские депутаты всячески защищали интересы всех мусульманских народов Российской империи, выступая против вербовки представителей народов Кавказа: ингушей, чеченцев и осетин стражниками для охраны помещичьих и удельных имений во внутренних районах Российской империи. Мусульманская фракция выступила с разъяснениями неприемлемой деятельности департамента полиции, а также с требованиями вернуть завербованных горцев.

Новый этап азербайджано-чеченских взаимоотношений наступил после февральской революции 1917 года: появились Национальные Советы, различные политические организации Чеченский съезд в Грозном в телеграмме членам Озакома М.Джафарову и М.Пападжанову просил прислать инспектора геокчайского высшего народного училища Эльдарханова на должность инспектора начальных училищ на территории Чечни.

Под воздействием Февральской революции 1917 года практически во всех регионах бывшей Российской империи стали упразднять царскую администрацию и учреждать общенациональные учреждения, в которых главенствовали буржуазно-националистические партии. Национальная буржуазия и интеллигенция, казачество, различные слои населения, поддержав демократические преобразования в стране, стали отстаивать право свободы слова и печати, требовать создание национальной школы и национальной администрации.

Сотрудничество между АДР и Горской Республикой проявилось в помощи азербайджанских воинских частей Горской Республике. Азербайджано-турецкие войска, пополненные представителями местных народностей Дагестана, заняли побережье между Дербентом и Петровском. 7 ноября был взят Петровск. Территория Дагестана н Чечни освободилась от большевиков, власть перешла к Горскому Правительству. Турецкие войска во главе с полковником Исмаилом Хакки-беем совместно с азербайджанскими ополченцами, горскими национальными деятелями князьями Рашидхановыми, Тарковским, имамом Н.Гоцинским, шейхом Узун-Хаджи начали наступление против Вооруженных Сил Юга России (ВСЮР), возглавляемых А.И.Деникиным. Исмаил-паша отправился в Дагестан и Чечню, а Шукри-бей в Терскую и Кубанскую область.

Но в связи с поражением германского блока в I Мировой войне и выходом Османской империи из войны в ноябре 1918 года турецкие войска должны были срочно покинуть территорию Дагестана и Южного Кавказа.

В зтих условиях на Общем собрании представителей народов Дагестана и Чечни была провозглашена независимость Горской Республики. По оценке представителя Азербайджанской Республики в Горской Республике А. Ахвердиева, в Горской Республике партий ие существовало, действовали национальные фракции: Ингушская, Чеченская, Кумыкская и т.д., большинство членов Союзного Совета были духовные лидеры и влиятельные лица.

Сотрудничество АДР и Горской республики проявилось и в том, что делегация этих двух кавказских стран в январе 1919 года отравилась на Мирную конференцию в Париж добиваться международного признания. Однако ВСЮР заняли Чечню и Ингушетию. Старший начальник частей Кавказской Добровольческой армии генерал-майор Шатилов направил Азербайджанскому Правительству письмо от 13 февраля 1919 года из Грозного, в котором уверял в добровольности подчинения этих двух северокавказских районов Добровольческой армии и введения в этих местах самоуправления.

Он рекомендовал Горскому Правительству сложить полномочия в связи с ненадобностью. Чеченская делегация посетила дипломатического представителя Азербайджанской Республики при Горской Республике, детально осведомив его о борьбе с BCЮP, и заявила, что если им не окажут поддержки, то они вынуждены будут сдаться, гак как их запасы и боеприпасы истощаются. В Прокламации Шатилова отмечалось, что командованию Добровольческой армии известно о готовности Азербайджанской Республики поддержать чеченцев своими войсками и дезинформирующих чеченцев заявлениями, что ВСЮР желают подчинить Чечню казакам. Насчет казаков заверялось, что ВСЮР собирается помирить их с чеченцами.

После занятия Терской области армией Деникина в Чечне наметилось двойственное отношение к произошедшим событиям. Чеченский Народный Совет во главе с Чуликовым поддержал назначение правителем Чечни генерала добровольческой армии Ирис-Хана Алиева. Но часть населения Чечни выступала против захвата ее территории ВСЮР. 26 апреля А.Кантемир, по поручению председателя Горского Правительства П.Коцева послал правительству Азербайджана и союзному командованию ноту с протестом против действий ВСЮР на территории Чечни.

Командующий британскими войсками в Петровске ответил что Деникин, якобы, не будет продолжать военные действия, он установил соглашение с чеченцами, ингушами, балкарцами и осетинами о восстановлении мира и ожидание решения Мирной конференции о независимости и границах государств, образовавшихся на осколках Российской империи. Взамен, Горское правительство должно было позволить ВСЮР вести борьбу с большевиками на территории Горской Республики.

В Чечне и Дагестане после поражения сил Горской республики развернулось мощное повстанческое движение во главе с местным духовенством.

А.Ахвердиев просил Азербайджанское Правительство направить азербайджанских офицеров на помощь чеченцам, а также просил послать небольшой отряд, хотя бы до Хасавюрта. Отряд под командованием Кязим-бея направился на защиту Горской Республики. С Ахвердиевым встречались представители ингушей, которые, в свою очередь, докладывали, что собрали внушительную силу и готовят нападение с трех сторон: Ингушетии, Чечни и Военно-Грузинской дороги.

По сведениям А. Ахвердиева, «чеченцы также были «склонны присоединиться к Азербайджану…»

Особо отмечалось, что глава Северо-Кавказского эмиратства Узун Хаджи высказывался за присоединение к Азербайджану.

Дело в том, что ВСЮР в это время вели бои на территории Терской области, в частности, в Ингушетии и в Чечне. Как известно, Деникин ставил главной своей задачей ликвидацию всех новообразованных суверенных государств и воссоздание «единой и неделимой России».

Позднее началось формирование Азербайджанского Добровольческого отряда под руководством опытных офицеров в помощь горцам. Узун-Хаджи глава Северокавказского эмиратства, стремился добиться через дипломатические каналы Грузии и Азербайджана признания его монархии мировыми державами. Он просил Ахвердиева передать от него привет Азербайджанскому правительству.

В середине мая 1919 года стало известно о подготовке приезда в Баку Узун-Хаджи вместе с Ахвердиевым для переговоров по делам Чечни. По донесению А. Ахвердиева «по занятии Петровска, Дагестан, Чечня и Ингушетия признают власть Азербайджана; к этому они подготовлены. После этого может быть восстановлена Горская Республика под протекторатом Азербайджана».

В начале июня 1919 года в главные города Горской Республики — Темир-Хан-Шуру, Шамиль-Кала (Петровск), Грозный и Владикавказ, были направлены азербайджанские агенты, чтобы следить за действиями Добровольческой армии. По сведениям Ахвердиева, население Дагестана и Чечни с нетерпением ждало прибытия азербайджанских войск. Узун-Хаджи из Ботлиха сообщал о готовности Аварского и Андийского округов выступить против армии Деникина. Жители аулов горной Чечни составляли мирские приговоры о неподчинении Деникину. Еще на съезде в ауле Шали чеченцы постановили защищать интересы горцев до последней капли крови и сохранить свободу, не помогать чем-либо добровольческой армии, объявлялось о повсеместном хождении бакинских бонн и пр.

Ахвердиев послал в Баку два письма oт чеченского народа, одно написанное на арабском, а другое на тюркском языке, сообщающие о положении в Чечне и разорении местных сел деникинцами. В июле упорные бои против деникинских войск и казаков вели ингушские и чеченские повстанцы по направлениям Владикавказ и Грозный.

Ингушский Национальный Совет организовал восстание против Деникина, которое охватило плоскостную часть Ингушетии в середине июля 1919 года. 28 июня 1919 года представитель ингушского народа, член Союзного Совета Горской Республики Абубакр Плиев направил Председателю Парламента Азербайджанской Демократической Республики особое письмо с просьбой о помощи и выехал в Баку.

В сентябре 1919 года начался новый виток национально-освободительного движения народов Северного Кавказа. Национальное движение в Дагестане возглавлял Н.Гоцинский, в Чечне Узун-Хаджи, На Северо-Западном Кавказе Султан Клыч Гирей. Между тем, члены Горского правительства, находящиеся временно в Тифлисе, пришли к соглашению образовать Комитет горцев из 12 человек пол председательством А.Паликова. Ведение внешней политики поручалось Джабагиеву. Они обратились с ходатайством перед Азербайджанским Правительством в субсидировании и в переносе деятельности этого Комитета в Баку.

В ноябре 1919 года азербайджанское правительство направило в Дагестан в качестве главнокомандующего северокавказского фронта Нури-пашу и турецких командиров. Они приступили к формированию в Дагестане пехотной, а в Чечне кавалерийской дивизий. Нури-паша организовал переговоры между командирами и лидерами Дагестана и Северного Кавказа Али-Гаджи Ахушинским, Ибрагим-Гаджи Кязим-беем, Н.Гоцинским, К.Алихановым.

Нури-паша обещал им военную помощь из Азербайджана. В его планы входило сначала освобождение территории Дагестана, создание нового временного правительства, а затем вместе с Узун-Хаджи занятие Терской области. Планировалось также заключить соглашение и с парламентом Горской республики. После признания Азербайджанской республики крупными державами и непризнания ими же Горской республики, Азербайджан продолжал поддерживать северокавказские народы в их борьбе за независимость.

После победы Красной армии в Азербайджане и на Северном Кавказе установилась власть большевиков. В советское время взаимоотношения между азербайджанским и чеченским народами не прерывались.

По материалам Всероссийской научно-практической конференции, «Кадыровские чтения»