О.Буланова
Баку очень повезло с архитектурными стилями. Есть все: и восточная архитектура, и мавританская, и модерн, и готика, и барокко… И, несмотря на это колоссальное разнообразие, есть одно здание, которое не перестает привлекать внимание и вызывать вопросы. Речь идет о здании, где в советское время располагался педагогический институт.
Изначально это здание на Меркурьевской улице (позднее Зарифы Алиевой) строилось для Коммерческого училища. Создание по всей Российской империи коммерческих училищ — это отдельная тема. Если вкратце, то в конце XIX в. с развитием в России капиталистических отношений в торгово-промышленной и банковской сферах назрела необходимость в высококвалифицированных кадрах.
В проекте «Положения о коммерческих училищах», разработанном директором департамента торговли и мануфактур В.И. Ковалевским и представленным в Государственный совет Министерства финансов С.Ю. Витте говорилось, что «правильная постановка коммерческого образования должна быть признана одною из главнейших мер для успешного развития нашей внутренней и внешней торговли».
В 1896 г. по представлению министра финансов С.Ю. Витте Николай II утвердил «Положение о коммерческих учебных заведениях», действовавшее до 1917 г.
По этому Положению коммерческие училища стали средними общеобразовательными учебными заведениями, целью которых было давать учащимся общее и коммерческое образование. Училища имели 7-летний или 8-летний курс обучения.
Часть учебных часов в старших классах отводилась специальным предметам (товароведение с элементами технологии, счетоводство, коммерческая бухгалтерия, коммерческая география, коммерческая корреспонденция на русском, французском и немецком языках и др.). Выпускники могли поступить в коммерческие институты и технические вузы.
Основным итогом реформы коммерческого образования стало возникновение сети коммерческих общественных и частных училищ. До 1896 г. казенных и общественных училищ было всего 8, через 10 лет с начала реформы — более 70, а к 1914 г. насчитывалось около 200.
Реформа сделала коммерческие училища открытыми для всех сословий и представителям всех вероисповеданий. Формирование фонда стипендий и пособий для малоимущих свидетельствовало о том, что предприниматели страны активно способствовали демократизации специального образования России. Естественно, что реформа образования не могла не коснуться и Баку.
В октябре 1899 г. Баку по служебным делам посетил вышеупомянутый разработчик Положения Ковалевский. Именно Ковалевский 4 октября 1899 г. подал бакинским предпринимателям и меценатам мысль о необходимости создания в Баку коммерческого училища. В числе первых, кто внес деньги, были Муса Нагиев, и до этого ежегодно выделяющий на обучение своих стипендиатов в различных учебных заведениях по 8 тыс. рублей, Шамси Асадуллаев и, конечно, Зейналабдин Тагиев.
Всего в короткий срок было собрано 170 тыс. руб. Торжественное открытие Бакинского коммерческого училища с 8-летним курсом обучения состоялось 14 октября 1901 г. Первое училище располагалось на углу Сураханской и Станиславской улиц (позднее Диляры Алиевой и Азадлыг).
В тот год бакинские предприниматели пожертвовали на пособия учащимся около 30 тыс. руб. В их числе был и Фаррух бек Везиров — первый в истории горный инженер-азербайджанец, Ротшильдовское Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество и др. Почетным попечителем БКУ в 1901-1918 гг. был Зейналабдин Тагиев.
Обучение в БКУ проходило по установленным программам для коммерческих училищ. Кроме этого, большое внимание в БКУ уделяли физическому воспитанию учащихся, их гигиене, правильному питанию и другим вопросам повседневной жизни обучающихся подростков.
Подводя итоги за 1901 г., газета «Каспий» в N1 за 1902 г. поместила большую статью своего сотрудника М.Т. — «Бакинская жизнь за 1901 г.». там, в частности, говорится:
«В нашем городе намечается общий прогресс культуры. В этом отношении 1901 г. составит одну из светлых страниц истории Баку. Этот год у нас отличался сравнительным обилием вновь открытых общественных учреждений просветительного характера. Открытие целого ряда учебных заведений — двух городских школ, мусульманского женского учебного заведения, коммерческого училища и общеобразовательных курсов, без сомнения, должно составить эру в истории просвещения нашего города. Что особенно знаменательно — все эти культурно-просветительные учреждения открываются как на средства общественного управления, или на сборы частных лиц, или же частным лицом на свои средства. Такое отношение к делу просвещения разных элементов нашего общества является лучшим доказательством того, насколько сознаны и принимаются близко интересы народного образования».
Училище пользовалось огромной популярностью, и год от года число его учащихся возрастало. И тут Попечительский совет БКУ столкнулся с определенными трудностями. Во-первых, здание для такого большого количества учащихся стало откровенно тесным, во-вторых, довольно большие средства уходили на аренду здания и его ремонт.
Это были нерациональные траты, и в 1903 г. Попечительский совет обратился с просьбой в городскую управу о внесении на обсуждение Думы вопроса об отводе участка городской земли между Меркурьевской, Биржевой и Каспийской улицами (позднее, соответственно, улицы З.Алиевой, Узеира Гаджибекова и Рашида Бейбутова) для постройки собственного здания. Место было выбрано очень удачно, оно удовлетворяло практически всем требованиям: территория была незастроенной, отвечала гигиеническим требованиям, находилась вблизи моря, т.е. учащиеся могли совершать прогулки, что, несомненно, способствовало сохранению их здоровья.
После рассмотрения сложившейся ситуации строительным отделением управы и обсуждения на заседании Думы вопрос был решен положительно: для строительства здания БКУ отвели просимый участок земли размером 2300 кв. саженей. После этого в феврале 1904 г. Попечительский совет обратился к Императорскому Санкт-Петербургскому обществу архитекторов с просьбой о проведении конкурса на составление проекта здания БКУ на 800 учеников.
Конкурс, на который было представлено 20 проектов, был проведен, и 8 октября 1904 г. Комиссия судей подвела его итоги: было присуждено три премии за лучшие проекты.
Первую премию присудили проекту группы разработчиков, куда входил российский гражданский инженер-архитектор Степан (Стефан) Галензовский, автор храма Святейшего сердца Иисуса в Петербурге, а также петербургские архитекторы Иосиф Падлевский и Казимир Сколимовский, авторы множества построек Петербурга.
Вторую премию получил гражданский инженер и архитектор Гавриил Тер-Микелов. Третья премия была присуждена гражданскому инженеру и архитектору Алексею Бубырю (1876-1919) и архитектору-градостроителю Льву Ильину (1880-1942), автору Нагорного парка, одному из разработчиков генерального плана Баку в 30-х гг.
В итоге для Коммерческого училища был принят тот проект, который и был осуществлен. Автором его являлся Гавриил Тер-Микелов (1874-1949), автор архитекторских проектов в Тбилиси и Баку.
Надо сказать, что в 1904 г. возникло очень плодотворное сотрудничество между Тер-Микеловым, гражданским инженером, архитектором и строителем Александром Дубовым (1877-1964) и подрядчиком Гаджи Касумовым (1867-1937), одним из трех братьев Касумовых. Г.Касумов занимался организацией работ, договорами, обеспечением материалами. К строительству училища группа единомышленников приступила в 1908 г.
Окончено строительство примерно в 1913 г. — в ежегодном справочнике «Баку и его районы» издателя М.С. Шапсовича уже имеется упоминание о Бакинском коммерческом училище по новому адресу. Пока шло строительство, учебный процесс не прерывался — занятия шли в старом здании.
В 1908/09 учебном году в Бакинском коммерческом училище обучались 498 студентов. Если посмотреть статистические сведения, опубликованные в «Кавказском календаре» за 1910 г., то среди перечня сословий увидим 89 крестьянских детей и лишь 14 из семей потомственных дворян.
Из того же «Календаря» можно узнать, что среди 498 учащихся имелось 6 иностранцев. Это однозначно говорит о высоком уровне образования, которое давало Бакинское коммерческое училище.
После Октябрьского переворота здание училища несколько раз меняло хозяев. Когда 1 сентября 1919 г. в Баку открылся Государственный университет, здание БКУ заняли аудитории двух факультетов, библиотека, семинарии и все лаборатории, кроме патологоанатомической и бактериологической. В этом здании в 20-х гг. неоднократно читал свои стихи Маяковский.
В статье использованы данные с сайта Ourbaku. Из архива газеты ЭХО
Материал является частью серий «Тайны Баку»