М.Фараджева
Гобустан – насыщенный археологический район на территории Азербайджана, где люди жили в различные исторические эпохи и где были выявлены тысячи наскальных изображений, десятки стоянок, поселений, погребальных и других памятников. Пещеры и стоянки древнего человека являлись одними из основных и важных культово-магических центров на протяжении тысячелетий. На сакральную значимость мест указывают петроглифы, обнаруженные в пещерах Ана Зага, Кяниза, Овчулар, Окюзлер, Гая Арасы, Фируз, Дашалты, Джейранлар. Эти пещеры были заселены как в каменном и бронзовом веках, так и в другие периоды.
В ходе археологических раскопок в указанных пещерах были обнаружены тысячи скребков, резцы, шилья, ножи, микро-острия, наконечники стрел, долота, грузила из речного камня и кремня, костяные украшения и останки животных (быков-туров, джейранов, горных козлов и др.), самые древние из них относятся к раннему мезолиту.
Самые древние пещеры-укрытия, датируемые мезолитом, были выявлены на верхних террасах гор Беюкдаш и Кичикдаш. Это – Ана Зага, Каниза, Гая Арасы и Фируз-1, Фируз-2. Здесь были обнаружены культурные слои не только эпохи раннего мезолита, но и последующих периодов – неолита, энеолита и бронзы.
Кроме этого, на стенах всех перечисленных стоянок-пещер были зарегистрированы и введены в научный оборот многочисленные петроглифы. Обнаруженные орудия из камня, кости и обсидиана, останки флоры и фауны, а также уникальные наскальные изображения – бесценный материал для реконструкции географической среды, существовавшей в древнюю эпоху.
Особый научный интерес представляет пещера Овчулар (Охотники — аз.) с уникальными наскальными изображениями.
Исследовательские и археологические работы в пещере Овчулар были начаты археологами И. Джафарзаде, Дж. Рустамовым и Ф. Мурадовой в конце 1960х — начале 1970х гг.
Пещера-укрытие Овчулар была обнаружена выше, чем пещеры Ана Зага и Окюзлер. На ее стенах были выявлены в основном следующие композиции – охотничьи сюжеты, сражения, ритуальные танцы. Следует отметить фигуру быка с веревкой на шее.
В ходе раскопок археологи нашли более 1500 каменных и кремневых орудий, подвески, изготовленные из камня и ракушек, остатки очагов. Несмотря на большое количество изображений животных и сцен охоты, количество обнаруженных костей на стоянке было меньше, чем в других пещерах.
Здесь также был зафиксирован участок скалы с отверстием, служившим для привязи животных, перекрытый неолитическим слоем, что можно рассматривать как потенциальное свидетельство наличия одомашненных животных. В то же время нельзя исключить предположение, что после коллективной охоты некоторых животных оставляли живыми на привязи.
В 2004 г. в ходе полевых работ во время ночной фотофиксации были обнаружены новые петроглифы. При этом была применена новая по тем временам норвежская методика с использованием возможностей света и тени, что позволило выявить и зафиксировать невидимые при дневном свете наскальные изображения. В результате ночных работ на стоянке Овчулар были обнаружены фигуры двух горных козлов
Фигуры животных были представлены в динамике, как бы убегающие от преследования. Перед фигурами точечной техникой была выполнена гравировка, напоминающая ограду или плетень. Вполне возможно, что первобытный художник хотел изобразить загон или ловушку. Другой вариант трактовки – здесь был изображен один из видов охоты на животных, а именно – загон горных козлов в обрыв. Под копытами была выгравирована длинная линия, по-видимому, это изображение тропы. Особый интерес представляли несколько точечных углублений, выбитых под фигурой животного. Нет сомнений, что эта пещера предназначалась для особых ритуалов и магических действий, связанных с охотой на животных.
На одном из камней (№45) было выявлено много изображений диких лошадей. В культурном слое было найдено большое количество костей диких лошадей — онагров/куланов, которые обитали на юге Кавказа со времен палеолита. Их многочисленные изображения на скалах Гобустана и обнаруженные останки свидетельствуют о широком распространении этих видов. Кулан считается непосредственным потомком плейстоценового осла, что подтверждается достоверными фактами широкого распространения голоценового полуосла-кулана. Естественно, что эти животные становились объектом охоты.
В пещере Овчулар также была выявлена сцена коллективной охоты на быка: несколько охотников с луками и стрелами атакуют быков. Первый бык защищается, опустив голову и выставив рога, следующие друг за другом два быка подталкивают впереди стоящего. Данная сцена датировалась археологами IV тыс. до н.э.
Наличие изображения сетей и найденные на стоянке Овчулар позвоночные части костей рыб свидетельствуют о том, что во время обитания в пещере сети могли использоваться как для охоты на животных, так и для рыбной ловли. Следует отметить, что на стоянке Фируз горы Кичикдаш под культурным слоем археологами были обнаружены камень с изображениями лодок и костяные орудия для плетения сетей. Все это подтверждает, что обитатели стоянки освоили азы рыболовства. Вполне возможно, что жители стоянки Овчулар также занимались этим видом промысла.
Другая интересная сцена петроглифов стоянки Овчулар – охота на кабана, которого преследует собака. Безусловно, это домашняя собака. Композиция была выполнена реалистично, чувствуются динамика, движение. Изображение датировали III тыс. до н.э.
Особый интерес представляют фигуры двух женщин, выявленные на камне №46 в пещере, одна была изображена в фас, другая – в профиль.
Пережитки верхне-палеолитического стиля позволили датировать этот рисунок VIII тыс. до н.э. Женские изображения на камне перекрыты фигурами людей, исполняющих ритуальный танец. Композиция с танцующими датировали III тыс. до н.э. По мнению некоторых зарубежных исследователей, изображения женских фигур были связаны с символом плодородия.
Другой интересной сценой, выявленной на том же камне №46 была батальная сцена с изображениями охотников с луками и стрелами.
В южной части этого камня было обнаружено изображение стада диких лошадей — онагров – куланов. Можно предположить, что на этом камне была представлена сцена охоты на куланов.
Наскальные изображения Гобустана своеобразно интерпретировал А.Формозов. В своих исследованиях он сравнивал их с изображениями в Дагестане, Египте, Франции, на Урале и т.д. Формозов приводит аргументы в пользу сходства гобустанской культуры с культурой восточного побережья Каспийского моря, в частности, с находками из пещеры Джебел Красноводского полуострова.
Что касается возраста петроглифов стоянки Овчулар, то некоторые ученые придерживаются мнения, что стоянка относится к переходному периоду от мезолита к неолиту. Обнаруженные фрагменты сосуда из грубо вымешанной глины со стоянки Овчулар позволили им предположить, что данная стоянка некоторое время была заселена и в период бронзы.
По геологическим исследованиям известно, что западное побережье Каспийского моря, начиная с 15,000 лет назад, пережило несколько крупных и продолжительных трансгрессий, возможно доходивших и периодически затоплявших верхние террасы гор Большого Гобустана. Следовательно, можно прийти к выводу, что изменения уровней Каспийского моря оказали влияние не только на формирование рельефа и очертания ландшафтных зон Гобустана, но и на выбор поселений и пещер-укрытий первобытными охотниками на территории гор Беюкдаш и Кичикдаш.
Самые древние пещеры находились на верхних террасах гор. По мере отступания моря ранние охотники-собиратели постепенно заселяли нижние террасы. 6 тысяч лет назад наблюдалась трансгрессия (наступление моря на сушу, развивающееся из-за тектонических движений земной коры или за счет увеличения объема вод Мирового океана), и уровень моря был на 25 м выше современного, 4 тысячи лет назад началась регрессия, т.е. отступание моря. Таким образом, начиная с 6 тысяч лет назад, нижние террасы горы Беюкдаш периодически омывались историческим Каспийским морем и не достигали верхней террасы, в частности, стоянки Овчулар. Следовательно, наскальные изображения на скалах стоянки появились приблизительно после последней упомянутой трансгрессии.
По материалам сборника «История, археология и этнография Кавказа»