С.Джахангирзаде
Выдающийся азербайджанский поэт-романтик и философ Гусейн Джавид (1882-1941) вошёл в азербайджанскую литературу как великий трагик. Несмотря на то, что автором первой стихотворной драмы — одноактной пьесы «Чайный сервиз» в истории азербайджанской литературы является Джалил Мамедкулизаде, литературоведы считают Джавида основателем жанра стихотворной драмы.
Г.Джавид в течении короткого срока подарил азербайджанской литературе классические примеры жанра трагедии в стихах. Если бы даже он написал два своих произведения «Шейх Санан» (1914) и «Дьявол» (1918) в дореволюционный период, он бы удостоился этого полномочия.
Первой трагедией в стихах Джавида является написанное в 1919 году одноактное произведение «Мать». Джавид сам назвал её «одноактной драмой». Несмотря на то, что главная героиня произведения мать — Сельма не умирает, но по причине окончания драмы смертью и кровопролитием, было бы вернее назвать её трагедией.
По словам известного теоретика Я.Гараева, автора одного из лучших произведений о Джавиде, его творчество никак не вмещалось в границы реализма, также как и в его эстетические формы.
Видный теоретик романтизма и «Джавидовед», академик Мамед Джафар так писал о его первых трагедиях: «В написанных в 10-х годах произведениях, таких как «Мать» и «Марал» поэт проповедовал идею о том, что все самые высокие нравственные качества, моральная красота присущи простым людям и беднякам, но они являются униженными и оскорблёнными со стороны общества, в котором царит несправедливый социальный строй, поощряя бессовестных эгоистов, сильных, злодеев, врагов процветания и унижает настоящего человека».
Как видно, в этих ценностях социльный фактор преобладает над художественно-философским содержанием. Но важным является подтвердить единство художественной идеи между стихотворным творчеством и драматическими произведениями Джавида.
Произведение «Мать» было написано в 1910 году. В то время Г.Расизаде всего лишь год как принял псевдоним Джавид. В это время Джавид, недавно вернувшийся из Турции, по инициативе видного и молодого исследователя своего времени Абдуллы Сура (Тофика) начал преподавать в духовной школе Гянджи.
«Мать» имеет очень простое содержание: мать Сельма ожидает своего сына Джанполада. Не только мать, но и его невеста красавица Исмет с нетерпением ждёт возвращения храброго Джанполада. Глубоко любящая, верная Исмет приносит Сельме письмо от Джанполада. Сельма, чтобы прочесть письмо, относит его молле. В это время, воспользовавшись тем, что Исмет дома одна, сын богача Орхан и его друг Иззет приходят в дом Сельмы, где Орхан признаётся в любви Исмет, но, увидев безрезультатность своей мольбы, угрожает ей, однако ему не удаётся сбить с верного пути Исмет. Тогда он вытаскивает и даёт Исмет свой кинжал и говорит: «Либо ты, либо смерть».
В это время приходит Селим, брат Исмет, и, увидев опечаленную сестру, настойчиво спрашивает у неё кому принадлежит кинжал, который она держит в руках. В это время возвращается Сельма, и сообщает Исмет, что Джанполад вернётся либо сегодня, либо завтра. Исмет, радостная, идёт в дом отца. В деревне слышатся звуки перестрелки. В это время во двор Сельмы вбегает вооружённый черкесс Мурад. Просит, чтобы она его спрятала, или его убьют. Затем Селим со своим другом молодым лезгином заходят во двор и ищут убийцу — Мурада. Мать не выдает убийцу.
Чуть позже во двор заходит раненный в грудь Джанполад. Выясняется, что он убил покушавшихся на него врагов Орхана и Иззета. Однако Мурад ранил его. Джанполад, также как и его храбрая мать просит у Селима не искать подлого черкеса. Джанполад умирает на руках своей любимой Исмет. Мать оплакивает его. Узнав, что спрятанный ею человек является убийцей ее сына, она все равно не выдает его. Этим Г. Джавид создаёт полный и смелый образ матери.
Чтобы прокомментировать художественно-философскую основу этого произведения, обратимся к известному трагиковеду Яшару Гараеву: «Великодушная мать, несмотря на ещё не остывший труп сына, указывает путь спасения его подлому убийце. Материнская любовь побеждает личное чувство мести. Эта чистота, великодушие и умение прощать присущи и для последующих образов Джавида. И исходя из этого, мать Сельму Хатун из произведения «Мать» можно считать матерью всех последующих героев.»
Нужно признать, что несмотря на то, что это произведение находится в центре внимания как первая пьеса Г.Джавида, но как факт отмечается и то, что всегда основное внимание уделяется таким пьесам великого драматурга, как «Шейх Санан», «Дьявол», «Хайям», «Тимурленг» и «Пророк».
В азербайджанском литературоведении впервые на произведение обратил внимание народный писатель, доктор филологических наук Эльчин. Он, в написанной в 1982 году статье «Утренняя заря» («О творчестве Г.Джавида» и «Европейском Возрождении») дал сравнительный анализ трагедии Г.Джавида «Мать» и шестой новеллы шестой декады, которая вошла в книгу «Экатоммити» («100 повестей») итальянского писателя периода Возрождения Жанбатиста Жиральди Чинтони (1504-1573).
Эльчин, который высоко ценил художественно-историческую точку зрения Г.Джавида, объективно оценил произведение «Мать», которое стало дебютом драматурга, 28-летнего известного писателя Джавида: «Перед нами сейчас первое драматическое произведение Джавида и, возможно, что в этой пьесе можно найти ряд драматургических недостатков. Возможно, что кроме образов Сельмы и Исмет, другие персонажи не получили должную характеристику, в их поступках, взглядах наблюдается большая простота, и единство времени, динамика событий здесь выглядит ограниченно и неестественно. Однако, вместе с тем, в этом первом драматическом произведении Джавида, как и во всех его последующих произведениях, великие гуманистические идеи нашли своё наглядное отображение».
Оценивая «Мать» как художественно-историческое и художественно-философское произведение, нельзя не обратить внимание на её поэтику.
В этом произведении Г.Джавида есть поэтическое новаторство, которое совершенствуется во всех последующих пьесах. Поэт мастерски использует и слоговой размер, и размер аруз (система стихосложения, основанная на чередовании долгих и кратких слогов), а иногда использует их вместе в одном бейте. Присущую только Г.Джавиду эту черту впервые отметил известный арузовед А.Джафар.
Несмотря на то, что это было первое драматическое произведение Г.Джавида, поэт нигде не даёт «объяснений» образам, они сами характеризуют и представляют себя своими словами и поступками. А это является главным условием драматической поэтики.
Второе драматическое произведение «Марал» было написано в 1912 году в Тифлисе.
В 75-ом номере выпускаемой в Бахчисарае газеты «Миллет» за 26 июня 1918 года было написано: «По нашим сведениям 2 августа в Агмечети в Дворянском театре со стороны Бахчисарайских студентов и гимназистов будет поствлено на сцене бессмертное произведение известного литератора Кавказа Г.Джавида четырёхактная трагедия «Марал».
Рассматривая каждый персонаж можно заметить, что он не достаточно хорошо показан, чтобы ещё и говорить о его описании. В произведении «Марал», Марал еще нигде так сильно не раскрыта как во второй части… Произведение делится на 2 части: первая — история Джамиль бека, и вторая, где Марал страдая, но с честью подвергается буре любви.
И автор газеты «Миллет» раскритиковал «Марал» за слабую драматичность такими выражениями, как «Поэт чересчур проявил мягкость«, «По творению это произведение уступает «Шейде», да и по содержанию носит более узкий смысловой характер«, которые были присущи критике 20-х годов.
Конечно же в этой критике проявились и следы социального отношения.
«Марал» — это четырехактная трагедия Г.Джавида, написанная в прозе. В произведении присутствуют 2 основные сюжетные линии. Г.Джавид изобразил трагедию любви и её отсутствия в обеих сюжетных линиях.
Красивая и молодая Марал тайно страдает от ненависти к своему старому мужу. «Марал» отображает в себе трагедию отсутствия любви в отношениях Марал и Турхан бея, и счастливые отношения Джамиль бея и Хумай.
И поэтому Марал в произведении выступает не как главная героиня, Г.Джавид уделил больше внимания торжеству любви. В действительности несчастье Марал начинается с «незаконной» любви к Арслан бею. Среда, национальные традиции и обычаи не оправдывают замужнюю женщину в любви к другому мужчине. И конец этой любви должен был быть трагическим.
В пьесе «Марал» Г.Джавид отобразил свои национально-романтические и тюркские взгляды. 35-летний офицер артиллерийского полка Чингиз смотрит на висящий на стене портрет Шейх Шамиля в доме богача Турхан бея и говорит: «Ах, не знаю почему, но я постоянно ощущаю большое уважение, большую любовь в глубине своего сердца по отношению к этой великой личности«.
Чингиз бек, разозлившись на песню, которую спел Ашуг Султан, говорит: «Иностранцы воздвигают памятники своим героям, великому Александру Македонскому, Наполеону. А мы! А мы пытаемся запятнать таких героев, завоевателей как Чингиз, Теймур, называя их тиранами, беспощадными«.
Трагедия «Марал» — одна из первых удач Г.Джавида как драматурга. Произведение много раз ставилось на сцене Крымского и Кавказского театров, являлось любимым произведением тюркской молодежи. Можно сказать, что в этом произведении соединились романтизм и сентиментализм.
Всё творчество Г.Джавида — это его плодотворные произведения романтического литературного течения 20 века, и эстетический идеал поэта, его героическо-человеческая концепция соответствовала принципам этого художественно-философского течения литературы.
По материалам Казахского Национального Университета им. Аль-Фараби