Смерть в воронке от авиабомбы: путь братьев-близнецов Буньятовых

Нанеся сокрушительное поражение Германии, советский народ отстояли свободу и независимость СССР. Они внесли решающий вклад в победу над фашистской Германией и ее союзниками.

Могучим фактором победы в войне стала сила различных народов Советского Союза. На защиту страны встали все – русские, украинцы, белорусы, узбеки, казахи, грузины, азербайджанцы, литовцы, молдаване, латыши, киргизы, таджики, туркмены, эстонцы и др.

Свою долю внес и Азербайджан. В 1941—1944 из Азербайджанской ССР в армию было мобилизовано свыше полмиллиона человек. В 1941 г. Советское правительство приняло решение о формировании в союзных республиках национальных дивизий. В случае с Азербайджаном, гордостью советского народа стала созданная в тяжелые дни 1942 г. 416-я стрелковая дивизия. Дивизия формировалась в марте — сентябре 1942 г. в Азербайджане.

В 1941 —1942 гг. на работу в национальные дивизии было направлено 10 человек из ЦК КП(б) Азербайджана, 17 других ответственных партийных руководителей, свыше 5000 коммунистов и комсомольцев.

Боевое крещение 416-я дивизия получила в оборонительных и наступательных сражениях за Кавказ.

Сохранились воспоминания А.Адигезалова (бывший гвардии капитан, командир роты снайперов) о братьях-близнецах, которые воевали в составе 416-й стрелковой дивизии.

«Никогда не забудется битва за Таганрог. Именно там, на Миус-фронте, русские и азербайджанские воины показали чудеса храбрости, находчивости и упорства в достижении цели— вспоминал он.

«Они пришли на позывной пункт района вместе со своей матерью Гудрат, чтобы военкомат направил братьев в одну часть,» — рассказывал Адигезалов о братьях Алнаги и Аласлане Буниятовых из села Салманбейли Агджабединского района Азербайджана.

«Как разведчики первого батальона нашего 1368 полка, братья отличились уже при освобождении Азова. Они своевременно добыли ценные сведения об обороне противника. Потом последовал бросок дивизии через замерзший Таганрогский залив,» — вспоминал бывший командир.

Он продолжал: «О смелых действиях братьев Буниятовых в ночном бою рассказала тогда наша дивизионная газета. Аласлан и Алнаги пробрались к самой линии вражеской обороны, вели наблюдение и сообщили командованию точные сведения. С боями полк подошел к селу Самбек. Было это в середине февраля 1943 года.»

Накануне, гитлеровские войска отступили от Ростова, и расположились на Миус-фронте. Здесь они создали мощные оборонительные укрепления. С ходу взять их советским войскам не удалось. Начались затяжные позиционные бои.

А.Адигезалов рассказывал: «Дело в том, что Самбекский рубеж, как и правый берег реки Миус, давал противнику рельефное превосходство, хороший обзор местности, где закрепились наши войска. Но мы тоже знали о противнике. С большим риском для жизни, а часто и ценой самой жизни, разведчики добывали важные сведения о вражеской обороне.»

Он вспоминал: «Помню, в начале марта разведвзвод пополнился достаточно смелыми воинами. Однако душой его оставались все те же братья Буниятовы. Это были грамотные и весьма сообразительные ребята. Днем и ночью они вели наблюдение за противником, выявляли местонахождение огневых точек, силы и средства обороны. Не раз они переходили линию фронта, устраивали засады и брали «языков».

За смелость и находчивость в разведке у Самбека младший брат Алнаги был награжден медалью «За отвагу», а старший Аласлан — медалью «За боевые заслуги».

Но вернуться с войны живыми братьям было не суждено. Точнее одному из них. Младший брат, Алнаги погиб в неравном бою с противником, в апреле 1943 года.

А.Адыгезалов вспоминал этот эпизод: «Несколько разведчиков незаметно форсировали речушку. По крутому берегу подошли к немецкой траншее, чтобы взять «языка». Оба брата были в группе захвата. После тщательного наблюдения они бросились на вражеского солдата и вытащили его из траншеи. Но солдат закричал, его услышали и тут началось… Взлетели ослепительные ракеты, разведчиков заметили, открыли огонь и Алнаги был тяжело ранен. Он не мог двигаться. Разведчики потащили его на плащ-палатке, а затем старший брат взвалил его на свою спину. Передышку сделали в воронке от авиабомбы…»

Алнаги Буниятов умирал, хотя брат Аласлан и сделал ему перевязку, сказывалась большая потеря крови.

Старший брат просил младшего немного потерпеть, но тот ответил: «Спасибо тебе за все. Напиши матери, как мы воевали. Среди Буниятовых трусов не было…»

Своего брата Аласлан принес мертвым. Полк похоронил его со всеми воинскими почестями на окраине села Приморска.

После войны Аласлан вернулся в родное село, работал учителем, директором школы, был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

По материалам книги “Ветераны вспоминают”