Стояли жаркие июньские дни памятного 1941 года. И в азербайджанских селах, утопающих в густой зелени садов и виноградников жизнь шла обычным чередом: убирали хлеба на полях, плоды и фрукты в садах, овощи на огородах.
В Шамахе этот период назывался одним емким словом «сезон», появившемся в лексиконе сельчан в самые предвоенные годы. Означало оно многократное умножение усилий и стараний тружеников полей и ферм именно в «сезонные» летние месяцы, когда предстояло венчать трудовой год, собирать, что засеяно и выращено за предыдущие годы.
Шамаха вошла в историю не только как родина славной плеяды поэтов, писателей, ученых, ее удивительная и суровая природа — горы, континентальный климат — заставили крестьян научиться даже на богарных землях выращивать все необходимое для жизни. По легенде, в далекой древности здесь, в Шамахе, родилась пословица, ставшая классическим выражением простолюдной крестьянской философии своего времени. Пословица гласила: ‘Шамахинец не сядет, пока не устанет». Уставать же шамахинец никогда не торопился. А значит, и не садился. Труд для него был вдохновенным творчеством, беспрерывным, непрекращающимся в течение всей жизни, и главным вдохновением, приносящим желанный достаток дому.
Разумеется, не составляли особого исключения и июньские дни начала 1940-х годов. Продолжались обычные рабочие будни, По давно установившейся традиции в субботний день 21 июня в райцентре и в селах играли пышные свадьбы. Казалось, ничто не могло нарушить всенародного веселья, идиллического мира и покоя сельчан, никогда не устававших и никогда не садившихся отдохнуть.
Веселые звуки музыки, песни лились в этот вечер и из окон Шамахинского педагогического техникума, который в районе любовно называли «учительской семинарией». В техникуме был выпускной вечер. Ни много ни мало, 75 молодых выпускников «семинарии» получили дипломы учителей начальных классов. А их тогда очень не хватало в шамахинских школах, особенно в отдаленных горных селах.
Выпускной вечер затянулся почти до раннего утра. Молодые люди с желанными учительскими дипломами, расходились по домам, когда из-за гор, нависших над городом, показались первые багровые лучи зарождающегося воскресного утра.
А в полдень радио разнесло страшную весть, ввергшую людей в шоковое состояние своей неожиданностью и непредсказуемостью: «Началась война! Немецкие фашисты вероломно напали на нашу страну. Бомбят города Киев, Минск, Одессу, Севастополь…»
Выпускникам техникума пришлось внести в свои планы серьезные коррективы. Не по школам разъехались они, а дружной командой отправились в райвоенкомат, который с первых же часов после объявления о нападении немецко-фашистских войск, стал центром мобилизации. Сюда со всех концов Шамахи шли и шли добровольцы для отправки на фронт.
Отличник учебы, а затем и обладатель красного диплома Искендер Газанфар оглы Искендеров, его товарищи: Абдулгашим Меджидов, Давуд Оруджев, Гадим Мустафаев, Гара Гусейнов и другие решили не медля создать команду из выпускников и добровольно, не дожидаясь призыва, отправиться на фронт.
В первые месяцы войны, как известно, сельские учителя имели бронь и не призывались в армию. В военном комиссариате пытались уговорить молодых специалистов повременить, но они настояли на своем. И вскоре солдатский эшелон умчал их на север, туда, где в кровавых схватках с фашистами решалась судьба Родины.
И.Искендеров родился и вырос в бедной крестьянской семье в селе Черхан. Он был единственным сыном у родителей и единственным братом трех сестер. С детства помогавший отцу в хозяйственных делах и потому рано познавший нелегкий крестьянский труд, он сумел выработать в своем характере упорство и трудолюбие.
Отец хотел видеть сына учителем. Сам он не владел грамотой. А безграмотного в разговорах называл слепым. Видимо, к такому выводу пришел через собственный жизненный опыт. Искендер позднее вспоминал, как отец собирал его в техникум. И когда не смог купить сыну новую одежду, одел его в свой единственный костюм. Искендер, хотя и был высоким и плечистым мальчиком, тем не менее в отцовском костюме и папахе, напоминавшей чабанскую, выглядел смешно.
В действующей армии добровольцев распределили по воинским частям. Искендер изъявил желание учиться на офицера. И это желание привело его в военно-пехотное училище.
Первые месяцы войны советские войска несли ощутимые потери. На фронтах не хватало офицерских кадров. Поэтому многие военные училища перешли на ускоренный метод обучения и подготовки офицеров. Так, Искендер за 4 месяца успешно завершил учебу в училище, экстренно сдал все экзамены, и, получив звание лейтенанта, был отправлен на Крымский фронт. Молодому офицеру, поручили командование минометным взводом 396-й стрелковой дивизии, в которой служило много азербайджанцев.
В декабре 1941 года советские войска высадили крупный десант в Керченском заливе. Немцы не ожидали подобной «дерзости». По их мнению, Красная Армия после нанесенных ей поражений вряд ли была способна на крупномасштабные операции. И хотя десантная операция не достигла своей цели, закончилась неудачей, тем не менее она явилась примером стойкости и самоот-верженности солдат.
Вначале десантники внезапным ударом серьезно потеснили немцев и быстро продвинулись в глубь полуострова. Затем, придя в себя и получив подкрепление в живой силе и технике, гитлеровцы перешли в контрнаступление. Создалась критическая ситуация. На одном из участков фашисты, пользуясь рельефом местности, пытались проникнуть в тыл советских подразделений и окружить их.
Командир полка вызвал к себе командира минометчиков Искендерова и приказал выдвинуться на склоны господствующей высоты справа, огнем отрезать путь к продвижению противника. Минометчики выполнили эту задачу. За день 5—6 раз фашисты пытались преодолеть лощину и выйти в тыл подразделений. Определив месторасположение минометчиков, перед каждой атакой они обрушивали на склоны высоты шквальный артиллерийский, минометный огонь, буквально перепахивая позиции подразделения, но каждый раз они заново оживали, преграждая путь противнику. Искендеров все время был рядом со своими ребятами, воодушевлял их стойкостью и бесстрашием. Даже после осколочного ранения, правда, легкого, он не покинул поля боя. Но вечером его вынесли в тыл уже после тяжелой контузии с потерей сознания.
…На всю жизнь запомнился Искендерову поистине исторический для него мартовский день 1944 года, когда после многодневных боев и походов 453-й стрелковый полк 78-й, Краснознаменной Запорожской дивизии первым вышел к левобережью реки Прут, к Государственной границе СССР. На той стороне был румынский берег. По такому памятному случаю в полк прибыл командир дивизии, Герой Советского Союза, гвардии генерал Михайлов. Он горячо поздравил и обнял командира полка, гвардии полковника Ашрафа Мамедова, назвав его «азербайджанским Багратионом».
На импровизированном митинге на опушке леса генерал поставил личному составу полка дальнейшую задачу: «Завтра вы вступите на вражескую землю. А оттуда все дороги ведут в Берлин, в логово фашистского зверя. Нам предстоят тяжелые бои, неимоверные трудности. Но вы уже научились бить врага, гнать, его обратно. Удачи и бесстрашия вам! Не забудьте о том, что вы вступаете на вражескую землю не как мстители, а как освободители и тех стран и народов, которых фашисты силой обратили в «союзников». Перенеся войну по ту сторону государственной границы, будем воевать не с населением и народами, а с немецко-фашистской армией и ее приспешниками.»
Ночью передовой отряд полка, в составе которого были и минометчики Искендера Искендерова, успешно форсировал Прут и занял плацдарм на правом ее берегу. Поскольку артиллерия полка отстала и не смогла подойти к моменту форсирования реки и удержания плацдарма, минометчики умелым огнем ддерживали переправившиеся на правый берег подразделения и обеспечили им надежное прикрытие.
Румыны и подоспевшие на помощь им немцы в течение двух суток беспрерывно контратаковали советские позиции с целью сбросить подразделения в реку и ликвидировать опасный плацдарм. Но воины выстояли. А когда переправились основные силы полка и дивизии, артиллерия и бронетехника, фашисты были разбиты наголову и в панике стали бежать.
Бывали дни, когда передовые части дивизии, не встречая сопротивления врага, продвигались на 40-50 километров. В ходе многомесячных боев росло ратное мастерство воинов, они набирались опыта, обогащалось командирское искусство офицеров, в том числе и командира минометчиков, капитана, а вскоре и майора Искендера Искендерова.
Он прославился в дивизии как мастер заградительного огня как в оборонительном, так и в наступательном бою. Благодаря умению быстро и неожиданно перемещаться, минометчики Искендерова стали грозой для фашистов. Поэтому не случайно, что командование полка и дивизии перебрасывало их на самые опасные участки.
Так было, например, в марте 1945 года, когда отборные немецкие танковые и моторизованные дивизии предприняли широкомасштабное контрнаступление в районе озера Балатон в Венгрии. Создалась реальная угроза прорыва фашистов на фланге дивизии, и туда пришлось перебросить лучшие танковые, артиллерийские и минометные части и подразделения. Среди них была и рота Искендера Искендерова.
В том бою его минометчики уничтожили четыре автомашины, подбили несколько бронетранспортеров, нанесли большой урон живой силе противника. Контрнаступление врага провалилось. После сражения командир дивизии поздравил минометчиков, а командира роты Искендерова за умелое руководство боем то ли всерьез, то ли в шутку назвал генералом минометной службы.
Искендер Искендеров с боями прошел от Керчи и Моздока, через Украину, Молдавию, Румынию и Венгрию, Чехию, Словакию и Австрию до южной Германии в составе 453-го стрелкового полка 78-й Краснознаменной Запорожской стрелковой дивизии.
За активное участие в боевых действиях, а после войны в восстановлении и развитии народного хозяйства он был награжден орденами: Александра Невского, Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды, Знаком Почета и тринадцатью медалями, в том числе «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта».
В апреле 1947г. капитан гвардии Искендеров был уволен в запас Вооруженных Сил СССР. Вернувшись на Родину, жил и работал в г.Баку. После войны он стал бойцом и командиром трудового фронта, фронта восстановления и развития народного хозяйства, как любили говорить в первые послевоенные годы. За эти годы Искендеров так и не смог осесть на одном месте, обзавестить собственным домом, хозяйством.
Как и в военную пору, его бросали из одного района в другой, в порядке «скорой помощи» — Первый секретарь райкома партии в Шамахе, Габале, Физули, ответственный работник ЦК КП Азербайджана. В Физулинском районе по его инициативе обводнили и освоили более 1000 гектаров новых, ранее пустовавших земель в Хараминской пустыне.
В 1970-е годы в Азербайджане начала быстрыми темпами развиваться довольно прибыльная отрасль туризма. Потребовалось наращивать и модернизировать прежде слабую базу туризма, переводить ее на индустриальную основу, готовить кадры, налаживать современный сервис, осваивать уникальные уголки природы республики.
Тогда снова вспомнили об И.Искендерове. Он стал председателем республиканского Совета по туризму. При его непосредственном участии и содействии за короткий срок в республике было построено несколько современных туристических гостиниц, баз, множество объектов массового отдыха и туризма.
В дальнейшем И.Искендеров стал первым заместителем председателя в республиканском Совете ветеранов.
По материалам книги “Годы суровых испытаний”