М.Гасымлы
В первые годы после Второй Мировой войны сотрудничество Азербайджана в области музыки было ограничено, как и в других областях искусства. В 1960-х гг. наблюдался значительный подъем.
Нормализация политических отношений с другими государствами, разрядка международной напряженности в 1970-х годах оказали положительное влияние на развитие связей в области музыкального искусства, открыли новые возможности для расширения контактов в этой сфере, для обмена духовными ценностями. Важным событием стало подписание документов по культурным связям с другими государствами.
Все эти явления оказали большое влияние и на расширение международных связей Азербайджанской Республики в области музыкального искусства.
В результате азербайджанские мастера искусств стали регулярно совершать зарубежные гастроли, пропагандировали древнюю культуру азербайджанского народа, внося тем самым свою лепту в дело установления взаимопонимания и дружбы между народами. Всюду они выступали поборниками мира, устанавливали мосты тесного сотрудничества и доверия между народами.
География международных связей Азербайджана продолжала расширяться и стала относительно стабильной. По-прежнему наиболее интенсивным было сотрудничество с восточноевропейскими странами. В Болгарию, Польшу, Чехословакию, Румынию, ГДР, Венгрию регулярно выезжали представители музыкального искусства Азербайджана. Визиты из этих стран в республику были наиболее частыми и систематическими. Другим направлением связей являлись страны Ближнего и Среднего Востока, а также Индия.
Расширились контакты с освободившимися государствами Африки. Кроме североафриканских государств (например, Алжир), это были Танзания, Мозамбик, Эфиопия и некоторые другие. Разносторонними становились связи с западными странами, прежде всего европейскими. Таким образом, тенденция к распространению азербайджанского искусства за рубежом стала постоянной.
Обратный поток музыкальных деятелей из других стран также нарастал, но не так интенсивно. Соответственно расширилось число зарубежных поездок и круг их участников. Наряду с самыми выдающимися представителями азербайджанского музыкального искусства на гастроли в другие страны стали выезжать и менее известные, но талантливые артисты. С деловыми целями за рубежом побывали и работники органов культуры.
В 1970 году зарубежную гастрольную поездку совершили З.Ханларова, А.Исрафилов, Т.Бакиханов, Б.Мурадов, А.Кулиев – в Турцию: Г.Байрамов, Т.Исмайлова – в Юго-Восточную Азию. Ф.Бадалбейли участвовал в конкурсе в Португалии.
Всего в 1970 году 40 азербайджанских артистов побывали в Турции, Юго-Восточной Азии, Португалии, Румынии, странах Ближнего и Среднего Востока, Польше, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Болгарии, Ираке, Иране. Композитор С.Зульфугаров выезжал в Болгарию для участия в неделе советской музыки для детей и юношей; композитор Х.Мирзазаде – в Индию; К.Караев – в Болгарию; Э.Махмудов – в страны Бенилюкса; Ф.Амиров, Полад Бюль-Бюль оглы – в ГДР.
В 1970 году азербайджанские артисты побывали в Дели, Бомбее, Джамнагоре, Ахмедабаде и других городах штата Гуджарат Индии. Мастера искусств Азербайджана дали 14 концертов, на которых присутствовало примерно 50,000 зрителей.
Во время пребывания в Ахмедабаде члены азербайджанской делегации преподнесли штатскому филиалу общества культурных связей набор азербайджанских народных музыкальных инструментов, а также многочисленные сувениры, грампластинки с записью азербайджанской музыки в исполнении мастеров искусств Азербайджана. По индийскому радио в магнитофонной записи передавалась азербайджанская классическая и эстрадная музыка.
В 1970 году в Баку гостили румынские композиторы- музыковеды Кристьян и Хрисаниде, югославский композитор – председатель союза композиторов Македонии Властемир Николаевский.
В 1971 году азербайджанские артисты выступали в странах Ближнего и Среднего Востока, ГДР, Польше, Чехословакии, Болгарии, ОАР, Дании, Швеции, Норвегии, Алжире, Иране. В Иране с большим интересом и успехом прошли концерты М.Магомаева.
В 1971 году азербайджанские композиторы Дж.Джангиров, В.Адыгезалов, Т.Бакиханов, Р.Рзаев, О.Зульфугаров, П.Бюль-Бюль оглы участвовали в фестивалях в Испании, Финляндии, Швеции, ФРГ, Польше, ГДР, Болгарии. В Баку дали концерты артисты из Японии, Чехословакии, Англии, Италии, Турции, Канады, США, ГДР, Болгарии, Кубы.
В конце сентября – начале октября 1972 года в Неаполе в дни азербайджанской культуры дали концерты лауреат международных конкурсов музыкантов-исполнителей в Праге и Лиссабоне пианист Ф.Бадалбейли, солисты Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета имени М.Ф.Ахундова, заслуженные артисты республики Т.Ширалиева, Р.Керимова, а также солисты Азгосфилармонии им.М.Магомаева – танцовщица А.Меликова, тарист Т.Мамедов, гармонист М.Агаев и бубнист А.Наджафов.
В 1972 году азербайджанские композиторы побывали в Японии, Чехословакии, Мали, Ираке, Турции, Югославии, Польше, Швеции и Венгрии. В Баку состоялись встречи с индийскими и турецкими композиторами.
В 1973 году мастера искусств Азербайджана выступили с большой концертной программой в ФРГ в городах Франкфурт-на-Майне, Мюнхене, Ной-Ульяме, Гамбурге, Бремене, Кельне, Бонне. Горячими аплодисментами приветствовали собравшиеся исполнителей азербайджанских мелодий на национальных инструментах солистов Азгосфилармонии им.М.Магомаева – Ш.Эйвазову (кяманча), Г.Байрамова (тар) и А.Наджафзаде (нагара); солистов оперы Л.Иманова и Н.Мамедову.
В соответствии с соглашением о культурном сотрудничестве между Союзом Советских обществ дружбы и обществом «СССР-Австрия», с одной стороны, и «Австро-советским обществом», с другой стороны, и на основании плана работы Азербайджанского общества дружбы в Австрию выезжал государственный ансамбль танца Азербайджанской Республики.
В 1973 году азербайджанские композиторы Ниязи, Полад Бюль-Бюль оглы, Ф.Караев выезжали в Турцию, Болгарию, Чехословакию с творческими командировками.
В 1974 году композиторы К.Караев, А.Меликов, В.Адыгезалов, Т.Бакиханов, П.Бюль-Бюль оглы, Ф.Амиров, Э.Сабитоглу, Э.Назирова, Х.Мирзазаде побывали в Турции, Испании, Югославии, Англии, ФРГ, Франции, Мексике, МНР, Вьетнаме. В этом году были приняты композиторы из АРЕ, Индии, Польши, Чехословакии.
В 1975 году во время дней Советского Союза во Франции в 28 городах выступил азербайджанский ансамбль с концертами, на которых присутствовало свыше 35 тысяч зрителей. В Дании во время дней Азербайджанской Республики творческий коллектив выступил с 13 концертами. Концерты мастеров искусств состоялись в 9 городах страны. Их посмотрели свыше 20,000 датчан. В этом же году в Азербайджане побывали 42 колелктива из 19 стран.
В 1976 году азербайджанские артисты З.Ханларова, И.Рзаев, З.Адыгезалзаде, Ф.Гасымова, Э.Рагимова и другие дали концерты в Алжире, Иране, Франции, Японии. Музыкальные деятели республики также имели двусторонние встречи с итальянскими коллегами. В том же году Азербайджанский государственный ансамбль песни и танца побывал в Бельгии и Италии.
В 1977 году азербайджанские артисты выступали в ГДР, Италии, Ираке, Австрии и Англии. В связи с приглашением шведского филармонического общества композитор Ф.Амиров в апреле 1977 года побывал в Швеции. Шведские мастера искусств исполняли его произведения.
В 1978 году азербайджанские артисты выступали в Великобритании, США, Ливии, на международной выставке в Загребе (Югославия), Афганистане. В 1979 году концерты азербайджанских артистов слушали в Швеции, Югославии, Тунисе, Алжире, Ливии, ФРГ, Нидерландах.
Во время дней культуры азербайджанские композиторы активно участвовали в проведении концертных мероприятий. Э.Сабитоглу выезжал в Швецию, Дж.Джангиров – в ФРГ, Т.Кулиев – в Нидерланды, Т.Кулиев участвовал также в международном фестивале в Венгрии. В том же году самодеятельный народный ансамбль танца «Кенуль» Дома культуры им.Абилова дал концерты в Чехословакии.
В 1970-х годах деятели музыкальной культуры Азербайджана участвовали в работе VII Международного музыкального конгресса (1971 г., Москва), III Международной музыкальной трибуны стран Азии и Африки (1973 г., Алма-Ата), Международного музыковедческого симпозиума в Самарканде, посвященного мугамному искусству (1978 г.), и других аналогичных мероприятиях.
Нельзя не отметить также и значительное расширение отправки за рубеж нот и грампластинок азербайджанской музыки. Эта форма международных связей распространялась на десятки и десятки стран.
Так, в 1970 году за рубеж было отправлено около 70 экземпляров нот произведений азербайджанских композиторов, 500 грампластинок с записью азербайджанской музыки в исполнении мастеров искусств Азербайджана.
В декабре 1971 года в Багдад (Ирак) были отправлены произведения азербайджанских композиторов в нотной записи, в том числе симфонические мугамы «Шур» и «Курд овшары» Ф.Амирова, концерт на арабские темы Ф.Амирова и Э.Назировой, партитуры оперы «Кероглы» Уз.Гаджибекова, балета «Легенда о любви» А.Меликова, сборник азербайджанских композиторов, симфонии, симфонические сюиты и т.д.
По Багдадскому радио транслировалась опера Уз.Гаджибекова «Лейли и Меджнун» в исполнении солистов Азербайджанского театра оперы и балета, отрывки из опер «Севиль» Ф.Амирова, «Шах Исмаил» М.Магомаева, произведения К.Караева, А.Меликова, А.Бадалбейли, народная музыка – песни, танцы, концерты азербайджанских певцов Бюль-Бюля, Р.Бейбутова, Ш.Алекперовой, Ислама Рзаева и других.
В 1971 году в США и во Францию были посланы наборы грампластинок азербайджанской народной музыки в исполнении известных певцов республики. В целом в том году в 42 страны мира были посланы ноты 61 произведения азербайджанских композиторов Ф.Амирова, Уз.Гаджибекова, М.Магомаева, А.Зейналлы, Дж.Джангирова, С.Рустамова и др.; 483 грампластинок с записью азербайджанской музыки в исполнении Бюль- Бюля, Р.Бейбутова, З.Ханларовой и др.
В 1972 году в Сенегал были отправлены грампластинки с записями азербайджанской классической и современной музыки. В 1972 году в 62 страны мира были направлены ноты произведений азербайджанских композиторов – 226; грампластинки с записями азербайджанской композиторов – 226; грампластинки с записями азербайджанской музыки – 977; наборы открыток – 3,202.
Через музыку, через встречи с музыкальными коллективами во многих странах мира расширилось знакомство с Азербайджаном. Республика стала восприниматься за рубежом как крупный самостоятельный центр музыкального искусства.
По материалам книги автора