Малахат Фараджева
Ансамбль святилищ в окрестностях Гобустана в Азербайджане органично вписывается в панораму гор с их плоскими вершинами. Практика создания наскальных изображений на камнях гобустанских гор была связана с представлением о культе не только гор, но и камней.
Приписывание камням сверхъестественных свойств, наделение их магической силой и использование в магических обрядах хорошо известно у многих народов мира. Например, у центрально-австралийских племен нагромождения тысяч камней, образовались вследствие того, что аборигены, покидая незнакомую местность, бросали камень, чтобы изгнать злого духа, и чтобы он не преследовал их. Камни широко использовались в самых разнообразных видах магии, в том числе – в магии дождя.
Те же самые традиции и верования практиковались и в Гобустане. Например паломники, посещали пир «Гара Атлы» и бросали камни на большую скалу, чтобы изгнать злых духов (из личных наблюдений автора).
Особый интерес представляет нижеследующий случай, связанный с магией вызывания дождя, произошедший в Гобустане. В 2012 году по международному проекту под названием «Написанное в камне» (WIR — Written in Rock) Азербайджан посетила делегация коренных американцев – индейцев из резерваций-пуэбло Нью-Мехико (США). Посетив Гобустан, они остались под незабываемым впечатлением и выразили свое мнение об идентичности смысла петроглифов и сюжетов на камнях с индейскими наскальными изображениями.
Один пожилой индеец, представитель делегации, попросился уединиться, чтобы помолиться и совершить ритуал, мотивируя тем, что Гобустан священное место. После возвращения, его спросили, о чем он молился и что за ритуал он совершал. Он ответил, что в Гобустане очень много ритуальных сцен, связанных с вызыванием дождя. У них в резервации такой же полупустынный ландшафт, как и здесь. Он объяснил, что молился и совершил ритуал, связанный с вызыванием дождя для его пуэбло.
С магией дождя сохранились некоторые поверья у местных жителей близлежащих сел в окрестностях Гобустана (Сангачал, Гобустан, Алят, Навои).
Автор статьи была свидетелем твердого поверья у местных жителей о связи живых существ с дождем. А произошел следующий случай: двое местных жителей увидев гюрзу среди скал Гобустана поспорили между собой. Один пытался убить ее, другой отговаривал его и говорил, что это разгневит бога. Первый, не послушав его совета, все-таки убил змею, обосновав тем, что если он не убьет змею, то она когда-нибудь ужалит его.
Внезапно пошел летний проливной дождь (в народе он называется«слепой» дождь, который длится всего несколько минут). Второй испугался и закричал: «Вот видишь, ты нарушил запрет и теперь небеса плачут!». Первый тоже не на шутку был испуган. Этот эпизод натолкнул на мысль о том, что данное поверье вероятно, является отголоском древней магии в Гобустане, когда в целях вызывания дождя убивали животных, а жертвенную кровь собирали в чашечные углубления для совершения дальнейших магических действий.
Более поздние представления жителей близлежащих сел были связаны с камнем с углублением, которое считали отпечатком ноги имама Али (на нижней террасе горы Беюкдаш). Недалеко от этого камня на скале No117 была выявлена арка-алтарь, напоминающая мехраб (ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку).
Таким образом, полученные этнографические показывают, что культ камней уходящий корнями в глубокое прошлое, на протяжении тысячилетий все еще сохранял свое значение в Гобустане.
СВЯТИЛИЩА ГОБУСТАНА
Обнаруженные в Гобустане места поклонения позволяют предположить, что эта земля была местом обитания священных людей. На территории Большого Гобустана были выявлены такие святилища как «Шихеиб Баба», «Дири Баба», «Суфи Хамид», «Суфи Новруз», «Гара Атлы», «Чевирме Баба», «Хури гызлары»(«Дочери гурий»), «Йель пири» и др., которые были местами поклонения паломников. Некоторые из этих мест были связаны с суфистскими представлениями. Начиная c IX века в Азербайджане действовали суфийские ханаки, которые имели большое влияние в народе и за ними стояла определенная военная сила.
Исторические источники, мифы и легенды, эпиграфические надписи и др. свидетельствуют, что территория Гобустана на протяжении столетий была местом обитания и деятельности последователей суфизма. Наглядный тому пример — святилища («пиры») и места поклонения в Гобустане.
Пир «Гара атлы» был выявлен в юго-восточной части горы Кичикдаш на небольшом холме. По древним преданиям в этих краях во время распространения ислама между отрядами арабских миссионеров и «неверующими» очень часто происходили вооруженные столкновения. Во время одного из таких столкновений один из них оказавшись на большом расстоянии от своего отряда стал преследоваться отрядом арабских миссионеров. Достигнув горы Кичикдаш (места, где позднее обнаружили древнее кладбище), всадник на черном коне увидел, что враги настигают его.
Согласно преданию, всадник слез с коня и спрятался среди скал, а затем исчез. По одной из версий, всадник, укрывшийся в углублении скалы, превратился в камень. На этом преследования не прекратились. Преследующие всадники отрубили голову коню и в тот же миг он также превратился в камень. Поэтому название этого святилища связано с этим каменым изваянием черного коня без головы.
Паломники считали, что пир «Гара Атлы» излечивает от тяжелых болезней. Рядом с пиром была обнаружена скала с естественным углублением. Сюда приходили паломники, загадавшие свою дальнейшую судьбу (ният), чтобы получить уверенность в предстоящих важных для человека событиях. Сюда также приходили паломники, у которых долгое время не было потомства. Для исполнения желаний паломники обычно завязывали пестрые лоскутки и самодельные маленькие колыбельки на ветки кустарников и культовых каркасовых деревьев (даг-даган – каркас кавказский) или же делали из камней маленькие сооружения, которым приписывали сверхъестественные свойства.
Святилище «Суфи Новруз» получило свое название от Суфи Новруза, который жил жил в XIX веке. Он родился в селе Нардаран в Гобустанском районе и позднее переехал в село Эребгадим Шемахинского района. Он происходил из рода Насырлы, был внуком Шых Эйуб Баба и был последователем суфистского течения.
По преданиям, Суфи Новруз был чудотворцем. По рассказам местных жителей из села Эребгадим, однажды в селе зерновые хранилища пострадали от нашествия саранчи. Сельчане пришли за помощью к Суфи Новрузу. Он пришел к этим хранилищам и размахивая своим посохом изгнал насекомых и таким образом спас урожай.
Рядом со святилищем «Суфи Новруз» было обнаружено древнее кладбище XVII века рода Насырлы. На этом кладбище на каждом надгробном камне были выявлены выгравированные родовые тамговые знаки идентичные изображениям на камне 143 горы Джингирдаг и знакам на стенах «Гарачылар» каравансарая, находящегося недалеко от святилища «Суфи Хамид».
Святилище «Суфи Хамид» образовалось недалеко от местности Миаджик, слева от дороги у подножия большого холма и недалеко от караван-сарая «Гарачылар» (на древнем шелковом пути ведущем в сторону горы Шыхгая, а оттуда на запад в Шемаху). Софи означает «белый» строго придерживающийся шариата, или «сефа», означающий радость.
Святилище «Суфи Хамид» — это место, где находится гробница святого старца. По рассказам, Суфи Хамид и его братья жили в период расцвета Ширваншахов на Абшероне. Хамид в народе прославился своими суфистскими взглядами. Он был самоотверженным последователем сложного суфистского течения. По преданиям Суфи Хамид прибыл в Азербайджан из Аравии. У него было много верблюдов, и он завещал, чтобы после его смерти, тело положили на верблюда и отпустили — где верблюд сядет, там и похоронить.
Его последователи выполнили завещание. На месте где остановился белый верблюд и был захоронен Суфи Хамид. Очень скоро это место превратилось в священное место, в место надежд и исполнения самых заветных желаний. Гробница Суфи Хамида была обнесена забором, а рядом было установлено каменное изваяние белого верблюда в сидячей позе как символ вечности.
Паломники стали посещать это святилище разрешить сложные проблемы, чтобы исцелиться от тяжелых болезней. Многие паломники приносили подношения и загадывали желания. Внутри, на стенах святилища тоже были обнаружены тамгообразные знаки с остатками охры.
Сюда также приходили и те, у кого не получалось завести детей. Они вешали на стены цветные лоскутки, маленькие колыбельки из коробок с куклами, а потом проползали под изваянием верблюда 3 раза. Загадывая желание, паломники давали обет, если у них появится потомство, то через год принесут в жертву барана и остригут уже годовалого ребенка. Судя по легендам этот пир также излечивал людей, страдающих от укуса змей. Здесь сеиды давали, укушенным змеями людям пить воду, разведенную с землей святилища. Поэтому в народе он также назывался «Илан пири».
Святилище «Чевирме» (относится к концу XVIII — началу XIX века) было основано на горе Кичикдаш. Расположенный фасадом к горе среди населения он был назван Чевирме, т.е. «повернутый».
Святилище «Хури Гызлары» (датируется XIX веком) было основан на гышлаге Алигулу. Согласно мифу, здесь были захоронены дочери гурий. Паломники сюда приходили лечиться от головных болей и других болезней. Внутри обнесенного забором места лежал сосуд с водой, и по рассказам жителя гышлага, паломники засыпали этот сосуд землей взятой с данного места, а затем обмазывали больное место этой смесью. Рядом с развалинами этого святилища позднее паломниками было построено новое святилище.
Святилище «Сары Баба» было основано на гышлаге Хаджи. Сюда обычно приходили паломники с кожными заболеваниями. В надежде на выздоровление паломники брали священную землю, смешивалис водой и смазывали больные места. Или же брали камень с этого места и терли им рану. Остатки святилища относятся к XIX веку.
Святилище «Йель пири» (на гышлаге Нахар) — сюда приходили паломники, чтобы найти здесь выздоровление от недугов и оставить приношения. Судя по рассказам местных жителей, у одного паломника, жителя из бакинского села Бузовна, долгое время не было потомства. Он пришел сюда и загадал желание, что, если у него родится ребенок, он здесь построит новое святилище. Так и случилось. Остатки святилища датируются XIX веком. Недалеко от святилища было найдено древнее кладбище, датируемое XVIII веком.
На территории Большого Гобустана наличие святилищ не случайно. С самых древнейших времен территория гор Беюкдаш, Кичикдаш и Джингирдаг считалась священной. Древние захоронения на территории Гобустана, расположенные вокруг святилищ или отдельно, свидетельствуют о непрекращающемся поклонении этим местам и после распространения здесь ислама. А такие святилища Гобустана как «Гара атлы», «Суфи Новруз» и другие со сходной тематикой являются свидетельством продолжения древних традиций. Таким образом, надписи на камнях и места поклонения показывают, что территория Гобустана на протяжении длительного времени находилась на оживленном пути, который проходил мимо святилищ и священных мест.
По материалам журнала Азербайджанского Педагогического Университета