Хабиби: средневековый поэт загадочной судьбы из Гёйчая

Абузар Багиров

Выдающийся средневековый азербайджанский поэт Хабиби родился в 1470 году в бедной семье, в селе Баргюшад провинции Гекчай (Гёйчай) на севере Азербайджана. С ранних лет вынужден был трудиться, пас скот, материально помогая семье.

В десятилетнем возрасте счастливый случай свел юного пастуха с сыном падишаха государства Аггоюнлу (Ак-Коюнлу) Гасана Длинного (Узун Гасана) султаном Ягубом (1478-1490).

Рассказывали, что правитель Тебриза султан Ягуб, проезжая со своей свитой мимо села, заметил на пастбище юного пастуха, подозвал его к себе и спросил:

— Кто самый великий в вашем селении?
— Волы, – ответил мальчик.
— Когда к вам гости приходят, кто встречает?
— Собаки, – ответил пастух.
— Зарубил бы тебя!.. — Разозлился монарх и взялся было за меч.
— Не шахское это дело. Отстанете от своих всадников, скачите поскорей за своей свитой.

Возможно, это всего лишь легенда, но известно в точности, что юного пастуха забрали в Тебриз, в султанский дворец. Его воспитанием и образованием занимались не только самые знаменитые наставники двора, но зачастую и сам султан Ягуб. В результате Хабиби в совершенстве овладел персидским и арабским языками, стал сведущ в светских науках и в теологии, изучил основы стихосложения, глубоко освоил народный фольклор и восточную поэзию.

Султан восхищался его смекалкой, острословием, пытливостью, находчивостью и учтивостью. Вскоре он заметил тягу молодого воспитанника к образному слову и приложил все усилия к развитию его поэтического дара.

Он дал ему даже литературный псевдоним «Хабиби», что по-арабски означает «мой друг», «мой любимый». Настоящее имя поэта, равно как и имя его отца, история не сохранила. Поэтический талант Хабиби засверкал уже в восемнадцатилетнем возрасте. Даже после падения династии Аггоюнлу (Ак-Коюнлу) фортуна продолжала проявлять к молодому таланту благосклонность – он удостоился милости и при дворе Сефевидов.

Спустя несколько лет после близкого знакомства Хабиби устами самого шаха Исмаила Хатаи (1487-1524) был провозглашён «мелик уш-шуара», т.е. главой поэтов. Сам будучи выдающимся поэтом, Хатаи очень высоко ценил поэзию Хабиби. Кроме того, их связывала крепкая дружба: острословие и резкость характера Хабиби были по душе шаху, и он иногда в шутку называл его «Гюрзаддин» (по-арабски «палица религии»).

В период правления Исмаила Хатаи сефевидское государство находилось в зените могущества. На беду Сефевидов в 1512 году турецкий султан Баязид II принял довольно редкое в истории Османской империи решение: он добровольно отрёкся от престола в пользу своего сына Селима I ради спасения страны от военных потрясений.

Возвращение беглеца из Крыма в Константинополь напоминало военный триумф. Первым делом новый султан приказал казнить всех родственников по мужской линии, которые могли бы претендовать на султанский престол.

Кроме того, султан Селим I патологически не переносил шиитов и в 1513 году истребил 45 тысяч мусульман-шиитов в Малой Азии, тем самым бросив вызов шиитскому государству Сефевидов. В мае 1514 года 200-тысячная армия Селима I выступила в поход на восток и вторглась во владения шаха Исмаила.

23 августа 1514 года османская и сефевидская армии сошлись в битве при Чалдыране. Султан одержал победу, и спустя две недели османские янычары вступили в Тебриз, но, боясь народного гнева и голодной зимы, вскоре покинули город, уведя в Стамбул около тысячи искусных мастеров разных ремёсел.

Шах Исмаил принимает турецкого посла. Тебризская миниатюра 1601 года

Уместно отметить, что в Османской империи действовал ряд незыблемых правил: захватывать чужую территорию с минимальными разрушениями, после захвата местные инфраструктуры оставлять в целости и сохранности и со временем внедрить свои коммуникации; не навязывать местному населению собственную веру.

Кроме того, было принято не убивать, а забирать с собой самых умелых мастеров и перевозить их с семьями в Стамбул, где для них создавались условия для совершенствования своего искусства.

Султан Селим I увлекался стихосложением, и приказал захватить из шахского двора «мелик уш-шуара». Так Хабиби оказался в султанском дворце и остаток жизни провёл в Стамбуле, где и скончался в 1520 году.

Хабиби, великий поэт сложной и загадочной судьбы, создал обширный «Диван» на персидском и тюркском языках. К сожалению, творческое наследие тонкого лирика Хабиби дошло до нас не в полном объёме. Ценную информацию о жизни и творчестве Хабиби мы находим в трудах таких авторов, как турецкий путешественник и писатель Эвлия Челеби (1611-1683), известный азербайджанский литературовед Салман Мумтаз (1884-1941) и турецкий учёный Мехмет Фуат Кёпрюлю (1890-1966).

Необходимо отметить, что азербайджанский учёный Азизага Мамедов составил и в 1980 году издал с содержательным предисловием поэтический сборник Хабиби, включающий 42 газели, 1 товхид (религиозная ода), 1 муседдес, 2 касыды, 1 кыта. О жизни и творчестве поэта имеются и другие обстоятельные исследования видных азербайджанских учёных Мирзаги Кулизаде, Алияра Сафарли и Ваджихи Фейзуллаевой.

Творчество Хабиби сформировалось и развивалось в русле традиций азербайджанских поэтов Иззаддина Гасаноглы (1272-1348), Гази Бурханеддина (1344-1398) и Имадеддина Насими (1369-1417). В его стихах рельефно отражено суфийское миропонимание, но его суфизм воспринял и черты хуруфизма. Воспевание человека и красоты проистекает из содержания и сути суфийского мировоззрения.

По существу, Хабиби, как и многие его современники, возвышает любящего и любимого человека до уровня идеала, придаёт земной любви божественный ореол. В его лирике сквозится биение трепетного сердца, переживания чуткой и восприимчивой души; здесь во всем блеске раскрывается поэтический дар Хабиби. Образы, сравнения, параллели органичны, изящны, мысль выражается чётко, поэт-художник создаёт словесными красками яркие картины.

Не случайно позднейшие поэты написали на стихи Хабиби множество посвящений. Среди их авторов сам гениальный Мухаммед Физули (1494-1556).

В стихах Хабиби живо ощущается волнение лирического героя, восхищённого красотой, которой Творец наделил человека; в них предстаёт искусно воссозданная колоритная, многоцветная, завораживающая панорама человеческого бытия.

По материалам журнала IRS Наследие