Армянская легенда о пророке Ное и «проблема» Нахчывана

Эмин Шихалиев

Притязания армянских националистов на исконно азербайджанскую землю Нахчывана имеют довольно давнюю историю. Одним из «аргументов», используемых при этом, является весьма неординарный, скажем так, тезис об армянской национальности легендарного пророка Ноя.

Излишне пояснять, что для его «обоснования» используется довольно вольное, мягко говоря, обращение с историей и мифологией, а точнее – мифологизация истории.

Известный английский историк Эрик Хобсбаум писал: «…если основу наркотической зависимости составляет гашиш, то история – основа уходящих корнями в глубокую древность традиционных отношений, этнического национализма и идеологий. Если отсутствует требуемое прошлое, его можно создать заново. Прошлое узаконивается, а к настоящему, в котором нечем гордиться, предлагается новый план…»

Если подойти к проблеме в контексте приведенной цитаты, можно провести аналогии с попытками армянских националистов самым причудливым образом отодвинуть начало армянской истории аж к 2350-м годам до новой эры, привязав ее к Гайку, праправнуку пророка Ноя, и на этой основе сделать вывод об армянском происхождении самого пророка, даже его армяноязычии.

Если верить данному тезису, Ноев ковчег бросил якорь на гору Арарат, и поэтому родиной армян, происшедших от потомка Ноя Гайка, стали восточные районы Малой Азии. Сам Гайк (Гай) прожил 400 лет и сумел расширить свои владения до Вавилонии. Однако армянский ученый Кегам Керовпян в своем труде «Мифологическая история армян» указывает, что Гайк и его потомки не являются историческими личностями, так именуют армян различные народы, с ними общающиеся.

Армянский историк Микаел Вартабет Чамчиян в книге «История армян», изданной в 1811 г. в Италии (см.: Esat Uras, Tarihte Ermeniler ve Ermeni Meselesi), писал:

«После потопа сыновья Ноя Яфес, Сам и Хам поселились на Арарате, где от них произошло многочисленное потомство. Сам вместе с сыновьями расселились на северо-запад, а Хам и Яфес со своими сыновьями – по различным территориям Армении. Дети Хама поселились на западных границах, а дети Яфеса – вокруг горы Арарат. Часть их откочевала в сторону Месопотамии; среди них был внук Яфеса Гай (или Гайк) который считается прародителем армян. Гайк участвовал в строительстве Вавилонской башни, а в 130 лет после разушения башни вместе с сыновьями и внуками вернулся в Армению. Все они говорили на одном языке, едином наречии, и, скорее всего, это был армянский язык. От Яфеса произшел Гомер, от Гомера Торком, Ашкеназ, а от Торкома – Гайк.

«Гайк» означает «отец», «прародитель». От Гайка произошел наш народ, то есть его нарекли Гайком потому, что он был отцом народа. Наша история берет начало с Гайка… В период жизни в Вавилоне Гайк выделялся красотой, курчавыми волосами, резким взглядом, сильными руками и меткостью в стрельбе из лука. Он выступил против деспотии вавилонского царя Пела (Бела), известного в истории под именем Немрута.

Владея всем миром, Пел объявил себя богом и повелел, чтобы все поклонялись ему. Но гордый Гайк выступил против царской воли. В Вавилоне у него родились несколько сыновей – Арменак, Манаваз, Хор и другие. Потом, не желая подчиняться Пелу, Гайк с сыновьями, дочерьми, внуками и сильным отрядом в 300 человек прикочевал в район Арарата. На Арарате он встретил свой народ, говорящий на языке Ноя, и обьединил его под своей властью…»

Могила Ноя. Художник Бахруз Кенгерли, 1916 г.

Из приведенного отрывка следует, что пророк Ной был армянином, а там недалеко и до вывода о том, что все земли, куда ступала нога его и его потомков, являются исконно армянскими. Здесь трудно не обратить внимание на параллели между иудейской и армянской идеологиями.

Согласно еврейской философии и иудейским священным книгам, евреи, то есть сыны Израилевы являются богоизбранным народом; Бог явился Аврааму во сне и объявил, что отдает в дар сынам Израилевым все земли от Нила до Евфрата. Аналогичным образом и армянские идеологи всячески внушают мировой общественности мысль о некоей избранности, уникальности армянского народа и о том, что сам Бог подарил Гайку, потомку Ноя, все земли, на которые они претендуют. Вот почему идеологи армянского агрессивного национализма так настаивают на том, что Ной, дескать, был армянином.

Так, известный фанатичным национализмом Зорий Балаян в своей книге «Очаг», исходя из этой посылки, заявляет: «По преданию Ной, увидев первую после потопа землю, воскликнул «эревуме», (т.е. вновь виднеется Э.Ш.), и название этой земли осталось в истории как Ереван.»

Очевидна надуманность и алогичность подобных утверждений. Если рассмотреть вопрос с точки зрения религии, то подобно тому, как Адам считается первым отцом человечества, вторым отцом должен считаться Ной, спасший все живое во время всемирного потопа. Говорить о национальности Ноя – все равно, что дискутировать о национальности Адама, или Евы. Соответственно заявления о том, что Ной армянин, фактически означают, что человечество произошло от армян, а все языки мира – не более чем искаженные формы армянского языка…

В свете подобной, с позволения сказать, логики уже не столь диковинно звучат утверждения о том, что армяне первыми изобрели письменность, астрологию, первыми стали добывать медь и железо, что человечество возникло «на берегах озера Севан», тем более что именно армяне первыми приняли христианство.

27 мая 1703 г. группа армянских старейшин направила российскому императору Петру I письмо, в котором на полном серьезе заявляют, что «сотворение мира началось в нашей стране», что «когда Ноев ковчег пристал к горе Арарат, Ной сошел с ковчега, и весь мир был сотворен из этого ковчега. Многие царства выделились из состава нашей страны. Наше государство древнее всех государств, в наших руках ключи от всех государств.»

Безусловно, в фольклоре каждого народа присутствуют легенды о его зарождении от того или иного мифического прародителя. Такие легенды могут служить отправной точкой каких-то культурных традиций, но не основанием для научных исторических выводов. Тем не менее, при всей ненаучности и несерьезности с точки зрения здравого смысла утверждений о том, что Ной был армянином, таким путем армянские идеологи сумели представить свой народ в глазах чуть ли не всего мира в этаком возвышенном, романтическом ореоле.

Попутно они, пользуясь привязкой легенд о Ное и Ноевом ковчеге к Нахчывану, в частности, совпадением содержащихся в религиозных книгах сведений о всемирном потопе с бытующими в Нахчыване преданиями о том, что Ноев ковчег пристал к священной горе Гямигая, пытаются обосновать свои территориальные притязания на Нахчыван.

Могила Ноя. Художник Бахруз Кенгерли, 1919 г.

Следует отметить, что данные о всемирном потопе в священных книгах нередко расходятся. Так, в Библии говорится об остановке Ноева ковчега после всемирного потопа у горы Арарат, в Коране – у горы (холма) Джуди. Естественно, в западной традиции принято, что ковчег остановился у горы Арарат.

Примечательно, что для нахождения точного места остановки Ноева ковчега в этот район организовывались экспедиции; более того, как отмечается в книге члена-корреспондента Национальной академии наук Азербайджана, доктора исторических наук Гадира Гадирзаде «Ной, всемирный потоп и Нахчыван», «судно искали не только с суши, но и с помощью самолетов, даже из космоса. В 1997 году ЦРУ США распространило сообщение, в котором указывается, что ковчега на Арарате не было.

Тем не менее различные общества и группы продолжали настаивать, что ковчег был на Арарате и его окрестностях, а действующее в США «Общество Ноева ковчега» объявило, что выплатит премию в миллион долларов тому, кто найдет ковчег до 2000-го года». В свою очередь, автор приводит ряд аргументов в пользу версии о том, что ковчег пристал к горе Гямигая.

Армянская пропаганда издавна эксплуатирует данную тему в политических целях. Если верить их концепции, люди, которые сошли с Ноева ковчега на вершину горы Арарат и спаслись от потопа, родоначальники армянского народа, и в силу этого Арарат – священная гора для армян.

Подобные воззрения активно распространялись армянской церковью, внушающей своей пастве мысль о том, что Бог подверг армян – «богоизбранный» народ испытанию всемирным потопом, и армяне с честью выдержали это испытание. Все эти надуманные посылки широко используются для обоснования территориальных претензий к соседям Армении.

В данном контексте интересно привести отрывок из Корана: «О Нух! Сходи (на берег) с миром, низпосланным Нами, и с благословениями (Нашими) тебе и общинам, которые с тобой. (Среди твоих потомков будут) общины, которых Мы благодетельствуем, но потом их постигнет (за грехи) мучительное наказание от Нас» (сура Худ, аят 48).

Здесь кстати уместно коснуться происхождения топонима «Арарат». Дело в том, что не только у широкой общественности, но и среди большинства исследователей, в том числе многих азербайджанских и турецких, давно и прочно укоренилась ошибочная точка зрения, что это название армянского происхождения. При этом упускают из виду, что сами армяне именуют гору Арарат (в турецком варианте Агрыдаг) Масисом. В действительности слово «Арарат» (транскрипция слова «rrt») представлет собой семитскую форму названия «Урарту».

Как известно, урартские племена азиатского – хурритского происхождения, и поэтому их никак нельзя отождествить с гайками – армянами, язык которых относится к индоевропейской семье. К тому же название «Арарат» встречается в Библии, а во времена, когда появились первые библейские книги, армянского народа и языка еще не было.

По материалам журнала IRS Наследие