Азербайджанцы Борчалы в исторических процессах 1917-1920-х гг.

И.Алиева

Азербайджанские земли Борчалы в 1917 — 1920-е годы оказались «яблоком раздора» между армянами и грузинами. Сплочение азербайджанцев и развитие национального самосознания встречало враждебность со стороны армян. В октябре 1917 года армянская партия «Дашнакцутюн» на армянском национальном конгрессе выдвинула проект создания губернии для армян — Александропольскую, куда «включили» почти весь Ахалкалакский и часть Борчалинского уездов.

Между тем, армянские и грузинские националисты напрочь игнорировали азербайджанскую принадлежность этих земель и населения, как писала газета «Каспий».

Комиссар Временного Правительства А.И.Чхенкели созвал даже совещание по разбору межнациональных конфликтов на Кавказе. Эта конференция не решила территориальные конфликты, оставив их на дельнейшее рассмотрение.

В Тифлисе конференция грузинских социалистов-федералистов вынесла решение о территории будущей автономной Грузии. По их проекту, в состав Грузии включалась Тифлисская губерния со всеми уездами, а два уезда — Ахалкалакский и Борчалинский — частично. Часть этих двух уездов вместе с Закатальским округом, Батумской областью, Кутаисской губернией и частью Сухумского округа также вводили в пределы Грузии. Предусматривалось проведение референдума среди местного населения этих районов по вхождению в состав Грузии («Каспий»).

Особо следует обратить внимание на армянский проект административного передела Закавказского края, принятый армянской национальной конференцией, Армяне претендовали на Елисаветпольскую, Иреванскую губернии, Карскую область и два уезда Тифлисской губернии: Ахалцыхский и Борчалинский — места традиционного проживания азербайджанцев.

Таким образом, армяне намеревались образовать Александропольскую губернию из южной части Тифлисской губернии, двух округов Карской области (Карского и Кагизманского), Александрополь-ского уезда и четвертого участка Эчмиадзинского уезда. Этот проект вызвал справедливое негодование азербайджанской стороны.

С занятием турецкими войсками Карса, и других прилегающих окрестностей армянские военные формирования, воевавшие на стороне российских войск в ходе войны, а после вывода российских солдат оставшиеся в регионе, в отместку напали на местные мусульманские селения, творя бесчинства и убийства.

После объявления независимости Грузии 26 мая 1918 года, Закавказский сейм принял решение об упразднении ЗФДР (Закавказская демократическая федеративная республика). Председатель правительства Рамишвили заявил об установлении границ Грузинской республики по административным рубежам бывших Елисаветпольской и Тифлисской губерний.

Местное азербайджанское население, справедливо считая территорию Борчалин-ского, Тифлисского и Сигнахского и др. уездов своей исторической родиной, неотъемлемой частью Азербайджанской республики, просило помощи у Правительства Азербайджана и настоятельно требовало создания органов своей власти в местах компактного проживания азербайджанцев.

Азербайджанцы жаловались также на разбой со стороны армян, совершаемый в отношении них по дороге из Тифлиса в Борчалы, куда они отправлялись за покупками, либо с целью сбыта продукции и скота. Азербайджанцы требовали прекращения беспредела, возмещение им материального ущерба, создание справедливого суда, наказание виновных.

Министр иностранных дел Азербайджанской Республики М.Гаджинский в письме на имя министра иностранных дел Грузинской республики просил «принять незамедлительные меры к выводу воинских частей из пределов Борчалинского уезда и к отмене распоряжения о занятии вышеуказанных частей территорий Азербайджана». Речь шла также о частях Тифлисского и Сигнахского уездов, примыкающих к Елисаветпольской губернии, населенных азербайджанцами.

Правительство Азербайджанской Демократической Республики направило грузинскому правительству ноту протеста в связи с размещением в Борчалинском уезде войск и выразило желание решать проблему путем переговоров. В ответ грузинские власти заявили о недопустимости вмешательства Азербайджанского Республиканского Правительства во «внутренние дела Грузии».

В качестве выхода из сложившейся ситуации правительство Азербайджана предложило образовать азербайджано-грузинскую комиссию по вопросу о спорных территорий. Под давлением представителей Германии и Турции на Кавказе, правительство Грузии, в связи с вопросом о спорных территориях, в августе 1918 года дало свое согласие на создание арбитражной комиссии в составе трех лиц: от Азербайджана, от Грузии и представителя нейтрального государства.

Позже азербайджанская и грузинская стороны приняли решение передать вопрос о спорных территориях на рассмотрение намечавшейся Стамбульской конференции. Однако на этот раз решить спорные территориальные проблемы стран Южного Кавказа не удалось, поскольку Стамбульская конференция так и не состоялась.

Азербайджанское Правительство все время обращало внимание на то, что часть Северо-Западного Азербайджана и Ахалцыхский уезд, населенные преимущественно азербайджанцами, решением российских властей была включена в состав Тифлисской губернии. Земли Борчалинского, Караязского и Сигнахского регионов с подавляющим азербайджанским населением оставались «спорными территориями».

Осенью 1918 года грузинское правительство расселило множество армян (из Джавахетии) на территории Караязы — исконно азербайджанских землях. Ущемляя права азербайджанцев, сами грузинские власти в сентябре 1918 года выражали беспокойство о личной и имущественной безопасности граждан Грузии на территории Азербайджана.

Осенью 1918 года на Юго-Западном Кавказе развернулось вооруженное противостояние между Грузией и Арменией. В октябре этого же года армянские регулярные войска заняли часть Тифлисской губернии (от разъезда Кобер до пограничного моста и прилегающие к Санаину места).

24 октября 1918 года правительство Грузии объявило Борчалинский уезд и южную ветвь грузинской железной дороги на военном положении, рассредоточило в этом регионе свои войска под командованием командира бригады 2-й пехотной дивизии генерал-майора Г.Цулукидзе, как писала газета «Азербайджан».

17 декабря 1918 года Армения официально объявила войну Грузии. Конфликт произошел из-за разграничения Борчалинского уезда — этнической территории Азербай-джана, в царское время заселенной украинскими и немецкими колониями, армянскими и грузинскими переселенцами.

По мнению, выраженному на страницах газеты «Азербайджан», «права армян на Борчалы являлись настолько сомнительными, что никто не ожидал, что из-за этого могут возникнуть какие-либо серьезные трения». В ноте Азербайджанского Правительства, подписанной уполномоченным по военным делам И.Зиятхановым, министрам иностранных дел Грузинской и Армянской республик от 23 декабря 1918 года, прежде всего, отмечалась неприемлемость решения этнического конфликта военным способом.

Важно подчеркнуть, что азербайджанская сторона не принимала участия в вооруженном конфликте, но всячески подчеркивала, что «та часть Борчалинского района, которая сплошь заселена азербайджанскими тюрками, составляет неотъемлемую часть Азербайджана«.

Грузинские отряды, потерпев поражение от армян у Садахло и Шулаверы, искали убежища в азербайджанских селениях, как писала газета «Грузия» в 1919 г. 30 декабря, под угрозой поражения и при содействии Союзной комиссии из представителей Англии и Франции, армянское правительство прислало телеграмму с согласием на немедленное прекращение военных действий и отвод войск. 31 декабря между Арменией и Грузией было подписано перемирие.

На состоявшейся в Тифлисе 9-17 января конференции было принято решение, касавшееся Борчалинского уезда. Соглашение делило бывший Борчалинский уезд на 3 части. Как отмечалось в газете «Грузия», представители азербайджанского населения Лори и других частей Борчалы в многочисленных обращениях на имя правительств Грузии, Азербайджана и Турции выражали категорический протест против расчленения своих земель.

Азербайджанское население пользовалось поддержкой различных азербайджанских партий и движений. В Борчалинском уезде наиболее деятельно функционировала социал-демократическая партия «Гуммет».

Грузинские власти оценивали ситуацию в Борчалинском уезде как «чрезвычайно благоприятную». Так, член Учредительного Собрания И.Н.Лоркипанидзе, инспектирующий этот уезд докладывал своему правительству о том, что якобы местное население «единодушно» поддерживало грузинскую государственность, азербайджанцы не поддавались на провокации многочисленных агентов Азербайджанской Республики.

На самом деле, как свидетельствуют многочисленные документы и свидетельства самих местных жителей, дела обстояли совершенно иначе. Азербайджанцы стремились стать подданными Азербайджанской Республики, всеми силами боролись и отстаивали свои права. По сообщениям газеты «Грузия» в 1920 г., грузинское командование силой оружия удерживало их в своей власти.

Позиция АДР заключалась в следующем. Территория Караязы Борчалинского уезда и Карачопского района населена исключительно азербайджанцами. Они на своих мирских сходках изъявили волю о присоединении к АДР. Грузинская Национальная партия, акцентируя внимание на то, что она является единственной грузинской партией защищающей интересы азербайджанцев, призывала голосовать за нее на выборах и обещала азербайджанцам Борчалы: 1) неприкосновенность собственности, 2) решение земельного вопроса по шариату и местным традициям, 3) разрешение вопроса о пользовании летними и зимними пастбищами в интересах азербайджанских скотоводов, 4) назначение борчалинской администрации по желанию местных азербайджанцев, 5) уважение и внимание к духовным и религиозным нуждам.

Правительство АДР уполномочило делегацию Азербайджана, избранную на Версальскую мирную конференцию, обратиться к мировому сообществу за помощью «об ограждении спасении физического существования» азербайджанцев Южного Кавказа, чьи исторические места проживания насильно захватывались армянами и грузинами. В письме на имя А.А.Топчибашева от 14 марта отмечалось: «Защищайте Ахалцых, Ахалкалаки, Борчалы от притязаний грузин». Грузинское правительство возмущалось требованиями Азербайджана, защищающего права азербайджанцев, оказавшихся в пределах Грузинской республики.

В июне 1920 года в Борчалы состоялся съезд мусульман, протестовавших против их насильственного разоружения. При этом известно, что грузинское правительство стремилось всеми способами заручиться поддержкой азербайджанцев, направляя своих представителей и ведя работу на местах (газета «Борьба», 1920 г.).

Грузия, заключив с Россией Московский договор, выторговала для себя не только азербайджанские земли Юго-Западного Кавказа — Ахалцыхский, Ахалкалакский, Борчалинский и другие уезды, но и часть Северо-Западного Азербайджана — Закатальский округ. Газета «Грузия» беззастенчиво писала: «Всякие ссылки на Азербайджан не уместны и не основательны. Собственной воли он, разумеется, никакой не имеет, да и московская власть сама распорядилась этой территорией«.

Вторжение большевиков и вмешательство во внутренние дела государств Южного Кавказа препятствовало развитию событий.

В 1914-1920-е годы азербайджанцы Тифлисской губернии оказались задействованы практически во всех исторических событиях, которыми насыщен этот период. Они неизменно изъявляли желание соединиться с Азербайджанской Республикой, однако этим планам не суждено было сбыться.

По материалам журнала «История и ее проблемы»