С 1881 г. в Тифлисе стал издаваться журнал – “Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа”. В номерах журнала публиковались обширные материалы по истории Кавказа, населявших его народах.
В многотомном труде публиковалась информация о быте, письменности, укладе жизни, обычаях, фольклоре и многое другое, что было собрано исследователями после окончательного завоевания Кавказа Россией.
Конечно же в журнале публиковалась и информация так или иначе связанная с Азербайджаном. И хотя многие материалы не были написаны профессиональными историками и зачастую искажали исторические реалии, тем не менее, они представляют большой интерес.
Интересные данные о быте, традициях и обычаях жителей азербайджанского села Салахлы оставил в 1882 году учитель местного училища Б.Вениаминов.
**********
Вениаминов отмечает, что «на адербейджанском языке здесь поется множество песен, составляющих любимое развлечение здешней молодежи, преимущественно женского пола.»
Он указывает, что местные жители («Салахлинцы») — очень любят всякие загадки и пословицы, но особенно «любят сказки о богатырях«. И тем не менее, он пишет, что молодежь в основном «убивает время за картами, тогда как не так еще давно, при жизни местного старожила Панах-аги Векилова, в моде были особые общественные вечера, на которых старики или вели беседу о своих делах, или слушали вместе с молодыми рассказы про старину, или просто развлекались сказками. Со смертью Векилова вечера эти прекратились.»
Вениаминов пишет, что в селе «полевые работы лежат на обязанности мужчин, а домашние обязанности — на женщинах«, в то время как дети начинают помогать родителям с двенадцатилетнего возраста.
Далее он переходит к описанию одежды жителей Салахлы.
Вениаминов пишет: «Одежду местных жителей составляет: у мужчин — ситцевая или бязевая рубаха, поверх ее шелковый или шерстяной короткий бешмет, архалук, опоясанный или простым, или серебряным поясом с кинжалом простым или высеребренным, шерстяная или суконная черкеска, шерстяной башлык, шерстяные или суконные шаровары, из овечьей шкуры папах, и башмаки, а зимою поверх всего этого одевается бурка или шуба; у женщин — шелковая или ситцевая рубаха, шелковый или ситцевый длинный бешмет, шелковая или шерстяная юбка, такая же кофта, шаль и башмаки или полусапожки. Таковую одежду носят здесь помещики и их жены, а крестьяне и крестьянки носят самую простую одежду; при этом нужно заметить, что крестьянки опоясываются широким поясом, покрытым гривенниками и двугривенными, которыми украшаются и рукава бешметов в головной убор.»
Учитель также не обходит вниманием семейный быт жителей села, приводя интересные детали.
Он пишет: «В семейном быту отец — глава семейства, которое во всем подчиняется ему; он старается удержать до самой своей смерти всех членов семьи вместе, а умирая, обыкновенно дает завещание, в силу которого по его смерти вся члены семейства пользуются равной частью имущества вообще. Но если отец умрет, не успев сделать завещания, то несколько почетных лиц по шариату делят все имущество на известные части и каждый наследник получает свою долю.»
Далее Вениаминов переходит к рассказу о «разных местных обрядах«, которые по его мнению, будут интересны читателям. В частности, он фокусируется на обрядах, «которыми сопровождаются рождение дитя, в главным образом их обрезание, свадьбы и похороны.»
По всей видимости для Вениаминова, который не был азербайджанцем, процесс обрезания был сам по себе интересен, поэтому он пишет об этом не опуская важных деталей.
Он отмечает: «Обрезание совершается над новорожденным через несколько месяцев после его рождения, но большей частью по прошествии нескольких лет. В особый, назначенный для обрезания день, собираются по приглашению отца родные и знакомые к нему в дом, туда же приходит и цирюльник с бритвой. Мальчику завязывают глаза и лицо, исполняющая обязанности кума, держит его на руках с согнутыми колунами, а цирюльник кладет praeputium (крайняя плоть для обрезания — прим.) между двумя камышами и обрезает острой бритвой; потом мальчика увладывают в постель и обрезанные места обсыпают золой. После этого все присутствующие дают цирюльнику деньги, смотря по состоянию и желанию, и садятся за обед. По окончанию обеда, пожелав новообрезанному много счастья, гости расходятся, а цирюльник обрезанные части берет с собою на дом, сушить и оберегать их.»
Вполне вероятно, что Вениаминов присутствовал при обрезании одного из мальчиков в селе, учитывая относительно высокое положение местного учителя. Он не упоминает что данную процедуру выполняли врачи и также не говорит зачем цирюльник забирал с собой срезанную плоть. Вполне возможно, что жители села также решили просто подшутить над учителем, касательно некоторых деталей.
СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ
Далее он рассказывает о свадьбах в селе, отмечая, что это — «выдающееся удовольствие для здешних жителей«. А потом переходит к интересным подробностям.
Вениаминов пишет: «… прежде чем говорить о самой свадьбе, нужно заметить, что агалары, здешние помещики, выдают своих дочерей только за лиц своего круга, благодаря чему все они породнились уже между собою, за лиц же другого сословия они ни за что не выдадут их.»
Он отмечает, что как агаларская, так и крестьянская свадьба имеют один и тот же характер, отличаясь между собою только блеском, богатством пиршеств и нарядов.
Далее, Вениаминов начинает в деталях описывать как проходит подготовка к свадьбе. Вероятно, он присутствовал на одной из таких свадеб в селе, а в плане обычаев, был проинформирован местными жителями.
Вениаминов пишет: «Отец, желая женить своего сына, выбирает ему невесту, отправляет к ней на дом сватов, которые заводят разговоре о чем-либо и между прочим открывают причину своего посещения. Родители девушки, согласившись на брак своей дочери с известным лицом, назначают в известный день нечто в роде сговора. К этому дню родители жениха посылают в дом невесты для празднования сговора несколько голов сахару, несколько фунтов чаю, равных фруктов, крупы, масла и несколько штук овец и тогда же приглашаются на сговор родные и гости.»
Он продолжает: «В это время, обыкновенно после обеда, эфенди, главный сельсый духовник, отправляет к невесте какое-либо почетное лицо спросить ее, согласна ли она выйти за того, за кого родители ее выдают. В случае согласия невеста обязана выбрать зa себя поверенного. Эфенди сначала берет за сговор от поверенного со стороны жениха несколько рублей, а потом делается сам поверенным за невесту, а поверенным зa жениха выбирает одного муллу, так как недуховные не могут вмешиваться в дела религии. После этого эфенди говорить мулле, что тот должен дать за невесту 1,000 р., или 500 р., иди сколько придется приданного; тот соглашается и тогда эфенди записывает в книгу состоявшейся сговор, и в известный день назначается само празднование свадьбы.»
Вениаминов дальше пишет, что при помощи зурны созывают жителей со всего села на свадьбу и «празднование ее продолжается до 7 дней и более.»
Он отмечает: «В течение всего этого времени днем на дворе гудит зурна и юноши бегают в запуски, а также и борются между собою; вечером же собираются мужчины и женщины в дом и размещаются по группам (женщины садятся отдельно от мужчин на коврах); затем под звуки зурны начинаются танцы. Для набора женщин на танцы назначаются обыкновенно две старушки, который и выводят танцовщнц на средину. Танцовщица выходит с закрытым шелковою шалью лицом. Во время танцев мужчины дарят деньги в пользу танцующих, и танцы продолжаются до поздней ночи, после чего гости расходятся, а почетные лица приглашаются на ужин.»
Далее Вениаминов пишет, что в последнюю ночь празднования «невеста идет с подругами в дом какой-нибудь из своих подруг и оттуда возвращается в свой дом в торжественном шествии с зурной, при факелах и ружейных выстрелах, направляемых, в яблоко, воткнутое на длинный шесть. Дом невесты в это время бывает наполнен мужчинами н женщинами; здесь начинаются снова танцы и продолжаются до самого рассвета.»
В это время, как отмечает учитель, собираются также добровольные денежные пожертвования с мужчин и женщин в пользу, невесты.
«В этот же день эфенди с несколькими мулами и почетными лицами отправляется на дом к невесте и совершает обряд самого бракосочетания, взяв за это несколько рублей; потом записывает все те вещи, которые родители невесты дают своей дочери в приданое, как-то: постель, ковры, войлоки, посуду, и проч., и между прочим спрашивает родителей невесты, сколько они получили от жениха; если они получили от него сполна, что было условлено с поверенным муллой, то эфенди записывает все это в книгу, в противном же случае забирает у жениха на условленную сумму скотины и разных других предметов и вручает родителям невесты. После этого он записывает в книгу о заключении бракосочетания, благословляет жениха и невесту, желает им многолетия, счастья и многочадия,« — отмечает он.
Далее он пишет, что в этот же день, после обеда, во дворе невесты собираются несколько десятков молодых людей на конях — они сажают невесту на красиво убранную лошадь и паля из ружей, сопровождают невесту в дом жениха.
Вениаминов отмечает: «Жених , еще до прибытия невесты, выходит из дому и встречает ее, стоя у дверей, причем дает выстрел, направляя дуло ружья выше ее головы. Затем невеста вступает в дом своего жениха. Вечером в этот день жених отправляется в дом кого-либо из своих друзей, а при наступлении темноты, возвращается домой с зурной, при факелах и ружейных выстрелах. После этого вновь начинаются танцы, по окончании которых собираются добровольные пожертвования в пользу жениха, и все расходятся по домам; этим и заканчиваются все свадебные празднества.»
ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ
В своем очерке Вениаминов также касается похоронных обрядов, отмечая, что они «не сложны, но производят довольно тяжелое впечатлеше на душу.»
Он пишет: «Когда кто-либо умрет, то над ним вдруг раздается горький плач женщины, призывающий жителей воздать последний долг усопшему и оплакать его. Немедленно со всех концов селения собираются в дом покойника жители с различными подарками, преимущественно шелковой материей; близкие к умершему женщины вдохновляются творческой силой и начинают петь импровизированные песни, сопровождая их рванием на себе одежды, волос и пр. Мулла между тем читает над усопшим Коран до того времени, пока все будет готово в погребению. По окончанию чтения Корана, раздают деньги всем присутствующим, потом кладут покойника на носилки и несут на кладбище, причем многие сопровождают умершего на конях. У могилы снова читают Коран над усопшим и, похоронив, возвращаются домой на обед, который дается мужчинам и женщинам в течение нескольких дней, смотря по состоянию покойного.»
ПРАЗДНИКИ
Что касается праздников, то согласно Вениаминову, в Салахлы у населения особым уважением пользуются Оруч-Байрам, Новруз Байрам и Курбан-Байрам.
Он также коротко рассказывает о каждом из праздников: «Первый состоит в том, что после 30-ти дневного поста все жители одеваются в праздничное платье, приглашают друг друга в гости, скачут на лошадях, сопровождая эту скачку ружейными выстрелами в пр. Новруз-Байрамы — праздник нового года. Накануне этого праздника в каждом дворе разводится огонь, а молодые люди, образовав несколько партий, ходят по дворам с песнями, приветствуя новый год. В самый день нового года жители приглашают друг друга к себе в гости и веселятся. Празднование Курбан-Байрам отличается от первых двух тем, что в этот день каждый дым (хозяйство) по силе возможности должен заколоть барана или вола, причем часть этой жертвы раздают бедным, другую соседям, а третью едят сами хозяева.»
По материалам “Сборника материалов для описания местностей и племён Кавказа”