Васиф Адигезалов (1935-2006) — азербайджанский композитор, общественный деятель, заслуженный деятель искусств (1973), профессор (1988), Народный артист Азербайджана (1989).
Он автор 4 симфоний, 3 опер, 5 музыкальных комедий, 6 инструментальных концертов, 4 ораторий, 3 кантат, камерно-инструментальной музыки, музыки для театра и кино, романсов и песен.
В начале 1960-х годов он сотрудничал с легендарным Рашидом Бейбутовым (1915–1989). Позже он продолжил собственную сольную карьеру и исполнял свои собственные произведения.
В 1995 году Адыгезалов был награждён Орденом «Шохрат» («Слава»). В 2005 году был награждён орденом «Истиглал». С того же года и до конца жизни Адегёзалов руководил кафедрой хорового дирижирования Бакинской музыкальной академии.
Когда Р.Бейбутова не стало, В.Адыгезалов был одним из многих, кто поделился воспоминаниями о знаменитом певце, с которым его связывала творческая дружба.
В данном материале – воспоминания В.Адыгезалова о Рашиде Бейбутове:
ВЕЛИКИЙ МАСТЕР (1996 г.)
Мне посчастливилось в 1963-1966 годах работать с Рашидом Меджидовичем. Я в жизни сталкивался с выдающимися мастерами музыкального искусства, это — прежде всего мой учитель Кара Караев, это маэстро Ниязи, с которым связывала меня долгая творческая дружба, это — Рашид Бейбутов, творческая дружба с которым мне дала очень многое как пианисту и как композитору.
Каждый час общения, работы с Рашидом Меджидовичем для меня являлся внутренним и глубинным обогащением, ибо отношение к своему искусству у этого мастера было особенное — строгое, очень требовательное и принципиальное. Мы, композиторы, свидетели огромной трудоспособности Рашида Меджидовича, когда он по нескольку месяцев подряд работал над песней, словно жил этой песней и вдохновлялся. Да, это были незабываемые дни, дни общения, действительно, с гениальным человеком.
Я с Р.Бейбутовым объездил почти все районы Азербайджана. Трудно передать словами всенародную, великую любовь к Рашиду Меджидовичу. Недавно я просматривал старые фотографии: один из этих снимков сделан на городской площади в Ленкорани, другой — в селе имени М.А.Сабира Ханларского района. Вглядываюсь в завороженные музыкой лица людей, в их лучистые, искрящиеся и радостные глаза. Да, действительно, в их глазах необыкновенная любовь к азербайджанской музыке и мастеру пения.
Для меня было особенно дорого аккомпанировать Р.Бейбутову, так как я многому учился у этого необычайно требовательного человека. И я очень серьезно готовился к своим выступлениям, так же, как и Рашид Меджидович, подолгу «вынашивал» образ той или иной песни.
Я бесконечно благодарен памяти великого мастера за его изумительное, прекрасное и вдохновенное исполнение моего романса «Гаранфил» на слова Натаван и «Песни о Баку» на слова Р.Рзы. В романсе «Гаранфил» замечательный певец создал удивительно нежный, поэтичный и словно благоухающий образ красивого цветка. С каким художественным мастерством и вкусом он исполнял тончайшие интонационные «переливы» в мелодии, ее динамические оттенки, в целом создавая многоплановый образ в музыкальной драматургии.
«Песня о Баку» мне дорога в исполнении двух великих певцов — Рашида Бейбутова и Шовкет ханум Алекперовой. Оба они создали необыкновенно восторженный и лирико-поэтичный образ родного города. Мы с Р.Бейбутовым долго работали над «Песней о Баку», я часто приходил к нему, и мы часами репетировали, оттачивали каждую интонацию, каждую фразу, все каденционные обороты, самые мельчайшие динамические нюансы. Так мы кропотливо, напряженно и с полной эмоциональной отдачей работали над песней. Так рождалось каждое повое сочинение, с которым Рашид Меджидович должен был выйти на сцену.
По просьбе Р. Бейбутова я сделал обработки 30-ти азербайджанских народных песен для голоса и фортепиано, которые вошли в его репертуар.
Каждый час работы с Рашидом Меджидовичем — это радость открытия, сопричастность к прекрасному. И сегодня я в своем творчестве, и, в частности, создавая песню, всегда вспоминаю его советы, словно слышу его обаятельный и мягкий голос…
Р. Бейбутов был удивительно тонким знатоком азербайджанской народной музыки, современного азербайджанского композиторского творчества и вообще всей мировой музыкальной культуры.
Мы месяцами работали над этими песнями и требовательное отношение к азербайджанской народной музыке Р. Бейбутова помогло нам создать высокохудожественные сочинения. Одна из популярных песен — это «Лябу-ляб».
Великий мастер никогда никого не копировал, не подражал и старался внести в исполнение нечто свое. Именно это свое, «бейбутовское» и отличало его от других исполнителей, именно это и была высокая культура мастерства Бейбутова. Рашид Меджидович знал, конечно, что он мастер высокого класса, и от окружающих требовал высокого уважения и почета, ибо он сам относился к окружающим с огромной почтительностью и искренней доверчивостью.
Если ему нравилось вокальное сочинение, то он брался за это сочинение и серьезно работал над ним. Длительное время данные произведения оставались у него, так как он ежедневно работал над ними. Зато, когда Р. Бейбутов выходил на сцену, то песня звучала на уровне Мастера. Любая песня после его исполнения становилась самой популярной. И в этом, думается, весь секрет мастерства.
У меня с Р. Бейбутовым были большие творческие планы. Мною был написан цикл песен специально для него, однако мои планы не осуществились…
Сегодня Р. Бейбутова очень не хватает нашей творческой интел-лигенции,очень не хватает нам всем. Трудно сказать, через сколько столетий повторится Рашид Бейбутов.
По материалам книги “Рашид Бейбутов. Воспоминания”