О.Эфендиев, Ш.Фарзалиев
Термин «тамга» получил широкое распространение во всех странах, подвергшихся монгольским завоеваниям в XIII в. Тамга была одной из самых тяжелых податей, взимавшихся с населения.
Введенная в практику иноземными завоевателями, она надолго пережила монгольское господство, пока не была окончательно ликвидирована на территории Азербайджана Сефевидами, во второй половине XVI в.
В прояснении термина тамга как специфически городской подати большую роль сыграл академик В.Бартольд. В работе «Персидская надпись на стене Анийской мечети Мануче», впервые изданной в 1911 г., он специально остановился на выяснении целого ряда податных терминов в тексте этого эпиграфического памятника.
Вскрывая неточность д’Оссона в трактовке термина «тамга» как исключительно «транзитную пошлину», Бартольд писал: «Термином тамга обозначались не только «droits de douane et de transit«, как утверждал д’Оссон. В этом значении тамга соответствует персидскому термину «бадж», которые еще в первые века ислама употреблялся и арабскими авторами и с которым в словарях иногда отождествляли слово тамга».
На основе сведений источников (сочинений Рашид ад-Дина, Вассафа, Нахчивани и др.) он установил, что значение тамги неизмеримо шире транзитной пошлины — бадж, тамга имела собирательное значение, под этим термином «понимали все налоги, взимавшиеся в городах с торгово-промышленных заведений до публичных домов включительно. Поэтому с понятием о тамге связано не столько понятие о дороге и дорожной пошлине, сколько о городах и городских сборах«.
Ссылаясь на Рашид ад-Дина, Бартольд говорил о «городской тамге» и о «тамгачи городов».
В дальнейшем исследователи, подтвердив это общее определение тамги, попытались уточнить и конкретизировать ее назначение и форму взимания.
Так, А.Ализаде пришел к следующим выводам: тамга — налог, взимавшийся с торговых и промышленных заведений городов, и платили его в основном ремесленники и торговцы. Тамга взималась не только с товаров, продаваемых на базарах, но также за провоз товаров в качестве таможенной пошлины.
Взимание тамги в основном производилось в денежной форме, и это обозначалось термином «нагд» (наличный).
И.Петрушевский также считал, что значение тамги прочно определено В.Бартольдом: подать с городского ремесла и всевозможных городских промыслов и занятий, а также с торговли на базарах «как с крупной оптовой, так и с мелкой, розничной вплоть до торговли предметами продовольствия и дровами, привозимыми на городские базары окрестными крестьянами«.
Таким образом, «тамга взимылась не только с горожан, но с сельского населения, продававшего предметы продовольствия на базарах«.
И.Петрушевский также противопоставлял тамгу хараджу, калану и кубчуру, взимавшихся с сельского хозяйства. Ученый отмечал, что в значении дорожных пошлин тамга соответствовала персидскому термину «бадж».
Несколько иного мнения о тамге придерживался Р.Кикиадзе, посвятивший специальную статью рассмотрению характера этой подати при Ильханах. Судя по краткому резюме, тамга в работе характеризовалась им как торговый сбор, не распространявшийся на ремесленное производство (ремесленники платили тамгу только во время продажи своих изделий). По мнению ученого, наряду с тамгой в XIII-XIV вв. существовал специальный ремесленный налог (джихат, мал-и мухтарифе).
В своих комментариях к тексту «Трактата о финансах» Насир ад-Дина Туси, В.Минорский указывал, что тамга «относилась к разным видам городских сборов (т.е. городские пошлины на ввозимые товары). Ссылаясь на Рашид ад-Дина, Минорский говорил о тамге как о «самом наличном» (накдтарин) из государственных налогов. В XV в. термин тамгават (мн. ч. от тамга), по мнению Минорского, означал «всякого рода не основанные на Коране сборы, рассматриваемые как злоупотребления«.
Итак, по мнению исследователей, термин «тамга», с одной стороны обозначал собственно городские налоги (с ремесла и пр.), с другой — употреблялся в собирательном значении, включая таможенные сборы (т.е. бадж). К этом у следует добавить, что налог с монетных дворов за чеканку монет также в источниках назван «тамгой».
В Азербайджане и сопредельных странах тамга, по-видимому, вошла в практику в правление Абака-хана (1265-1282). Так, Рашид ад-Дин писал, что Абака-хан «ввел в румских владениях такую тамгу, которая там в обычае не была«.
Наср ад-Дин Туси, касаясь происхождения тамги, отмечал, что «с богатых людей и торговли ничего не требовали, кроме того, что полагалось давать падишаху из состояния, так что из 240 динаров давали один динар, и это называлось «мал-и тамга», а после Чингисхана ее стали называть тамгой«.
Размеры тамги были неизмеримо выше и стали настоящим бедствием для городского населения Азербайджана и других завоеванных монголами стран.
Хамдаллах Казвини, говоря о целом ряде городов, указывал, что в них «обязанности перед диваном определены тамгой». На основании его сведений, И.Петрушевский дал сводку сравнительных данных о податных поступлениях с крупных городов государства Ильханов: например из 115 туманов податей Тебризского тумана (города с сельским округом) 87,5 тумана составляла тамга с г. Тебриза. Следовательно, городская торговля и ремесленное производство были главным источником государственных доходов с городов.
Взимание тамги явилось одной из жестоких форм выкачивания монгольскими кочевниками средств из порабощенных ими стран с развитой городской жизнью, развитым ремесленным производствоми и торговлей. Сведения о размере дают возможность судить о ее тяжести для горожан.
До Газанхана (1295-1304) тамга взималась в размере 10% со всякой торговой сделки. В целях возрождения городской жизни при Газанхане в некоторых городах тамга была уменьшена на половину, а в ряде других — отменена совсем. Но позднее размеры тамги вновь увеличились.
Другие сведения о тамге относятся ко второй половине XI в. По сообщению Абдаллах б. Фатхаллах ал-Багдади ал-Гийаси, Узун Гасан (1453-1478) размер тамги «снизил до 1 дирхема с 20 (сократив ее) наполовину, и таким образом уменьшив ее в сравнении с тем, что обычно взимали ранние султаны«. Из данного открывка можно заключить, что при Узун Гасане тамга составляла 5%.
Во взимании тамги преобладала система «мукатна», т.е. отдача сбора этого налога на откуп. Откупщики, как правило, взимали тамгу в значительно превышающем установленную сумму размере.
В.Бартольд писал: «По-видимому, тамга отдавалась на откуп определенному лицу, которон обязывалось вносить в казну известную сумму, собирало для себя гораздо больше«.
Упразднение налогов, в том числе и тамги, было популярным требованием городского населения Азербайджана и других стран, освободившися от монгольского ига.
По этому поводу В.Бартольд писал: «О подобных городских сборах, конечно, ничего не говорилось в шариате, и потому они в глазах представителей мусульманского права причислялись к несогласным с предписаниями веры поборам, отмена которых была богоугодным делом», «отмена тамги… упоминается среди действий государя, считавшего необходимым перед смертью или ввиду угрожавшей опасности покаяться в своих грехах«.
Попытки, хотя и неудачные, упразднить тамгу и тем самым создать лучшие условия для ремесла и торговли в городах предпринимали правители государства Ак-Коюнлу на территории Азербайджана. Узун Гасан стремился полностью отменить тамгу, но столкнулся с решительным сопротивлением эмиров, не желавших терять богатый источник дохода.
Инициатор реформ султана Иакуба (1478-1490) кази Сефи ад-Дин Иса также обьявил, что конечная цель реформ — отмена тамги; когда обеспечат повсеместный сбор поземельного налога (хараджа) и его поступление в казну, то станет возможным покрыть доходы от «разных тамга» и затем можно будет упразднить ее.
Один из последних султанов династии Ак-Коюнлу, Ахмед, в 1497 г. отменил все налоги, не основанные на шариате. Было отменено около двух десятков податей и повинностей, среди которых была возможно и тамга. Реформа не пережила автора, который удержался у власти только полгода.
Занимая важные позиции в городской экономике, мусульманское духовенство из корыстных интересов, но прикрываясь демагогическими лозунгами, иногда добивалось сокращения или отмены тамги.
Тамга оставалась обременительным налогом в Азербайджане и в XVI в. Купец из Венеции, посетивший страну в начале XVI в. отмечал, что в Тебризе существовал «скверный обычай», по которому вякий, у кого была на базаре лавка, ежедневно должен был платить сборы за право торговли.
Он отмечал, что «даже публичные женщины платили этот сбор», т.е. тамгу, «соответственно своей красоте; поэтому та, которая была более красива, должна была больше платить«. Этот сбор уплачивали тебризцы, и приезжие мусульмане и христиане. Венецианец отмечал, что все эти сборы поступали в пользу откупщиков. От сообщал также, что христанские купцы, прибывающие в Тебриз из любой страны, должны были уплачивать 10% со всякого товара или торговой сделки, мусульманские купцы — 5%. За провозимые транзитом товары платили сумму, определяемую весом товаров. Все сборы от торговли, совершаемой в Тебризе, поступали откупщику.
Имеются сведения о том, что к моменту упразднения тамги в государстве Сефевидов, этот налог составлял 30,000 туманов.
Тамга была окончательно отменена шахом Тахмаспом I в 1565 г. Текст фирмана об отмене тамги был высечен на одной из арок соборной мечети г. Тебриза. Из текста фирмана выясняется, что до этого Тахмасп I провел сокращение тамги наполовину, т.е. в данном случае речь идет об отмене остатка. В указе говорится об отмене «тамги всех богохранимой страны, в частности Азербайджана, Ирака, Фарса, Хорасана, Ширвана и Гиляна, включая тамгу от чеканки золотых и серебряных монет, которая до сих пор не была упразднена«.
Кроме того, исследователями был обнаружен указ от 1565 г., об отмене тамги с монетного двора Нахчывана. В этом указе говорится, что налог, взимаемый с монетных дворов за чеканку золотых монет, также считается тамгой и подлежит отмене.
Итак, отмена тамги в указах шаха Тахмаспа I обьясняется как благотворительное деяние государя, который заботился об облегчении положения своих подданных. Но на самом деле, подлинной причиной этого указа был упадок городской жизни и торговли во второй половине XVI в.
Упразднение тамги, важной статьи доходов казны, было вынужденной мерой со стороны центрального правительства, вызванной обострением классовых противоречий и интересами подъема городской жизни, ремесла и международной торговли. В дальнейшем, в источниках вместо тамги упоминались другие, более умеренные налоги с ремесла и торговли.
По материалам издания «Ближний и Средний Восток: Товарно-денежные отношения при феодализме»